Рабочая программа по учебному предмету Математика для 3 класса

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» в 3 классе составлена в
соответствии с:
• Основной адаптированной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
• Учебно-методическим комплексом:
- Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Примерная рабочая программа для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- АлышеваТ.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
-Учебник. Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1., Ч. 2.
- Рабочая тетрадь. Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1.,Ч.2.
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Овладение
математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной
социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений,
необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических,
житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования
при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач
образовательно-коррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов в
предметной области «Математика».
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Математика» реализуется через:
• Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками

•

•

•

•
•
•
•

•

(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
При поступлении в третий класс обучающиеся с легкой и умеренной умственной
отсталостью могут иметь разную учебную мотивацию.
Высокий уровень учебной мотивации выражается осознанностью, важностью и
необходимостью учения, обучающиеся охотно ходят в школу, стремятся учиться лучше, с
интересом относятся ко всем предметам. Данные обучающиеся быстро включаются в
учебную деятельность, работают на протяжении всего урока, имеют достаточно
устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание
обучающихся произвольное, могут на протяжении длительного времени работать с
материалом. Учебную задачу принимают и удерживают в полном объеме на протяжении
всего урока. Работу доводят до конца. Развит самоконтроль.
Средний уровень учебной мотивации. Это обучающиеся, которые не всегда могут
работать самостоятельно. Внимание произвольное, к середине урока появляется
утомление. Обучающиеся понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы
отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему
показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части
обучающихся с нарушениями звукопроизношения.
Низкий уровень учебной мотивации. У обучающихся нет особого интереса к учебе.
Внимание непроизвольное. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают
механически, не пытаясь осмыслить, работают по образцу. Обучающимся необходимы

упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь
учителя. Работоспособность низкая. Данные обучающиеся быстро утомляются, чаще
других отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, паузы для отдыха. У
данных обучающихся наблюдаются нарушения устной и письменной речи, работу могут
прервать из-за возникших трудностей. Темп деятельности познавательной активности
ниже среднего показателя класса. Самоконтроль не развит.
1.3. Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для третьего класса курс
«Математика» рассчитан на 136 часов (34 учебные недели), что составляет 4 часа в
неделю.
Срок реализации программы: сентябрь – май
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Наименование раздела
1. Второй десяток
2. Сложение и вычитание чисел второго десятка
3. Умножение и деление чисел второго десятка
4. Сотня
5. Сложение и вычитание чисел
6. Умножение и деление чисел
7. Итоговое повторение
Итого:

Количество часов
12
22
50
12
29
8
3
136

Второй десяток (12 часов)
Нумерация
Линии
Числа, полученные при измерении величин
Пересечение линий
Контрольная работа на тему "Второй десяток"
Работа над ошибками по теме "Второй десяток"
Сложение и вычитание чисел второго десятка (22 часа)
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Точка пересечения линий
Сложение с переходом через десяток
Углы
Вычитание с переходом через десяток
Четырехугольники
Сложение и вычитание с переходом через десяток
Скобки. Порядок действия в примерах со скобками
Меры времени - год, месяц
Треугольники
Контрольная работа на тему "Сложение и вычитание чисел второго десятка"
Работа над ошибками по теме "Сложение и вычитание чисел второго десятка"
Умножение и деление чисел второго десятка (50 часов)
Умножение чисел

