Рабочая программа по учебному предмету Адаптивная физическая культура для 8 класса

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по адаптивной физической культуре для обучающихся V - IX классов является
логическим продолжением соответствующей учебной программы I - IV классов.

Основная цель изучения адаптивной физической культуры заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к адаптивной физической культуре, повышении
уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков адаптивной физической культуры:
 воспитание интереса к физической культуре и спорту;
 овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающихся;
 коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие
и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм
поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия,
самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
 воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Адаптивная физическая культура» реализуется
через:
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
 демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности
 использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций
для обсуждения в классе
 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, лицам.
 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
времяурока.
 Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
 Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
2

 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного
задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими
обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное
осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются
в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения
материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных
знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой
способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения
задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они
не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют
задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в
определенной мере осознанном процессе усвоения.
3

К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно.
Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать
выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого
задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно,
другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им
требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее
задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем
предлагается программой вспомогательной школы.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого
объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в
обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников
специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение
ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
Медицинская
Характеристика групп
группа
Основная

К ней относятся: обучающиеся без отклонений в состоянии
здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее
функциональное состояние и соответственную возрасту
физическую подготовленность; учащиеся с незначительными
(чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от
сверстников в физическом развитии физической
подготовленности

Подготовительная

К ней относятся: практически здоровые обучающиеся, имеющие
те или иные морфофункциональные отклонения или физически
слабо подготовленные; входящие в группы риска по
возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в
стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет

Специальная
группа«А»

К специальной группе А относятся обучающиеся с отчетливыми
отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические
заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации)
или временного характера либо в физическом развитии, не
мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной
работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок.

4

Специальная
группа«Б»

К специальной группе Б относятся обучающиеся, имеющие
значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного
(хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и
временного характера, но без выраженных нарушений
самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий
в общеобразовательных учреждениях.

1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Адаптивной
физической культуры» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации программы:
1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание программы отражено в следующих разделах: "Гимнастика", "Легкая
атлетика", "Лыжная и конькобежная подготовки", "Подвижные игры", "Спортивные игры". В
каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: "Теоретические сведения" и
"Практический материал". Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей
обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из
области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
В разделе "Гимнастика" (подраздел "Практический материал") кроме построений и
перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без
предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается
без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К
упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок, упражнения со скакалками,
гантелями и штангой, на преодоление сопротивления, упражнения для корпуса и ног;
элементы акробатики.
В раздел "Легкая атлетика" включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание,
которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости,
быстроты).
Освоение раздела "Лыжная и конькобежная подготовка" направлена на дальнейшее
совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют
коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия
не позволяют систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует
заменить их занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует
проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем
воздухе.
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы "Подвижные
игры" и "Спортивные игры", которые не только способствуют укреплению здоровья
обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки
коллективного взаимодействия. Начиная с V-ro класса, обучающиеся знакомятся с
доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом,
хоккеем на полу (последнее может использоваться как дополнительный материал).
Теоретические сведения.
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни
человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической
культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических
упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты
сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания образовательной организации.
Гимнастика. Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по
ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
5

Практический материал: построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения
на дыхание, для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи, расслабления мышц,
укрепления голеностопных суставов и стоп, укрепления мышц туловища, рук и ног, для
формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми
мячами, большим мячом, набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и
перелезание, упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития
пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на
преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
Легкая атлетика. Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного
аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину. Фазы
прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к
предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в
легкоатлетических эстафетах.
Практический материал:
а) ходьба: ходьба в разном темпе, с изменением направления; ускорением и замедлением,
преодолением препятствий;
б) бег: медленный бег с равномерной скоростью, бег с варьированием скорости, скоростной
бег; эстафетный бег, бег с преодолением препятствий, бег на короткие, средние и длинные
дистанции, кроссовый бег по слабопересеченной местности;
в) прыжки: отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий; прыжки в длину
(способами "оттолкнув ноги", "перешагивание"); прыжки в высоту способом "перекат";
г) метание: метание малого мяча на дальность, метание мяча в вертикальную цель, метание в
движущую цель.
Лыжная и конькобежная подготовки.
Лыжная подготовка.
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как
средство закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни, санитарно-гигиеничекие требования к занятиям на лыжах. Виды
лыжного спорта, сведения о технике лыжных ходов.
Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный
бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и
спусков. Повороты.
Конькобежная подготовка
Теоретические сведения.
Занятия на коньках как средство закаливания организма.
Практический материал. Стойка конькобежца. Бег по прямой. Бег по прямой и на
поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.
Подвижные игры.
Практический материал.
Коррекционные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений (игры с: бегом, прыжками; лазанием,
метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями, бросанием, ловлей, метанием).
Спортивные игры.
Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения
обучающихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий баскетболом на организм обучающихся.
Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по
свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на
месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в
кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.
6

