Рабочая программа по учебному предмету Природоведение для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» для 5-6 классов
(авторы Т.М. Лифанова, Е.Н., Соломина) (Рабочие программы по учебным предметам.
ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9
классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2019).
Предмет «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Первые
природоведческие знания дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При
знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы
формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в
природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы,
сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения
об охране здоровья человека.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение
анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи и зависимости.
Актуальность изучения предмета «Природоведение» в 6 классе заключается в том,
что он является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению
элементарных биологических, географических и исторических знаний. Дети должны
научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные
причинно-следственные связи в природе. Предмет «Природоведение» не только обобщает
знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в
I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и
одновременно служит основой для них.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить
обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами реализации курса «Природоведение» являются:
 формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
 демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
 формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
 воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
 воспитание социально значимых качеств личности.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Природоведение» реализуется через:
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на ярких деятелей
культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который
они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их
жизни, на мотивы их поступков;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,











проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном
усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют
на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная
активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они
в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный
материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и
предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от
понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно

недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения,
факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей,
отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они
нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп
усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II
группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного
задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это
свидетельствует о низкой способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы
полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно.
Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении
дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время
выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение
учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки
одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти
школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и
объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое.
Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить
значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой
вспомогательной школы.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и
какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех
в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых
школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых
затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального
обучения.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
на
предмет
«Природоведение» в 6 классе отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год).
Сроки реализации программы: с сентября по май.
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета

Программа по природоведению состоит из шести разделов:
"Вселенная", "Наш дом - Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир",
"Животный мир", "Человек".
При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в
этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные
изменения в природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с
названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения
этих названий.
В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,
принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V
классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с
наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей
страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от
обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем
родном крае.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные на I этапе обучения. Приводятся простейшие
классификации растений и животных. Педагогическому работнику необходимо обратить
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных,
показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны
представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть
времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего
края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями
следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую
культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть ее красоту.
Раздел "Человек" включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и
неживой природе, полученные в курсе "Природоведение".
2.2. Связь учебного предмета «Природоведение» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Природоведение», однако в наибольшей мере предмет «Природоведение» способствует
формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 уважительно и бережно относиться к людям труда;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый, незнакомый и т.п.);
 использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
 использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
 применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней
свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
 использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для
решения познавательных и практических задач;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Разделы программы по предмету «Природоведение» изучаются с 5 по 6 класс,
благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически, с постепенным наращиванием
сведений по темам, включённым в содержание 5-го и последующих классов.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять
логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера
(в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые,
почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы:
жизнь растений, животных и человека. Человек - частица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира,
показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач учебного предмета "Природоведение" является формирование
мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой
предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются
на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания,
полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое
количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся
(наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более
прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и
содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений,
предусмотренных
программой,
доступно
непосредственному
наблюдению
обучающимися).
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть
отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении
природоведческого материала.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.
На уроках природоведения в 6 классе формируются следующие личностные
результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми
в
повседневной жизни;
 владение
навыками
коммуникации
и
принятыми нормами
социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;




формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.

3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы,
небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях,
фотографиях;
 представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное
ископаемое);
 называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);
 соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
 выполнение несложных заданий под контролем учителя;
 адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения,
понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
 узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
 условиях;
 знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по
заданию педагога;
 представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
 отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (полезные ископаемые, металлы, цветные металлы,
драгоценные (благородные металлы);
 называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
 выделение существенных признаков групп объектов;
 участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
 выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
 совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
 слушание учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов;









заполнение таблиц, построение схем;
выполнение упражнений;
наблюдение;
работа с учебником, раздаточным материалом;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.

3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
В процессе проектной деятельности по предмету природоведение расширяется
образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к
предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности
по речевой практике, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся к выпуску
наблюдается
формирование всех компонентов исследовательской
культуры:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации;
умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Типы проектов:
 исследовательские;
 творческие;
 информационные;
 социально значимые.
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
 групповые;
 индивидуальные;
 коллективные;
 внутришкольные;
 внутриклассные.
Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках
природоведения:
 Растительный мир.
 Строение растения.
 Лекарственные растения.
 Животные суши и водоемов.
 Насекомые.
 Рыбы.
 Птицы.
 И др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет
не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (продуктивные, репродуктивные,
творческие).
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью
учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи
учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия
на обучающегося.
Критерии для оценивания письменных работ в форме тестирования:
Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет ошибок
(возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или
непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущено одна-две ошибки
или два-три недочета (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: в работе допущено от трех до пяти ошибок или более трех –
четырех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» – не ставится.
Критерии для оценивания практических (лабораторных) работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно провел все опыты в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, вычисления и
сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) было допущено два-три недочета;
3) было не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) эксперимент проведен не полностью;
5) в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1)
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2)
подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3)
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении
работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и
оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» – не ставится.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
1. Введение. Живая природа:
растения, животные,
человек.
2. Растительный мир.
Разнообразие
растительного мира на
нашей планете.
3. Среда обитания растений.

Кол-во
часов
1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Домашнее
задание
Стр. З- 4 ,
вопросы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр. 6-8,
вопросы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

стр. 8-12,
вопросы.

ЭОР

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

стр. 12-15,
вопросы.
стр. 15-17,
вопросы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Хвойные деревья

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

8.

Дикорастущие растения.

1

9.

Культурные кустарники.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

10.

Травы.

1

11.

Декоративные растения.

1

12.

Лекарственные растения

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

13.

Комнатные растения. Уход
за комнатными растениями

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

14.

