Рабочая программа по учебному предмету Адаптивная физическая культура для 6 класса

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по физической культуре для обучающихся V - IX классов является логическим
продолжением соответствующей учебной программы I - IV классов. Основная цель изучения
физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к
физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития,
социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
 воспитание интереса к физической культуре и спорту;
 овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной
подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями
обучающихся;
 коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
 развитие и совершенствование волевой сферы;
 формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений
деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков
и во внеучебной деятельности;
 воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков.
Воспитательный потенциал предмета «Адаптивная физическая культура» реализуется
через:
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
—демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности — использование на уроках
информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы








использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам включение в урок
игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность





обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного
задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение
объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими
обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При
выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь
взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения
эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном
понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без
помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая
самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как
активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не
затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут
быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у обучающихся II
группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми
того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное осознание вновь
сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить
главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно
понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении.
Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся
значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения
материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить
при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся
данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить
адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность,
Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после
чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут
основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и

лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере
осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на самом
низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они
нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать
выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого
задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно,
другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им
требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее
задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается
программой вспомогательной школы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном подходе
в процессе фронтального обучения.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, С этой целью используются
методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание учителю следует
уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных
этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета
имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений,
проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в
условиях специального обучения.
Особенности психофизического развития детей определяют специфику их
образовательных потребностей.
Организация
уроков
по
адаптивной
физической
культуре
требует
дифференцированного подхода к детям. Поэтому все учащиеся в зависимости от состояния
здоровья делятся на группы: основная, подготовительная и специальная. Специальная
медицинская группа условно делится на А и Б.
Медицинская
группа
Основная

Подготовительная

Специальная
группа«А»

Специальная

Характеристика групп
К ней относятся: обучающиеся без отклонений в состоянии
здоровья
и
физическом
развитии,
имеющие
хорошее
функциональное
состояние
и
соответственную
возрасту
физическую подготовленность; учащиеся с незначительными (чаще
функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников
в физическом развитии физической подготовленности
К ней относятся: практически здоровые обучающиеся,
имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или
физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по
возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в
стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет
К специальной группе А относятся обучающиеся с
отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного
(хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии
компенсации) или временного характера либо в физическом
развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или
воспитательной работы, однако, требующие ограничения
физических нагрузок.
К специальной группе Б относятся обучающиеся, имеющие

группа«Б»

значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного
(хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного
характера, но без выраженных нарушений самочувствия и
допущенные
к
посещению
теоретических
занятий
в
общеобразовательных учреждениях.

1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Адаптивная
физическая культура» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации программы: 1
год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета.
Содержание программы отражено в следующих разделах: "Гимнастика", "Легкая
атлетика", "Лыжная и конькобежная подготовки", "Подвижные игры", "Спортивные игры". В
каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: "Теоретические сведения" и
"Практический материал".
Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также
предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической
культуры, которые имеют самостоятельное значение.
В разделе "Гимнастика" (подраздел "Практический материал") кроме построений и
перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без
предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без
изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с
предметами добавляется опорный прыжок, упражнения со скакалками, гантелями и штангой, на
преодоление сопротивления, упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.
В раздел "Легкая атлетика" включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки,
метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости,
быстроты).
Освоение раздела "Лыжная и конькобежная подготовка" направлена на дальнейшее
совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют коррекции
психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия не позволяют
систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует заменить их
занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки
физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе.
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы "Подвижные
игры" и "Спортивные игры", которые не только способствуют укреплению здоровья
обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки
коллективного взаимодействия. Начиная с V-ro класса, обучающиеся знакомятся с доступными
видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хоккеем на полу
(последнее может использоваться как дополнительный материал).
 Теоретические сведения.
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни
человека.
 Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической
культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических
упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты
сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.

Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания образовательной
организации.
 Гимнастика. Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по
ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней
гимнастики.
 Практический материал: построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на
дыхание, для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи, расслабления мышц, укрепления
голеностопных суставов и стоп, укрепления мышц туловища, рук и ног, для формирования и
укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми
мячами, большим мячом, набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и
перелезание, упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития
пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на
преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
 Легкая атлетика. Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках
в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при
выполнении прыжков в высоту.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в
легкоатлетических эстафетах.
 Практический материал:
а) ходьба: ходьба в разном темпе, с изменением направления; ускорением и замедлением,
преодолением препятствий;
б) бег: медленный бег с равномерной скоростью, бег с варьированием скорости, скоростной бег;
эстафетный бег, бег с преодолением препятствий, бег на короткие, средние и длинные
дистанции, кроссовый бег по слабопересеченной местности;
в) прыжки: отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий; прыжки в длину (способами
"оттолкнув ноги", "перешагивание"); прыжки в высоту способом "перекат";
г) метание: метание малого мяча на дальность, метание мяча в вертикальную цель, метание в
движущую цель.
 Лыжная и конькобежная подготовки.
 Лыжная подготовка.
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство
закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни, санитарно-гигиеничекие требования к занятиям на лыжах. Виды
лыжного спорта, сведения о технике лыжных ходов.
 Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный
бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и
спусков. Повороты.
 Конькобежная подготовка.
Теоретические сведения.
Занятия на коньках как средство закаливания организма.
Практический материал. Стойка конькобежца. Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах.
Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.
 Подвижные игры.
 Практический материал.
 Коррекционные игры.
Игры с элементами общеразвивающих упражнений (игры с: бегом, прыжками; лазанием,
метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями, бросанием, ловлей, метанием).

 Спортивные игры.
Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения
обучающихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий баскетболом на организм обучающихся.
 Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по
свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на
месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в
кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Волейбол. Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила
игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков,
предупреждение травматизма при игре в волейбол.
 Практический материал.
Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на
месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх
с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после
перемещения вперед, вправо, влево.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
 Настольный теннис.
Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.
 Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с
вращением мяча. Одиночные игры.
Хоккей на полу.
Теоретические сведения. Правила безопасной игры в хоккей на полу.
Практический материал. Передвижение по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад,
вперед. Способы владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее изученных
правил.
2.2 Связь учебного предмета с базовыми учебными действиями.
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Адаптивная физическая культура», чаще данный предмет способствует формированию
следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 уважительно и бережно относиться к людям труда;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом
специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и т.п.);
 использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:

применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
 осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
 использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
2.3. Ключевые темы и их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Адаптивная физическая культура»
изучается ежегодно с 5 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую
систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие
разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и
последующих классов):
— «Легкая атлетика»;
— «Гимнастика»;
— «Лыжная и конькобежная подготовка»;
— «Подвижные игры»;
— «Спортивные игры».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости
от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный
подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.


3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Освоение обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных
предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом
социального взаимодействия.
3.1. Личностные результаты обучения



осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты.


Минимальный уровень:


знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья;



демонстрация правильной осанки, видов стилизованной ходьбы под музыку, комплексов
корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч,
позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении
стоя), комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета;



понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека;



планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством
педагогического работника);



выбор (под руководством педагогического работника) спортивной одежды и обуви в
зависимости от погодных условий и времени года;



знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость,
гибкость, координация;



демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки,
лазанье, ходьба на лыжах, плавание);



определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела)
(под руководством педагогического работника);



выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и
учебной деятельности;



выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под
руководством педагогического работника);



участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;



взаимодействие
соревнований;

со

сверстниками по

правилам

проведения

подвижных игр и



представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической
культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями
народа;



оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий;



применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической
культуры.

Достаточный уровень:


представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том
числе об Олимпийском, Паралимпийском движениях, Специальных олимпийских играх;



выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов:
упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей
стоя, сидя, лежа, комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета;



выполнение строевых действий в шеренге и колонне;



знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание
температурных норм для занятий;



планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и
досуга с использованием средств физической культуры;



знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса
тела);



подача строевых команд, ведение подсчета при выполнении общеразвивающих
упражнений (под руководством педагогического работника);



выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом
уровне;



участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;



знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры
с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;



доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и
предложение способов их устранения;



объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение
ошибок (с помощью педагогического работника), ведение подсчета при выполнении
общеразвивающих упражнений;



использование
упражнений;



пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;



правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;



правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных
и спортивных игр.