Подвижные игры на основе баскетбола.
Волейбол. Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие
правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности
игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал.
Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на
месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки
вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после
перемещения вперед, вправо, влево.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
Настольный теннис.
Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.
Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с
вращением мяча. Одиночные игры.
Хоккей на полу.
Теоретические сведения. Правила безопасной игры в хоккей на полу.
Практический материал. Передвижение по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо,
назад, вперед. Способы владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее
изученных правил.
2.2. Связь учебного предмета «Адаптивная физическая культура» с базовыми
учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Адаптивная физическая культура», однако в наибольшей мере предмет «Адаптивная
физическая культура» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем.
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
Регулятивные учебные действия:
 применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
 использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
7



использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Физкультура» изучается ежегодно с
5 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие
разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и
последующих классов):
— «Легкая атлетика»;
— «Гимнастика»;
— «Лыжная и конькобежная подготовка»;
— «Спортивные игры»;
— «Подвижные игры».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках адаптивная физическая культура в 8 классе формируются следующие личностные
результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8

 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
 знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья;
 демонстрация правильной осанки, видов стилизованной ходьбы под музыку,
комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке
головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей
(в положении стоя), комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;
 понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека;
 планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством
педагогического работника);
 выбор (под руководством педагогического работника) спортивной одежды и обуви в
зависимости от погодных условий и времени года;
 знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость,
гибкость, координация;
 демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег,
прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
 определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела)
(под руководством педагогического работника);
 выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой
и учебной деятельности;
 выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под
руководством педагогического работника);
 участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;
 взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
 представления об особенностях физической культуры разных народов, связи
физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и
обычаями народа;
 оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;
 применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической
культуры.
Достаточный уровень:
 представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в
том числе об Олимпийском, Паралимпийском движениях, Специальных
олимпийских играх;
 выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов:
упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей
стоя, сидя, лежа, комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;
 выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
9

 знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание
температурных норм для занятий;
 планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха
и досуга с использованием средств физической культуры;
 знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и
масса тела),
 подача строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих
упражнений (под руководством педагогического работника);
 выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном
техническом уровне;
 участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного
судейства, взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр
и соревнований;
 знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической
культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями
народа;
 доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и
предложение способов их устранения;
 объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью педагогического работника), ведение подсчета при
выполнении общеразвивающих упражнений;
 использование разметки спортивной площадки при выполнении физических
упражнений;
 пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;
 правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
 правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении
подвижных и спортивных игр.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
 слушание учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельные действия по словесной инструкции, просмотр видеоматериалов,
обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов;
 заполнение таблиц, построение схем;
 выполнение упражнений по схеме;
 наблюдение;
 раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
 проектная деятельность;
 оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
При организации проектной работы с обучающимися с интеллектуальной
недостаточностью необходимо учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные
особенности обучающихся. Современное общество требует непрерывного развития
педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности
обучающихся с ОВЗ. Одним из перспективных методов, способствующий решению данных
задач является технология проектной деятельности. Проект всегда направлен на решение
какой- либо практической задачи. Эта деятельность ставит обучающегося в новую
активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться
многомерно (интеллектуально , физически, эмоционально и т.д.)
10

Проектная деятельность учит обучающихся с ОВЗ:
 ставить цель;
 планировать свою работу;
 работать с разными источниками информации;
 перерабатывать информацию;
 выбирать способы реализации целей;
 выделять главное;
 оценивать свою деятельность;
 общаться с другими детьми.
Метод проекта-эта одна из личностно-ориентированных технологий в основе которой лежит
развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве. В работе над проектом могут
использоваться
методы:
активные,
интерактивные
,игровые,
лабораторные,
исследовательская деятельность, метод творческого самовыражения. Продуктами проектной
деятельности обучающихся на уроке адаптивной физической культуры могут быть:
презентации, доклад, демонстрация комплексов упражнений и т.д. Содержание проекта
включает в себя:
Цель: формирование у обучающихся целостных представлений о предмете по выбранной
теме, научиться работать с дополнительными источниками информации;
 научиться применять в работе ИКТ-технологии;
 сформировать навыки публичного выступления;
 расширить кругозор
Этапы проекта:
 Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его
реализации.
 Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.
 Итоговый: защита докладов.
Итоги проекта:
 формирование познавательного интереса ;
 разработка продуктов проекта (мультимедийные презентации, брошюры, буклеты и
т.д.) по выбранной теме.
 публичное выступление и защита докладов по выбранным темам.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
11