Растительный мир разных
районов Земли.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

15.

Растения нашей страны ,
Красная книга нашей
области.
Животный мир.
Разнообразие животного
мира.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

стр. 17-20,
вопросы,
сообщение.
стр. 20 -23,
вопросы.,
сообщение
стр. 23 -25,
вопросы.
стр. 25 -27,
вопросы,
сообщение.
стр. 27 -29,
вопросы.
стр. 29 -32,
вопросы,
сообщение.
стр. 35 -39,
вопросы,
сообщение.
стр. 32 -35,
вопросы,
сообщение.
стр. 32 -35,
вопросы,
сообщение.
стр. 42-45,
вопросы,
сообщение.
стр. 42-45,
вопросы,
сообщение.

17.

Среда обитания.
Животные суши и
водоемов

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

стр. 51 -54,
вопросы,
сообщение.

18.

Животные: насекомые,
рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр. 54-45,
вопросы,
сообщение.

19.

Насекомые.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр. 42-56,
вопросы,
сообщение.

4.

Строение растений.

1

5.

1

6.

Дикорастущие и
культурные растения:
деревья, кустарники,
травы.
Лиственные деревья.

7.

16.

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

20.

Бабочки, стрекозы, жуки.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр. 56-59,
вопросы,
сообщение

21.

Кузнечики, муравьи,
пчелы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

стр. 62-66,
вопросы,
сообщение

22.

Рыбы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

23.

Морские и речные рыбы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

24.

Земноводные. Лягушки,
жабы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

25.

Пресмыкающиеся: змеи,
ящерицы, крокодилы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

26.

Птицы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

27.

Ласточки, скворцы,
снегири, орлы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

28.

Лебеди, журавли, чайки.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

29.

Птицы нашего края.
Охрана птиц.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

30.

Млекопитающие.
Млекопитающие суши.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

31.

Млекопитающие морей и
океанов.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

32. Домашние животные в
городе и деревне.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

33.

Сельскохозяйственные
животные: лошади.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

34.

Сельскохозяйственные
животные: коровы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

35.

Сельскохозяйственные
животные: свиньи, козы,
овцы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

стр. 66-68,
вопросы,
сообщение
стр. 68 -72,
вопросы,
сообщение
стр. 72 -74,
вопросы,
сообщение
стр. 74 -78,
вопросы,
сообщение
стр.78 -80,
вопросы,
сообщение
стр. 80 -83,
вопросы,
сообщение
стр. 83-86,
вопросы,
сообщение
стр. 86 -88,
вопросы,
сообщение
стр. 90 -93,
вопросы,
сообщение
стр. 93 -96,
вопросы,
сообщение
стр.86 - 99,
вопросы,
сообщение.
стр.99 - 101,
вопросы,
сообщение
стр. 101 —
104,
вопросы,
сообщение
стр.1О4- 106,
вопросы,
сообщение

36.

Домашние птицы: куры,
утки, индюк.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

37.

Уход за животными в
живом уголке или дома.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

38.

Аквариумные рыбки.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

39. Попугаи, канарейки.

40.

Морские свинки, хомяки,
черепахи.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

41.

Домашние кошки.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

42.

Собаки.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

43.

Животные холодных
районов Земли.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

44.

Животные умеренного
пояса.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

45.

Животные жарких районов
Земли.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

46.

Животные мир нашей
страны.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

47.

Охрана животных.
Заповедники.
Заказники.
Животные нашей
местности. Красная книга
области.
Обобщающий урок по
теме: животный мир.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

50.

Человек.
Как устроен наш организм.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

51.

Как работает наш
организм. Здоровый образ
жизни человека.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

48.

49.

стр1О6 -109,
вопросы,
сообщение
стр. 109-112,
вопросы,
сообщение
стр.112 -114,
вопросы,
сообщение
стр.114 -116,
вопросы,
сообщение
стр.116-118,
вопросы,
сообщение
стр.118 -120,
вопросы,
сообщение
стр. 120-122,
вопросы,
сообщение
стр. 122-126,
вопросы,
сообщение
стр.126 -129,
вопросы,
сообщение
стр.129 -133,
вопросы,
сообщение
стр.1ЗЗ -136,
вопросы,
сообщение
стр.1З6 -139,
вопросы,
сообщение
стр.1З9 -142,
вопросы,
сообщение
повторение,
вопросы,
сообщение
стр.142 -146,
вопросы.
стр. 146-148,
вопросы,
сообщение

52.

Осанка.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

53.

Органы чувств.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

54.

Правила гигиены и
охрана органов чувств.
Здоровое питание.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

55.
56.

57.

58.

59.
60.

Дыхание. Органы
дыхания. Правила
гигиены.
Оказание первой
медицинской помощи

1

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Практическая работа.
Оказание первой
медицинской помощи
Профилактика
простудных заболеваний.
Специализация врачей.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Медицинские учреждения
нашего города.
62.
Телефон экстренной
помощи.
63.
Повторно — обобщающий
урок по теме: Человек.
64.
Обобщающий урок.
Неживая природа.
65.
Обобщающий урок.
Живая природа.
66.
Самостоятельная работа.
Живая и неживая природа.
67.
Практическая работа.
Гербарии.
68.
Экскурсия в музей: Живая
природа.
Итого: 68 часов
61.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.151 —
153,
вопросы.
Стр. 153 —
156,
вопросы
Стр.156160,
вопросы
Стр. 160163,
вопросы
Стр. 163 —
166,
вопросы
Стр. 166
— 169,
вопросы
Ответить на
вопросы.
Ответить на
вопросы.
Стр. 172175,
вопросы
Стр.175,
вопросы
Стр. 176,
вопросы
Тесты,
вопросы
Тесты,
вопросы
Тесты,
вопросы
Тесты,
вопросы
Повторение
Повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».