разметки

спортивной

площадки

при

выполнении

физических

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов.














слушание учителя;
действия по словесной инструкции;
слушание и анализ ответов обучающихся;
самостоятельная работа с использованием спортивного инвентаря.;
просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
формулировка выводов;
выполнение упражнений по схеме;
наблюдение;
работа со спортивным инвентарем;
самостоятельная работа, работа в парах, группах;
проектная деятельность;
оценивание своих учебных достижений.

3.4. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

При организации проектной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью
необходимо учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности
обучающихся. Современное общество требует непрерывного развития педагогических
технологий, направленных на индивидуальное развитие личности обучающихся с ОВЗ. Одним
из перспективных методов, способствующий решению данных задач является технология
проектной деятельности. Проект всегда направлен на решение какой- либо практической задачи.
Эта деятельность ставит обучающегося в новую активную позицию не столько объекта, сколько
субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально , физически,
эмоционально и т.д.)
Проектная деятельность учит обучающихся с ОВЗ:
 ставить цель;
 планировать свою работу;
 работать с разными источниками информации;
 перерабатывать информацию;
 выбирать способы реализации целей;
 выделять главное;
 оценивать свою деятельность;
 общаться с другими детьми.
Метод проекта-эта одна из личностно-ориентированных технологий в основе которой лежит
развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве.В работе над проектом могут использоваться
методы: активные, интерактивные, игровые, лабораторные, исследовательская деятельность,
метод творческого самовыражения. Продуктами проектной деятельности обучающихся на
уроке адаптивной физической культуры могут быть: презентации, доклад, демонстрация
комплексов упражнений и т.д. Содержание проекта включает в себя:
Цель: формирование у обучающихся целостных представлений о предмете по выбранной теме,
научиться работать с дополнительными источниками информации;
 научиться применять в работе ИКТ-технологии;
 сформировать навыки публичного выступления;
 расширить кругозор
Этапы проекта:
 Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его реализации.
 Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.
 Итоговый: защита докладов.

Итоги проекта:
 формирование познавательного интереса ;
 разработка продуктов проекта (мультимедийные презентации, брошюры, буклеты и т.д.)
по выбранной теме.
 публичное выступление и защита докладов по выбранным темам.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов.

Систем оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце
учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную
картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных
результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой
оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в
различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является
психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание
благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
 как ученик овладел основами двигательных навыков;
 как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
 как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
 как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
 как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
 как относится к урокам;
 каков его внешний вид;
 соблюдает ли дисциплину.
Оценка осуществляется по пятибалльной системе;
5 баллов- слышит команды, действует в соответствии с командой, активность на высоком
уровне, старается достичь результата. Качественно выполняет упражнения.
4 балла- слышит и выполняет задание по команде, активен, иногда пользуется помощью
педагога при выполнении заданий. Корректирует выполнение упражнений в соответствии с
требованием педагога.
3 балла – слышит и выполняет задания не проявляя активности, под контролем педагога м
с помощью педагога. Корректирует выполнение упражнений совместно с педагогом.
2 балла – может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на
ребенка.
Система оценки БУД.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет

отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и
заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника,
в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

4.

№
Тема урока
п/п
I.Раздел. Легкая атлетика
Инструктаж по технике безопасности
1.
на уроках по легкой атлетике. Виды
легкой атлетики.

Кол-во
часов
1

2.

Обучение техники длительного бега.
Кроссовый бег по слабопересеченной
местности.

1

3.

Скоростной без 30 метров, с
фиксированием результата.

1

4.

Бег с варьированием скорости,
3*10(челночный бег) с фиксированием
результата
Техника безопасности при прыжках в
длину. Прыжки в длину с
фиксированием результата.
Прыжки на скакалке.(30 сек) с
фиксированием результата.
Прыжки в длину с разбега способом
«согнув ноги» , с 7-9 шагов разбега.
Метание малого мяча в вертикальную
цель. Метание малого мяча (150гр) на
дальность
Метание набивного мяча из-за головы
из положения стоя с фиксированием
результата
Сгибание и разгибание туловища из

1

5.

6.
7.
8.

9.

10.

1

1
1
1

1

1

ЭОР

11.

12.

