Рабочая программа по учебному предмету Мир природы и человека для 3 класса

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности использованию
знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа
для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который
находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь. На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать, находить
сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы
помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными
изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают
внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цель обучения предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой
и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи обучения :
• уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных
её элементах;
• расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
• вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные
• описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
• формирует знания учащихся о природе своего края;
• формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит
детей бережному отношению к природе.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания предмета «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном

виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных
ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и
т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации
знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой,
коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Мир природы и человека» реализуется через:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
• применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
• применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
• выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
• установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего развития
и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон психики:
моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е.
восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его
сравнения.
Для мышления учащихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей степени те
же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся
представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их
установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность
обобщений. Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они могут установить
различия между отдельными предметами; при обучении способны объединить предметы в
определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия между отдельными
предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах конкретного; при
необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся беспомощными.
Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с большим трудом,
часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого обобщения. Такие
дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в определенной
последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без учета
изображенного содержания. С особой яркостью недостатки мышления умственно отсталых
детей проявляются при обучении грамоте или счету. Такие дети могут научиться чтению,
однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Воспитанники не могут обобщить
прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия, из-за чего
предложения текста оказываются логически не связанными между собой. Допущенных
ошибок дети не замечают, и, соответственно, не могут их исправить. Это говорит о
неосознанном, механическом усвоении материала.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Мир природы и
человека» отводится 2 часа в неделю (68ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Сезонные изменения.
Изучение признаков различных времен года. Знакомство с жизнью растений, животных,
деятельностью человека в разные времена года.
Работа строится по плану первого и второго классов, но при изучении каждого времени
года добавляется наличие явлений, связанных с воздухом. Ветер (холодный, тёплый, сильный,
слабый), температура воздуха в разные времена года.
Изучаются новые виды растений, животных, расширяется кругозор обучающихся,
закрепляются названия месяцев. Обучающиеся знакомятся с календарем, учатся им
пользоваться.
Необходимо включение в этот раздел знаний, связанных с человеком и его деятельностью.
Прежде всего, обращая внимание на игры детей, как наиболее близкое и понятное занятие,
учитель соотносит их с тем или иным временем года, объясняет и фиксирует в сознании
обучающихся их связь с определенным временем года. Изменения одежды по сезону, характер
и содержание работ в саду и огороде объясняется с точки зрения условий сезона. Например,
изучая особенности летнего периода, следует определить, какую одежду и почему носят люди
в это время года, то есть для детей наполняется более ясным смыслом определения зимняя,
летняя, демисезонная одежда. Для закрепления полученных знаний нужно использовать игры,
практические задания. Например, при заданных погодных условиях выбрать одежду для
куклы, для себя. В таких играх важно не просто правильное выполнение задания, но и
объяснение своего выбора. Знание особенностей жизни растений в разные времена года