Умножение числа 2
Деление на равные части
Деление на 2
Многоугольники
Умножение числа 3
Деление на 3
Умножение числа 4
Деление на 4
Контрольная работа на тему "Умножение и деление чисел 2-4"
Работа над ошибками по теме "Умножение и деление чисел 2-4"
Умножение чисел 5 и 6
Деление на 5 и 6
Контрольная работа на тему "Умножение и деление чисел 5 и 6"
Работа над ошибками по теме "Умножение и деление чисел 5 и 6"
Последовательность месяцев в году
Умножение и деление чисел (все случаи)
Шар, круг, окружность
Контрольная работа на тему "Умножение и деление чисел второго десятка"
Работа над ошибками по теме "Умножение и деление чисел второго десятка"
Сотня (12 часов)
Нумерация
Круглые десятки
Меры стоимости
Числа 21-100
Мера длины - метр
Меры времени. Календарь
Контрольная работа на тему "Сотня"
Работа над ошибками по теме "Сотня"
Сложение и вычитание чисел (29 часов)
Сложение и вычитание круглых десятков
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
Центр, радиус окружности и круга
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков
Сложение и вычитание двузначных чисел
Числа, полученные при измерении двумя мерами
Получение в сумме круглых десятков и 100
Вычитание чисел из круглых десятков и 100
Меры времени - сутки, минута
Контрольная работа на тему "Сложение и вычитание без перехода через десяток"
Работа над ошибками по теме "Сложение и вычитание без перехода через десяток"
Умножение и деление чисел (8 часов)
Умножение и деление чисел
Деление по содержанию
Порядок действий в примерах
Контрольная работа на тему "Умножение и деление чисел "
Работа над ошибками по теме "Умножение и деление чисел "
Итоговое повторение (3 часа)
2.2. Связь учебного предмета «Математика» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении
предмета «Математика», однако в наибольшей мере предмет «Математика» способствует
формированию следующих учебных действий:

Личностные учебные действия:
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
• уважительно и бережно относиться к людям труда;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
• дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый, незнакомый и т.п.);
• использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями;
• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения
Большинство разделов программы по предмету «Математика» изучается ежегодно
с 1 дополнительного по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую
систематизацию знаний.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие
разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 1го дополнительного и последующих классов).
Свойства предметов. Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет,
форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные
(оставшиеся), другие.
Сравнение предметов.
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой,
маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой
же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий
(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче
(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине
(ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины,
высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине,
высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче,
тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий,
низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче,
равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного,
одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу):
тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих:
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало,
больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один,
ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое,
равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова:
больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после
изменения объема.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося,
по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу,
выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед,
за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре),
верхний, нижний, правый, левый край листа, то же для сторон: верхняя, нижняя, правая,
левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени - сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на
следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация.

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление
чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Единицы измерения и их соотношения.
Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр),
времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел.
Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.
Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь
арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического
действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях
(переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения,
вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические
задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на
увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на
нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические
задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения "больше
на (в)...", "меньше на (в)...". Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал.
Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве
и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между).
Геометрические фигуры.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая,
прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка.
Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее
длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире.
Распознавание и называние: куб, шар.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися предмета «Математика» предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
На уроках математики у обучающихся будет сформировано:

•
•
•
•

•

•
•

•
•
•

принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося, начальные
проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;
умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики,
сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием
математической терминологии;
проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся,
желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и элементарные
навыки по осуществлению этой помощи;
начальные элементарные навыки организации собственной деятельности по
выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе
инструкции и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебном пособии
(учебнике или рабочей тетради), новой математической операции (учебного
задания) – под руководством учителя на основе пошаговой инструкции;
начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на странице
учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных обучающимся
(элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых арифметических задач и
их кратких записей), использование иллюстраций в качестве опоры для
практической деятельности;
понимание и воспроизведение записей с использованием математической
символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение
использовать их при организации практической деятельности;
умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в
соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или
одноклассниками, а также с учетом помощи, оказанной обучающемуся при
необходимости;
умение производить элементарную самооценку результатов выполненной
практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;
начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственнобытового труда;
отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении
к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.

3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты делятся на: минимальный и достаточный уровни.
1-ый уровень (минимальный):
• знание числового ряда в пределах 100 в прямом порядке;
• осуществление счета в пределах 100, присчитывая по 1, 10; счета равными
числовыми группами по 2 в пределах 20;
• откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала на основе знания их десятичного состава (с помощью учителя);
• умение сравнивать числа в пределах 100;
• знание соотношения 1 р. = 100 к.; умение прочитать и записать число, полученное
при измерении стоимости двумя единицами измерения (мерами);
• знание единицы измерения (меры) длины 1 м, соотношения 1 м = 100 см;
выполнение измерений длины предметов с помощью модели метра (с помощью
учителя), с записью числа, полученного при измерении длины двумя единицами
измерения (с помощью учителя);

