ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Умелые ручки» направлена на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Художественный ручной труд дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна. Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, природным материалом, гофрированной бумагой, которая дает возможность узнать историю возникновения национальных ремесел на Руси и в других странах мира. Программа дополнительного образования «Умелые ручки» относится к художественноэстетической направленности. Уровень усвоения программы общекультурный. Новизна программы Образовательная программа «Умелые ручки» предполагает использование на занятиях образовательных сайтов при знакомстве учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества. Коллектив объединения «Умелые ручки» организует и проводит совместно с фольклорным коллективом творческие посиделки. Актуальность Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе воспитания декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры, приобщиться к национальным искусствам России и народов мира. Воспитанники получают дополнительные знания по изучаемым в школе предметам (истории, экологии, черчению, развитию речи и др.) и имеют творческие связи с другими объединениями, изучающими декоративно – прикладное творчество. Основная идея программы – освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций коренных народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями. Цель программы: Формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно -прикладным творчеством. Задачи: Образовательные: -познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; -научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; -обучить технологиям разных видов рукоделия: торцевание, бисероплетение. -формировать умение самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ. Развивающие: -создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству; -развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; -развивать моторику рук, глазомер. Воспитательные: -формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству; -воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; -воспитывать уважение к народным культурным ценностям. Педагогическая целесообразность Образовательная программа направлена на развитие творческого воображения, развитие мелкой моторики пальцев рук и определенных конструкторских навыков. Чередование занятий разных видов творческой деятельности дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребёнок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Условия реализации: Программа предназначена для учащихся c 1 по 11 класс. Сроки реализации программы – 3 года. Набор учащихся осуществляется на добровольной основе без учета степени подготовленности и наличия способностей к изобразительному искусству. Режим занятий: 1 года обучения – 18 часов в неделю, год – 612 часов. 2 года обучения – 18 часов в неделю, год – 612 часов. 3 года обучения — 18 часов в неделю, год – 612 часов. Формы организации занятий: - групповая; - индивидуально-групповая; Формы проведения занятий: - комбинированное занятие; - беседа; - наглядно-демонстрационное занятие; - конкурс; - соревнование; - практическая работа, связанная с выполнением аппликаций, поделок; Методы обучения: Словесные: - рассказ; - беседы; - обсуждения; Наглядные: - показ иллюстраций, видеоматериалов, презентаций; - демонстрация гербариев; - показ готовых работ; Практические: - практические работы; - создание мини докладов и презентаций. Способы проверки ожидаемых результатов: - работы детей; - выставки работ; - викторины, праздники; - участие в школьных, районных и региональных конкурсах; - итоговая выставка. Формы подведения итогов реализации программы: Формами подведения итогов являются участие воспитанников в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, праздники, мастер-классы. Показателями эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративноприкладному искусству, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений. Ожидаемые результаты обучения по программе. К концу первого года обучения ребенок должен знать: - назначение инструментов и материалов и правила работы с ними; - терминологию в области декоративно – прикладного искусства; - технологию заготовки природного материала; - технологию обработки природного материала, строения материала; - технологию подетального способа изготовления изделий; - порядок изготовления аппликаций из засушенных листьев; - порядок изготовления поделок из природного