позволит прогнозировать те или иные виды возможных работ в саду или огороде для каждого
времени года.
Воздух.
В процессе работы необходимо проводить опыты по обнаружению воздуха: дыхание,
свист при резком взмахе палочкой, дуновение на пламя свечи. Эти практические наблюдения
необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсии. Объяснения о направлении ветра,
сторонах горизонта следует проводить с учётом возможностей класса. Некоторые дети
хорошо воспринимают объяснения учителя с использованием глобуса, другим обучающимся
это объяснение трудно, но им доступны представления о жарких и холодных странах (сказки,
мультфильмы), в этом случае определение «север - юг» условно связывается с наличием
подобных стран. Иногда это определение предлагается запомнить.
Растения.
Закрепление представлений о строении растений, представлений о саде, огороде.
Расширение знаний о растениях сада, огорода. Определение по внешним признакам (дерево,
кустарник, трава). Формирование элементарных представлений о лесе, хвойных и лиственных
деревьях, ягодах, грибах.
При формировании понятия о таких группах растений как деревья, кустарники, травы,
опираемся на предыдущий опыт обучающихся, они уже достаточно подготовлены к
восприятию этого материала. Следует обратить внимание на такую тему как «Лес», то есть
изучение не отдельных представителей флоры лесов, а леса как целого природного
сообщества, создает возможность для более глубокого и сознательного усвоения учебного
материала. Прежде всего, обратим внимание на «этажность» леса, не вводя специальной
терминологии. На доступном детям уровне возможно объяснение ярусного строения лесов с
точки зрения стремления каждого растения находиться ближе к источнику света: вверху
самые сильные и светолюбивые, ниже - приспособившиеся к меньшему количеству света,
внизу - травы. Обучая различать лиственные и хвойные деревья, следует вспомнить уже
известные детям деревья: берёзу, дуб, липу и т. д., обратить внимание на то, что все они имеют
листья, оттого они называются лиственные. Сравнение этих деревьев с елью и сосной
обнаружит, что у этих деревьев листья в привычном виде отсутствуют, они превратились в
иголки - хвою, следовательно, такие деревья получат название хвойные.
При формировании представлений о плодах, семенах, необходимо рассматривать процесс
образования плодов и семян (в упрощенном виде). Именно это даст возможность наиболее
точного и прочного усвоения знаний.
Животные
Закрепление представлений о диких и домашних животных. Расширение представлений о
различных животных, птицах. Развитие представлений о роли человека в жизни домашних
животных. Изучение образа жизни, повадок, внешнего вида, связи со средой обитания.
При формировании представлений о диких и домашних животных необходимо показать
обучающимся, что есть животные, способные жить самостоятельно, не пользуясь заботой и
уходом человека, но есть животные, которые не могут жить без этой опеки. При изучении
животных нужно отметить главные условия их существования: тепло, свет, вода, воздух. При
сравнении диких и домашних животных выявляется сходство во внешнем виде, питании,
повадках, образе жизни. Одновременно устанавливаются и отличия внешнего вида, повадок,
образа жизни, среды обитания. Для детей должна стать очевидной идея единства всего мира
животных, роли человека, приручившего некоторых из них, создающего новые породы,
тщательно заботящегося об их разведении и охране. Создаются две схемы работы: домашние
животные (птицы) - внешний вид, повадки, питание, уход за животными, использование их
человеком.
Дикие животные (птицы, рыбы, насекомые) - внешний вид, питание, повадки, образ
жизни, приспособление к смене времен года.
Очень важно сформировать представление о связи диких животных с окружающим их

миром, каждый этап обозначенной схемы увязывать с не случайностью признаков того или
иного животного. Все сведения предлагают обучающимся в доступном для их возраста виде,
в занимательной форме, используя разнообразный наглядный материал.
Человек
Закрепление и расширение представлений о правильном питании человека, профилактике
пищевых отравлений. Формирование элементарных представлений о строении и работе
дыхательной системы человека, профилактика простудных заболеваний и курения.
Формирование элементарных представлений о работе сердца.
Знакомство с работой дыхательной и сердечно-сосудистой систем осуществляется с
опорой на наглядный материал: таблицы, муляжи, которые можно найти в кабинете биологии.
Изучаются основные части этих систем, формируются первичные представления о работе и
значении этих органов. Основное внимание педагога сосредоточено на практической
значимости данного материала.
Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление
солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность,
туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга,
холодный - теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация,
орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные:
клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные
представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад,
восток. Направление ветра.
Живая природа.
Растения.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия).
Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Животные.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за
домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан - свинья, заяц -

кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд,
галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.
Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
2.2. Связь учебного предмета «Мир природы и человека» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Мир природы и человека», однако в наибольшей мере предмет «Мир природы и человека»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
• доброжелательно относиться, сопереживать.
• конструктивно взаимодействовать с людьми.
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
• уважительно и бережно относиться к людям труда;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• формировать положительное отношение к окружающей действительности;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических
и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные учебные действия:
• выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
• дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,
который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся,
коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь
учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в
речь.
На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с предметами и явлениями
в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных
чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать, находить сходство и
различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за
погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем
мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках мир природы и человека в 3 классе формируются следующие личностные
результаты:
• осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
• адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;
• способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах в организации обучения;
• способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;

•
•
•
•
•

владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
жизни, в окружающем мире;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание предмета «Мир природы и человека»;
осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
• правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
• различать объекты живой и неживой природы;
• выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
• называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
• называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
• соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный уровень:
• правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
• различать объекты живой и неживой природы;
• выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
• называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
• называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
• соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
• Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
• овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и
явлениями природы;
• узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
• отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным
признакам;
• знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.