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

знание единиц измерения времени (1 мин, 1 мес., 1 год), их соотношений; умение
прочитать и записать (с помощью учителя) число, полученное при измерении
времени двумя единицами измерения (мерами);
знание названий месяцев; определение последовательности месяцев и количества
суток в каждом из них на основе календаря;
умение определять время по часам с точностью до получаса; с точностью до 5 мин
(с помощью учителя); называть время одним способом;
выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой (в
пределах 100, с помощью учителя);
различение чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин;
выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 (полученных при счете и
при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений;
знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания;
знание названий арифметических действий умножения и деления, их знаков («×» и
«:»); умение составить (с помощью учителя) и прочитать числовое выражение (2 ×
3, 6 : 2) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью
(ситуацией);
понимание смысла действий умножения и деления (на равные части), умение их
выполнять в практическом плане при оперировании предметными совокупностями;
знание названий компонентов и результатов умножения и деления, их понимание в
речи учителя;
знание таблицы умножения числа 2, деления на 2; умение пользоваться таблицей
умножения числа 2 при выполнении деления на 2 (с помощью учителя);
знание порядка выполнения действий в числовых выражениях в два
арифметических действия со скобками;
выполнение решения простых арифметических задач, раскрывающих смысл
арифметических действий умножения и деления: на нахождение произведения,
частного (деление на равные части) и их составление на основе практических
действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;
выполнение решения простых арифметических задач на нахождение стоимости на
основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на
нахождение стоимости (с помощью учителя);
выполнение решения составной арифметической задачи в 2 действия (с помощью
учителя);
умение построить отрезок, длина которого больше, меньше длины данного отрезка
(с помощью учителя);
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых
линий; нахождение точки пересечения без построения;
различение окружности и круга; построение окружности разных радиусов с
помощью циркуля (с помощью учителя).
2-ой уровень (достаточный):
знание числового ряда в пределах 100 в прямом и обратном порядке; месте
каждого числа в числовом ряду в пределах 100;
осуществление счета в пределах 100, присчитывая, отсчитывая по 1, 10; счета в
пределах 20, присчитывая, отсчитывая равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5;
откладывание (моделирование) чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала на основе знания их десятичного состава;
умение сравнивать числа в пределах 100; упорядочивать числа в пределах 20.
знание соотношения 1 р. = 100 к.; умение прочитать и записать число, полученное
при измерении стоимости двумя единицами измерения (мерами);

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

знание единицы измерения (меры) длины 1 м, соотношения 1 м = 100 см;
выполнение измерений длины предметов с помощью модели метра, с записью
числа, полученного при измерении длины двумя единицами измерения;
знание единиц измерения времени (1 мин, 1 мес., 1 год), их соотношений; умение
прочитать и записать число, полученное при измерении времени двумя единицами
измерения (мерами);
знание названий месяцев, их последовательности; определение количества суток в
каждом месяце на основе календаря;
умение определять время по часам с точностью до 5 мин; называть время двумя
способами;
выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой (в
пределах 100);
различение чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин;
выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 (полученных при счете и
при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов
устных вычислений;
знание названий арифметических действий умножения и деления, их знаков («×» и
«:»); умение составить и прочитать числовое выражение (2 × 3, 6 : 2) на основе
соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией);
понимание смысла действий умножения и деления (на равные части, по
содержанию), умение их выполнять в практическом плане при оперировании
предметными совокупностями; различение двух видов деления на уровне
практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание названий компонентов и результатов умножения и деления, их
использование в собственной речи (с помощью учителя);
знание таблицы умножения числа 2, деления на 2; табличных случаев умножения
чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 в пределах 20; умение пользоваться
таблицами умножения при выполнении деления на основе понимания взаимосвязи
умножения и деления (с помощью учителя);
практическое использование при нахождении значений числовых выражений
переместительного свойства умножения (2 × 5, 5 × 2);
знание порядка выполнения действий в числовых выражениях в два
арифметических действия со скобками;
выполнение решения простых арифметических задач, раскрывающих смысл
арифметических действий умножения и деления: на нахождение произведения,
частного (деление на равные части, по содержанию) и их составление на основе
практических действий с предметными совокупностями, иллюстрирования
содержания задачи;
выполнение решения простых арифметических задач на нахождение стоимости на
основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на
нахождение стоимости;
умение составить краткую запись простой и составной арифметической задачи;
моделировать содержание составных задач, записать решение простой и составной
(в 2 действия) задачи, записать ответ задачи;
умение построить отрезок, длина которого больше, меньше длины данного;
узнавание, называние, построение, моделирование взаимного положения двух
прямых, кривых линий; нахождение точки пересечения;
различение окружности и круга; построение окружности разных радиусов с
помощью циркуля.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• выполнение упражнений, заданий;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется
образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к
предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности
по математике, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся к выпуску
наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры:
мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации;
умения т навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Типы проектов:
• исследовательские;
• творческие;
• информационные;
• социально значимые.
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
• групповые;
• индивидуальные;
• коллективные;
• внутришкольные;
• внутриклассные.
Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках
математики:
• Быстрый счет — легко и просто!
• В мире плоских и объемных фигур.
• В мире удивительных чисел.
• В царстве чисел-великанов.
• Великолепные цифры.
• Математика в жизни человека.
• Математика в моей семье.
• Меры длины.