материала; - порядок изготовления аппликаций из бумаги; - историю возникновения ремёсел; - технику бисероплетения «навстречу, параллельное низание» - порядок изготовления плоских фигурок из бисера; Должен уметь: - работать с инструментами и приспособлениями; - заготавливать и обрабатывать природный материал; - изготавливать плоские композиции из природного материала; - изготавливать поделки из природного материала; - подбирать фон; - выполнять аппликацию, используя шаблоны; - плести из бисера простейшие поделки; - работать подетальным способом; - изготавливать сувениры. К концу второго года обучения ребенок должен знать: - правила ТБ на рабочем месте и с инструментами; - материалы, приспособления, оборудование; - технологию заготовки цветов и насекомых; - технологию изготовления полуобъемных композиций из природного материала; - создавать несложные поделки из природного материала; - технологию изготовления полуобъемных композиций из бумаги; - народные традиции; - технику бисероплетения «полотном, крестом, низание петлями»; - порядок изготовления объемных фигурок из бисера; Должен уметь: - работать с материалами, приспособлениями, оборудованием; - заготавливать цветы и насекомых; - изготавливать полуобъемные аппликации из природного материала; - изготавливать более сложные поделки из природного материала; - изготавливать полуобъемные композиции из бумаги; - плести из бисера объемные поделки с использованием в работе нетрадиционные материалы (кольца, бусины, ракушки и др.) - изготавливать сувениры. К концу третьего года обучения ребенок должен знать: - современные направления и традиции декоративно-прикладного искусства; - технологию изготовления гербария; - технологию изготовления объемных композиций из природного материала; - технологию изготовления объемных композиций из бумаги; - технику бисероплетения «французского плетения»; - порядок изготовления бансаев; Должен уметь: - правильно пользоваться инструментами и приспособлениями; - правильно, поэтапно оформить гербарий; - изготавливать объемные композиции из природного материала; - создавать сложные поделки из природного материала; - изготавливать объемные композиции из бумаги; - плести из бисера поделки используя французскую технику плетения; - изготавливать сувениры. Содержание программы Учебно-тематический план (1 год) № Кол-во Кол-во Индивидуальные Всего п/ Название раздела, темы часов часов занятия часов п теория практика 1. Природный мат-л, Вводное занятие. ТБ. 3 3 2. Составление аппликации «Осенний букет» 3 25 2 30 3. Технология заготовки природного материала 3 17 20 4. Сбор природного материала 3 7 10 5. Изготовление картин 3 25 2 30 6. Поделки «Лесовички» 3 25 2 30 7. Поделка «Дом для зайчонка» 3 25 2 30 8. Торцевание. Вводное занятие. ТБ. 3 3 6 9. Торцевание. «Фрукты» 3 24 3 30 10. Торцевание. «Грибочки на тарелочке» 3 24 3 30 11. Торцевание. «Цветик семицветик» 3 25 2 30 12. Торцевание. «Зонтик» 3 25 2 30 13. Торцевание. «Ягоды в лукошке» 3 25 2 30 14. Бисероплетение. Вводное занятие. ТБ. 3 3 6 15. Основы цветоведения. Цветовая гамма. 3 17 20 16. Основные способы плетения 3 17 20 Способы параллельного и спаренного 17. 3 32 35 плетения. 18. Способ плетения «коралл». 3 32 35 19. Способ плетения «скрутка» 3 32 35 20. Способ плетения «низание петлями по кругу» 3 32 35 21. Плетение из бисера «Цветы» 3 25 2 30 22. Плетение из бисера панно «Стрекозы» 3 25 2 30 23. Плетение из бисера «Зоопарк» 3 25 2 30 24. Развивайка – занятие на развитие фантазии, 17 3 20 . памяти, мышления 25. Выставка работ 7 7 Итого: 93 490 29 612 Учебно-тематический план (2 год) № Содержание п/ Кол-во Кол-во Индивидуальные Всего часов часов занятия часов п теория практика 1. Природный мат-л, Вводное занятие. ТБ. 3 2. Составление аппликаций 3 10 3. Технология заготовки цветов 3 12 4. Сбор природного материала 1 8 5. Изготовление панно 3 15 6. Поделки «Мухоморчики» 3 15 7. Поделка «Подворье» 3 15 8. Торцевание. Вводное занятие. ТБ. 3 9. Торцевание. «Подсолнух» 3 27 10. Торцевание. «Кактусенок» 3 25 11. Торцевание. «Божья коровка» 3 25 12. Торцевание. «Самолетики» 3 25 13. Торцевание. «Зоопарк» 3 25 14. Бисероплетение. Вводное занятие. ТБ. 3 3 17. Плетение из бисера деревьев «Сакура» 3 30 18. Плетение из бисера деревьев «Плакучая ива» 3 30 Плетение из бисера деревьев «Денежное 19. 