положения лежа на 30 сек. С
фиксированием результата.
Эстафетный бег. Правила передачи
эстафетной палочки в
легкоатлетических эстафетах.
Правила судейства по бегу, прыжкам,
метанию.

II.Раздел. Гимнастика.
Правила поведения на занятиях по
13.
гимнастике. Виды гимнастики.
Значение утренней гимнастики.
14.
Упражнения на дыхание.
Упражнение на равновесие.
15.

1

1

1
1
1

16.

Упражнения с гимнастическими
палками.

1

17.

Упражнения с малым обручем.

1

18.

Упражнения с гантелями.

1

19.

Упражнения с набивными мячами.

1

20.

Упражнения на развитие
пространственно-временной
дифференцировки.

1

21.

Упражнения на переноской груза и
передачей предмета.

1

Упражнения на сопротивление.
1
Упражнения с малыми мячами.
1
Выполнение комплекса упражнений по 1
слуховой инструкции.
Упражнения на укрепления мышц
25.
1
туловища, рук и ног.
26.
Опорный прыжок.
1
III.Раздел. Лыжная и конькобежная подготовка.
27.
Занятия на лыжах как средство 1
закаливания организма.
Санитарно-гигиенические
требования 1
28.
к занятиям на лыжах.
29.
Виды лыжного спорта, сведения о 1
технике лыжных ходов.
30.
Олимпийские зимние виды спорта.
1
Параолимпийские виды спорта.
31.
Скандинавская ходьба , как средство
1
влияния на здоровье и самочувствие
человека.
Занятия на коньках как средство 1
32.
закаливания организма.
22.
23.
24.

Стойка конькобежца. Бег по прямой.
1
Бег по прямой и на поворотах. Вход в
1
поворот.
35.
Свободное катание. Бег на время.
1
IV.Раздел. Подвижные и коррекционные игры.
Подвижные игры на равновесие.
36.
1
33.
34.

37.

Эстафетные игры.

1

38.

Подвижные игры с бегом.

1

39.

Подвижные игры с прыжками.

1

40.

Подвижные игры на ориентировку в
пространстве.

1

Подвижные игры на преодоление
препятствий.
42.
Игры с мячами.
Игры на развитие слухового
43.
восприятия.
V.Раздел. Спортивные игры.
44.
Правила игры в баскетбол, правила
поведения
обучающихся
при
выполнении упражнений с мячом.
45
Влияние занятий баскетболом на
организм обучающихся.
Проект
«Баскетбол-история
возникновения в нашей стране».
Стойка баскетболиста. Передвижение
46.
в стойке вправо, влево, вперед, назад.
47.
Передача мяча от груди с места и в
движении шагом.
41.

1

1

1
1

Подвижные
баскетбола.

49.

Бросок мяча двумя руками в кольцо
снизу и от груди с места.

1

50.

Прямая подача.

1

51.
52.

Эстафеты с ведением мяча.
Общие сведения об игре в волейбол,
простейшие правила игры.
Расстановка и перемещение игроков на
площадке.
Прием и передача мяча снизу и сверху
Отбивание мяча снизу двумя руками
через сетку на месте.
Верхняя прямая подача.
Игры (эстафеты) с мячами.
Теоретические сведения о спортивной
игре теннис. Правила соревнований.

1
1

54.
55.
56.
57.
58.

на

1
1

48.

53.

игры

1

основе 1

1
1
1
1
1
1

Правила безопасной игры в хоккей на
полу.
Передвижение по площадке в стойке
хоккеиста влево, вправо, назад, вперед.
Способы владения клюшкой, ведение
шайбы.

1

Учебные игры с учетом ранее
изученных правил.
VI.Раздел. Легкая атлетика.
63.
Техника безопасности при прыжках в
длину. Прыжки в длину с
фиксированием результата.
Прыжки на скакалке.(30 сек) с
64.
фиксированием результата.
65.
Скоростной без 30 метров, с
фиксированием результата.

1

Бег с варьированием скорости,
3*10(челночный бег) с фиксированием
результата.
67.
Метание набивного мяча из-за головы
из положения стоя с фиксированием
результата.
68.
Сгибание и разгибание туловища из
положения лежа на 30 сек. С
фиксированием результата.
ИТОГО:

1

59.
60.
61.
62.

66.

1
1

1

1
1

1

1

68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».