•

И др.

3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Учитывая трудности обучающихся 3 класса в овладении письменной речью, при
оценивании проверочных работ по математике рекомендуется не снижать оценку за
допущенные ими грамматические ошибки (исключение могут составлять слова и
словосочетания, которые широко используются на уроках математики, например:
«задача», «решение», «ответ», «больше на», «меньше на» и пр.).
При определении критериев оценки использована следующая классификация
математических ошибок:
• грубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным
выполнением алгоритма действия; неверное использование знаков равенства или
сравнения; неверно выполненное построение геометрической фигуры;
• негрубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным
списыванием числовых данных, при этом алгоритм действия записанного примера
(задания) выполнен правильно; единичное отсутствие наименований единиц
измерений в записи чисел, полученных при измерении величин; незначительная
неточность в измерении или построении геометрической фигуры.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ:
Оценка «5»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 0;
негрубые ошибки: 0-3.
Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение выполнено
правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении краткой
записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной
задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Оценка «4»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 1-2;
негрубые ошибки: 0-4.

Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении задачи
выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка
вычислительного характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в
формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Оценка «3»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 3-5;
негрубые ошибки: 0-5.
Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении простой
задачи выбор арифметического действия осуществлен верно, допущена 1 ошибка
вычислительного характера; при решении составной задачи верно осуществлен выбор
только одного арифметического действия, допущены 1-2 ошибки вычислительного
характера; ответ задачи записан не полностью либо не записан; есть значительные ошибки
в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Оценка устного ответа:
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдение культуры устной речи.
Оценка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного
года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется
следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Кол-во
Тема урока
ЭОР
п/п
часов
I раздел. Второй десяток (12 часов)
1.
Нумерация
3
Электронный учебник, электронная
2.
тетрадь.
3.
4.
5.
6.

Линии

3

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

7.
8.
9.

Числа,
полученные
при измерении
величин

3

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

10.

Пересечение
1
Электронный учебник, электронная
линий
тетрадь.
11. Контрольная
1
Электронный учебник, электронная
работа на тему
тетрадь.
"Второй
десяток"
12. Работа
над
1
Электронный учебник, электронная
ошибками по
тетрадь.
теме "Второй
десяток"
II раздел. Сложение и вычитание чисел второго десятка (22 часа)
13. Сложение
и
3
Электронный учебник, электронная
14. вычитание без
тетрадь.
15. перехода через
десяток
16.
17.

Точка
пересечения
линий

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Домашнее
задание
с.6, №4
с.7, №10
ст.1-3
с.8, №14
ст.2-4
с.12, №5
с.13, №7
ст.1-2
с.13, №9
с.14, №5
ст.2-3
с.15, №8
ст.3-4
с.18, №22
ст.1
с.26, №4
ст.2

Работа на
карточках

с.28, №7
ст.1-2
с.31, №21
ст.2-3
с.34, №37
ст.2-3
с.36, №3
с.36, №2

18.
19.