При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные
возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического и
психического развития, двигательные возможности.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается:
– как обучающийся овладел основами двигательных навыков;
– как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
– как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
– как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
– как относится к урокам;
– каков его внешний вид;
– соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен
напоминать об этом обучающимся.
Критерии оценки по предмету физической культуры:
Отметка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет
физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп
деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
Отметка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с
помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и
искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности
средний, но к концу урока снижается;
Отметка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно
и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя,
темп деятельности на низком уровне.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия
на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

12

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

I раздел.
Легкая атлетика
1.
Техника безопасности на урокахпо легкой
атлетике. Ходьба в
разном темпе, с изменением
направления.
2.
Личная гигиена при занятиях физическими
упражнениями.Виды
легкой атлетики .
3.
Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей
деятельности.
4.
Бег по слабопересеченной
местности.
5.
Бег скоростной 30 метров с
фиксированием результата.
6.
Челночный бег 3*10 с
фиксированием результата.
7.
Техника безопасности при прыжках в длину.
Прыжки в длинус фиксированием результата.
Прыжки в длину с разбега
способом «согнув ноги» , с 7-9шагов
разбега.
9.
Метание малого мяча на
дальность.
10. Метание метбола из положениястоя (1кг) с
фиксированием
результата.
11. Упражнение на пресс (30сек) с
фиксированием результата.
12. Тест на выносливость. Прыжки на скакалке
(30 секунд) с фиксированием результата.
13
Правила судейства по бегу, прыжкам,
метанию.
14. Проект «Легкая атлетика-королева
спорта».
II раздел. Гимнастика
14. Правила поведения на занятиях по гимнастике.
Виды гимнастики.
15. Упражнения на формирования иукрепления
правильной осанки.
16. Упражнения с набивными мячами.
17. Упражнения с гантелями.
18. Упражнения с малыми мячами.
19. Упражнения с обручами.
8.

Кол-во
часов

Э
О
Р

1

1

1

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
2

1
1
1
1
1
1

13

20.

21.
22.
23.

Упражнения для развития
пространственно-временной
дифференцировки и точности
движений
Упражнения со скакалками.
Выполнение команд с контролем и
без контроля зрения.
Упражнения на преодоление сопротивления;
переноска грузов и передача предметов.

III раздел. Лыжная и конькобежная подготовка.
Инструктаж по технике безопасности на
23.
уроках по лыжной
подготовке. Зимние виды спорта.
24.
Санитарно-гигиенические требования к
занятиям по лыжной подготовке. Виды
лыжного спорта,
сведения о технике лыжных ходов.
25.
Олимпийские зимние виды спорта.
Параолимпийские виды спорта.
26.
Занятия на коньках как средство
закаливания организма.
27.
Стойка конькобежца. Бег по
прямой
28.
Бег по прямой и на поворотах.
Вход в поворот.
29.
Свободное катание.
30.
Бег на время. (тест)
IV раздел. Подвижные игры.
31.
Подвижные игры с бегом.
32.
Подвижные игры с прыжками.
33.
Подвижные игры с преодолением
препятствий.
34.
Подвижные игры с ловлей и
метанием мяча.
V раздел. Спортивные игры.
35.
Баскетбол. Влияние занятий
баскетболом на организм.
36.
Правила игры в баскетбол, правила
поведения при выполнении упражнений с
мячом.
37.
Стойка баскетболиста. Передвижение в
стойке вправо,
влево, вперед, назад с ведением.
38
Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и
от груди с места.
39.
Эстафеты с ведением мяча.
40.
Общие сведения об игре в волейбол,
простейшие правила
игры,
41.
Расстановка и перемещение
игроков на площадке.

1

1
1
1

2

2

1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

1
1

1

1
1
1

1

14

42.

43.

44.
45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.
53.

Права и обязанности игроков,
предупреждение травматизма приигре в
волейбол.
Отбивание мяча снизу двумя руками через
сетку на месте и в
движении.
Прыжки вверх с места и шага,
прыжки у сетки.
Многоскоки.
Учебные игры на основе
волейбола.
Теннис. Правила соревнований.

1

Парные игры. Тактика парных игр.
Подача мяча слева и справа, удары слева,
справа, прямые с вращением
мяча.
Подача мяча прямые с вращением
мяча.
Правила безопасной игры в хоккей
на полу.
Способы владения клюшкой,ведение
шайбы.
Учебные игры с учетом ранееизученных
правил.

1
1

VI раздел. Легкая атлетика.
54. Бег скоростной 30 метров с
фиксированием результата.
55. Прыжки в длину с фиксированием
результата.
56. Упражнение на пресс (30сек) с
фиксированием результата.
57.

58.

59.
60.
Итого:

1

1
1
1
1

1
1
2
1

1
1
1

Тест на выносливость. Прыжки на скакалке
(30 секунд) с
фиксированием результата.
Метание метбола из положения
стоя (1кг) с фиксированием результата.

1

Челночный бег 3*10 с
фиксированием результата.
Метание малого мяча в цель.
Эстафетные игры.

1

1

1
1
68

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».