3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Цель: обучения заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи проекта:
• сформировать представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об
основных её элементах;
• научиться работать с дополнительными источниками информации;
• научиться применять в работе ИКТ-технологии;
• сформировать навыки публичного выступления;
• расширить кругозор в области географии, биологии, экологии, истории и культуры
России.
Этапы проекта:
• Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его реализации.
• Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.
• Итоговый: защита докладов.
Итоги проекта:
• формирование познавательного интереса в области географии, биологии, экологии;
• разработка продуктов проекта (мультимедийные презентации, брошюры, буклеты и
т.д.) по выбранной теме.
• публичное выступление и защита докладов по выбранным темам.
Темы проектов для выбора учениками:
• Солнце в разные времена года. Восход и заход солнца.
• Вода на Земле.
• Лекарственные растения
• Грибы. Съедобные и ядовитые.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система
оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает
его смысла, помощь педагога не принимает.
1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в
процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной
ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагога.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных
случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.

4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно,
хорошо использует незначительную помощь педагога.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой ситуации,
способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает
вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по следующей
шкале:
0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации.
Для контроля и учёта предметных достижений обучающихся используются следующие
формы:
Поурочный контроль:
Практическая работа. Работа по карточке. Работа с картами. Работа в тетради на
печатной основе. Самостоятельная работа. Устный опрос. Проведение наблюдений.
Проектная деятельность.
Периодический (тематический) контроль:
Контрольный тест. Проверочная работа. Коллективный проект.
Критерии для оценивания письменных ответов:
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения измерений; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы;
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
было допущено два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
Отметка "3" ставится, если ученик:
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части;
провел работу с помощью учителя;
Оценка самостоятельных письменных работ
Отметка "5"ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета; не более двух-трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов;
при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки,
которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять знания,
нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и
заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися БУД осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений всех участников образовательного процесса (педагоги,
родители, обучающиеся) в конце учебного года и заносится в индивидуальные дневники
наблюдения обучающихся.
Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
любых ситуациях.
Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по
замечанию учителя.
Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет
действия по указанию учителя.
Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию
учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
Сезонные изменения в природе.
1. Времена года. Осень. Осенние
месяцы. Календарь.

2.

Растения и животные осенью.

Кол-во
часов
2

2

ЭОР
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

3.

Занятия людей осенью. Изучаем
правила дорожного движения.

2

4.

Зима. Признаки зимы. Зимние
месяцы

2

5.

Растения зимой и животные зимой

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

6.

Занятия людей зимой Правила
поведения в зимний период
(снежная буря, катание на
коньках).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

7.

Весна. Признаки весны. Весенние
месяцы.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

8.

Растения и животные весной.
Насекомые

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

9.

Признаки лета. Летние месяцы.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

10.

Растения и животные летом.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

11.

Занятия людей весной и летом.
Тест к разделу: «Сезонные
изменения в природе»

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Неживая природа

12.

Солнце в разные времена года
Восход и заход солнца. Сон –
лучшая профилактика усталости

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

13.

Календарь

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

14.

Воздух. Значение воздуха.
Термометр

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

15.

Ветер. Направление ветра.
Поведение во время урагана.
Опрос по разделу « Неживая
природа»

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Живая природа. Растения
16. Сравнение растений.

17.

Части растений: корни, стебли

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

18.

Части растений: листья, цветы

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

19.

Растения сада

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

20.

Лес. Растения леса. Травы.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

21.

Плоды и семена. Лесные ягоды.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

(мультимедийная учебная
презентация).
2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Животные
23. Животные. Охрана животного
мира.

3

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

24.

Дикие и домашние животные.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

25.

Сравнение животных: свинья и
кабан, кролик и заяц (по выбору).
Правила ухода за домашними
животными

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

26.

Птицы. Строение птиц

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

27.

Перелетные, зимующие птицы
Опрос по разделу: «Животные»

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

22.

Грибы. Съедобные и ядовитые.
Профилактика отравлений
Правила поведения в лесу.
Тест к разделу: «Живая природа.
Растения»

Человек
28. Человек. Дыхание человека
Профилактика простудных
заболеваний

29.

Кровь

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

30.

Сердце

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

(мультимедийная учебная
презентация).
31.

Пульс. Поведение
болезни.
Вызов
поликлиники

во время
врача
из

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

32.

Окружающая среда и здоровье
человека

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

33.

Питание человека
Итоговый опрос «Человек»

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

34.

Итоговый опрос «Человек»

1

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».