Сложение
с
переходом
через десяток

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

20.
21.

Углы

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

22.
23.
24.

Вычитание с
переходом
через десяток

3

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

25.
26.
27.
28.

Четырехугольн
ики
Сложение и
вычитание с
переходом
через десяток
Скобки.
Порядок
действия в
примерах со
скобками
Меры времени
- год, месяц
Треугольники

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

29.
30.

31.
32.

2

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

33.

Контрольная
1
работа на тему
"Сложение
и
вычитание
чисел второго
десятка"
34. Работа
над
1
Электронный учебник, электронная
ошибками по
тетрадь.
теме
"Сложение
и
вычитание
чисел второго
десятка"
III раздел. Умножение и деление чисел второго десятка (50 часов)
35. Умножение
4
Электронный учебник, электронная
36. чисел
тетрадь.
37.
38.

39.

Умножение

3

Электронный учебник, электронная

с.39, №6
ст.1-2
с.46, №40
ст.2-3
с.49, №3
ст.1-2
с.49, №3 ст.
3-4
с.51, №6
ст.1-3
с.52, №10
ст.3-4
с.56, №28
ст.3-4
с.60, №2
с.60, №3
с.61, №3
ст.1-3
с.63, №8
ст.3-4
с.66, №4
ст.1-3
с.67, №8
ст.2-3
с.69, №4
с.72, №2

Работа на
карточках

с.74, №5
ст.3-4
с.76, №9
ст.1-3
с.76, №9
ст.2
с.78, №17
ст.1
с.80, №24

40.
41.

числа 2

42.
43.
44.

Деление
на
равные части

3

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

45.
46.
47.
48.

Деление на 2

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

49.

Многоугольник
и
Умножение
числа 3

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

53.
54.
55.
56.

Деление на 3

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

57.
58.
59.

Умножение
числа 4

3

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

60.
61.
62.
63.

Деление на 4

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

64.

Контрольная
работа на тему
"Умножение и
деление чисел
2-4"
Работа
над
ошибками по
теме:

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

50.
51.
52.

65.

тетрадь.

3

ст.1-2
с.84, №12
с.86, №20
ст.1-3
с.87, №24
ст.2-3
с.84, №24
ст.1-3
с.91, №8
с.94, №17
ст.2-3
с.98, №8
ст.1-2
с.98, №8
ст.3
с.100, №14
ст.1-2
с.101, №20
ст.1-2
с.104, №3
с.107, №9
ст.2-3
с.107,
№12ст.1-2
с.108, №16
с.110, №6
ст.1-3
с.113,
№17ст.2-3
с.113, №19
ст.1-3
с.117, №9
з.1,2
с.117, №9
з.3,4
с.118, №11
ст.2-3
с.120, №4
ст.1
с.121, №6
ст.2
с.122, №10
с.123, №15
ст.1-3

Работа на
карточках

66.
67.
68.
69.

"Умножение и
деление чисел
2-4"
Умножение
чисел 5 и 6

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

с.125, №5
ст.2
с.125, №5
ст.1-3
с.128, №14
ст.1-2
с.128, №14
ст.3-4
с.130, №4
ст.1
с.130, №6
ст.2-3
с.132, №14
ст1-2
с.133, №16
ст.1-4

70.
71.
72.
73.

Деление на 5 и
6

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

74.

Контрольная
работа на тему
"Умножение и
деление чисел
5 и 6"
Работа над
ошибками на
тему
"Умножение и
деление чисел
5 и 6"
Последователь
ность месяцев в
году
Умножение и
деление чисел
(все случаи)

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Работа на
карточках

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

с.136, №8

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

81.
82.

Шар,
круг,
окружность

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

83.

Контрольная
работа на тему
"Умножение и
деление чисел
второго
десятка"

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

с.4, №5
ст.3-4
с.4, №8
ст.1-3
с.8, №21
ст.3-4
с.9, №28
ст.1-3
с.9, №29
ст.1
с.11, №3 2)

75.

76.
77.
78.
79.
80.

84.

Работа над
1
ошибками по
теме
"Умножение и
деление чисел
второго
десятка"
IV Раздел. Сотня (12 часов)
85. Нумерация
1
86.
87.

Круглые
десятки

2

88.
89.
90.
91.
92.

Меры
стоимости
Числа 21-100

2
3

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Работа на
карточках

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

с.12, №9

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Мера длины 1
Электронный учебник, электронная
93. метр
тетрадь.
94. Меры времени.
1
Электронный учебник, электронная
Календарь
тетрадь.
95. Контрольная
1
Электронный учебник, электронная
работа на тему
тетрадь.
"Сотня"
96. Работа
над
1
Электронный учебник, электронная
ошибками по
тетрадь.
теме "Сотня"
V Раздел. Сложение и вычитание чисел (29 часов)
97. Сложение и
2
Электронный учебник, электронная
98. вычитание
тетрадь.
круглых
десятков
99. Сложение и
2
Электронный учебник, электронная
100. вычитание
тетрадь.
двузначных и
однозначных
чисел
101. Центр, радиус
1
Электронный учебник, электронная
окружности и
тетрадь.
круга
102. Сложение и
2
Электронный учебник, электронная
103. вычитание
тетрадь.
двузначных
чисел и
круглых
десятков
104. Сложение и
1
Электронный учебник, электронная
вычитание
тетрадь.
двузначных

с.16, №9
ст.1-2
с.16, №9
ст.3-4
с.16, №11
с.17, №3
с.18, №7
с.21, №14
ст.2-3
с.27, №43
с.35, №14
ст.1-2
с.37, №8
ст.2-3

Работа на
карточках
с.43, №4
ст.2-3
с.44, №10
ст.3-4
с.49, №5
ст.1-2
с.55, №33
ст.1-2
с.60, №14
с.62, №7
с.64, №15
ст.3-4

с.65, №19
ст. 1-2

105.
106.
107.
108.

чисел и
круглых
десятков
Сложение и
вычитание
двузначных
чисел

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

109.
101.
111.
112.

Числа,
полученные
при измерении
двумя мерами

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

113.
114.
115.
116.

Получение
в
сумме круглых
десятков и 100

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

117.
118.
119.
120.

Вычитание
чисел
из
круглых
десятков и 100

4

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

121.
122.
123.

Меры времени
- сутки, минута

3

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Контрольная
1
Электронный учебник, электронная
работа на тему
тетрадь.
"Сложение
и
вычитание без
перехода через
десяток"
125. Работа над
1
Электронный учебник, электронная
ошибками по
тетрадь.
теме
"Сложение и
вычитание без
перехода через
десяток"
VI Раздел. Умножение и деление чисел (8 часов)
126. Умножение и
2
Электронный учебник, электронная
124.

с.68, №3
ст.3
с.71, №16
с.74, №27 б
с.75, №3
ст.1-2 а
с.79, №15
ст.1-2
с.79, №15
ст.2-3
с.82, №26
ст.1
с.82, №26
ст.2
с.83, №5
ст.1-2
с.83, №2
ст.2-3
с.84, №10
с.85, №12
ст.3-4
с.94, №9
ст.1-2
с.97, №16
ст.1-2
с.100, №32
ст.3-4
с.100, №32
ст.1-2
с.107, №8
с.108, №14
ст.1-2
с.113, №30
ст.1-2

Работа на
карточках

с.117, №15

127.

деление чисел

тетрадь.

128.
129.

Деление
по
содержанию

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

130.
131.

Порядок
действий
примерах

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

в

Контрольная
1
Электронный учебник, электронная
работа на тему
тетрадь.
"Умножение и
деление чисел "
133. Работа
над
1
Электронный учебник, электронная
ошибками по
тетрадь.
теме
"Умножение и
деление чисел "
VII раздел. Итоговое повторение (3 часа)
134. Повторение
3
Электронный учебник, электронная
135.
тетрадь.
132.

136.

Итого: 136 часов

ст.1-2
с.119, №26 б
с.123, №11
ст.3-4
с.125, №21
ст.1-2
с.129, №5
ст.2-3
с.130, №9
ст.1-3

Работа на
карточках

с.132, №12
ст.2-3
Работа на
карточках

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».