3 30 дерево» 20. Плетение из бисера деревьев «Черемуха» 3 30 21. Плетение из бисера деревьев «Сирень» 3 30 22. Плетение из бисера «Береза» 3 30 23. Плетение из бисера «Рябина» 3 30 Подарки своими руками: 3 17 -День учителя 3 17 - Новый год 24 3 17 - День влюбленных 3 17 - сувенир для папы 3 17 - сувенир для мамы 25. Выставка работ 6 Итого: 82 500 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 15 15 9 20 20 20 3 30 30 30 30 30 6 35 35 2 35 2 2 2 2 35 35 35 35 - 20 20 20 20 20 30 6 612 Учебно-тематический план (3 год) Кол-во Кол-во Индивидуальные Всего часов часов занятия часов теория практика 1. Природный мат-л, Вводное занятие. ТБ. 3 3 2. Составление аппликаций 3 26 3 32 3. Технология заготовки природного материала 3 19 22 4. Сбор природного материала 3 6 9 5. Изготовление панно 3 30 3 36 6. Поделки «Метелка-оберег» 3 18 3 24 7. Поделка «Пасека» 3 18 3 24 8. Торцевание. Вводное занятие. ТБ. 3 3 9. Торцевание. «Космос» 3 27 30 10. Торцевание. «Цыпленок Цып» 3 25 2 30 11. Торцевание. «Аквариум с рыбками» 3 25 2 30 12. Торцевание.«Ежик на поляне» 3 25 2 30 13. Торцевание. «Чудо дерево» 3 25 2 30 14. Бисероплетение. Вводное занятие. ТБ. 1 1 2 № Содержание п/п 15. Плетение из бисера «Китайский фонарик» 16. Плетение из бисера «Сапожок с ромашками» 17. Плетение из бисера панно «Клематисы» 18. Плетение из бисера на леске 19. Вышивание бисером на ткани 20. Сочетание бисера и пайеток в работе 21. Экскурсии Развивай-ка – занятие на развитие фантазии, 22. памяти, мышления Подарки своими руками: -День учителя - Новый год 23. - День влюбленных - сувенир для папы - сувенир для мамы 24. Выставка работ Итого: 4 4 4 4 4 4 1 30 30 30 30 30 30 3 2 2 2 2 2 2 - 36 36 36 36 36 36 4 6 - - 6 3 3 3 3 3 12 12 12 12 12 - 15 15 15 15 15 6 92 488 32 6 612 Календарный учебный график Год обучения 1 г.о. Срок учебного года Количество Всего (продолжительность занятий в неделю, учебных обучения) продолжительность недель одного занятитя (мин.) 01.09.-31.05. 18 занятий по 1 ак. 34 уч.недель часу Количество Количество учебных часов в часов неделю 612 18 Содержание программы: 1-й год обучения Природный материал: Вводное занятие. Теория: Знакомство с детьми и родителями, с содержанием программы, планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила организации рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами. Правила дорожного движения. Организационные вопросы. Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Сбор природного материала. Теория: Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе. Практика: Прогулки , сбор природного материала. Технология заготовки природного материала. Теория: Простейший способ обработки – сушка под прессом. Тепловой способ обработки. Сушка листьев, злаков, ягод и др. природного материала. Хранение природного материала. Практика: Засушивание листьев. Отбор шишек и желудей. Составление аппликации «Осенний букет». Теория: Что такое аппликация? Определение. История развития аппликации, как декоративно-прикладного искусства. Последовательность работы. Правила наклеивания листвы. Практика: Аппликация из природного материала. Изготовление картин. Теория: Знакомство с техникой изготовления картин, правильный подбор материала. Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев. Поделки «Лесовички». Теория: Что можно сделать из природного материала? Природный материал, используемый при изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного материала в поделки. Разнообразие объемных поделок. Практика: Изготовление поделки из шишек и желудей: «Лесовички» Поделка «Дом для зайчонка». Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы соединения частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами. Практика: Изготовление коллективной поделки «Дом зайчонка». Торцевание: Вводное занятие. Теория: Знакомство с понятием «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места. Практика: Изготовление и заготовка торцовок. «Фрукты» Теория: Продолжать знакомить с торцеванием. Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление декоративных картинок методом торцевания. «Грибочки на тарелочке» Практика: Подготовка рисунка на одноразовой тарелочке и изготовление декоративных грибочков методом торцевания. «Цветик семицветик» Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы и изготовление цветика семицветика. «Зонтик» Теория: Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы, подбор цветовой гаммы и изготовление зонтика. «Ягоды в лукошке» Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы и изготовление ягод. Бисероплетение: Вводное занятие. Теория: История развития бисероплетенияи и “Родословная стеклянной бусинки”. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций, обучение чтения схем. «Цветы» Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Панно «Стрекозы» Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок по схемам. Практика: Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка, подготовка основы и составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление. «Зоопарк» Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных: параллельное, петельное, игольчатое плетение по схемам. Практика: Подетальное выполнение фигурок животных по схеме. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно. Экскурсии: В парки и аллеи города. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод кустарников. Развивайка: Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Сравнение», «Определи формы предмета», «Рисование по точкам», «Что на что похоже?», «Поможем художнику». Работа с родителями: Беседы с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Анкетирование. Участие родителей с детьми в выставках и на праздниках. Итоговое занятие: Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Содержание программы: 2-й год обучения Природный материал: Вводное занятие. Теория: Знакомство с работой кружка, с его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Сбор природного материала. Теория: Времена года и погодные условия для сбора природного материала. Правила сбора. Техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе. Практика: Прогулки по лесу и парку. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод кустарников. Технология заготовки природного материала. Теория: Простейший способ обработки – сушка под прессом, - сушка утюгом. Техника безопасности при работе с утюгом. Практика: Сушка листьев. Сушка декоративных растений. Сушка злаков. Сортировка природного материала и его хранение. Составление аппликаций. Теория: Что такое аппликация? Повторение пройденного материала за предыдущий год: определение. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Аппликация из листьев. Молодое направление в художественном искусстве – флористика. Ее значение в жизни людей. Демонстрация флористических картин. Последовательность работы. Техника выполнения. Практика: Аппликация из листьев на свободную тему. Аппликация из семян, косточек и других природных материалов декоративные «Узоры». Изготовление панно. Теория: Знакомство с техникой изготовления панно, правильный подбор материала. Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов и плодов. Поделки «Мухоморчики». Теория: Что можно сделать из природного материала? Природный материал, используемый при изготовлении объемных поделок. Волшебное превращение природного материала в поделки. Разнообразие объемных поделок. Практика: Изготовление поделки из шишек, иголок, травки, скорлупы: «Мухоморчики» Поделка «Подворье». Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы соединения частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами. Практика: Изготовление коллективной поделки «Подворье». Торцевание: Вводное занятие. Теория: Повторение понятия «торцевание». Торцевание на бумаге, торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места. Практика: Изготовление и заготовка торцовок. «Подсолнух» Теория: Продолжать знакомить с торцеванием. Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление подсолнуха методом торцевания с использованием боковых торцовок. «Кактусенок» Теория: Изготовление объемной работы. Практика: Подготовка основы из пластилина и изготовление декоративных кактусят методом торцевания. «Божья коровка» Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы и изготовление полуобъемной аппликации в технике торцевания на клею «Божья коровка». «Самолетики» Теория: Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы, подбор цветовой гаммы и изготовление самолетиков. «Зоопарк» Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы и изготовление животных на клею. (коллективная работа) Бисероплетение: Вводное занятие. Теория: Повторение истории стеклянной бусинки. План работы с бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций, чтение схем. «Пауки и паутины» Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практика: Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение. «Плетение браслетов» Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных изделий из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практика: Выполнение браслетов. Оформление. Применение. «Сакура» Теория: Основной приём бисероплетения, используемый для изготовления деревьев из бисера: петельный. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практика: Выполнение отдельных элементов - веточек. Сборка изделий. Подготовка основы ствол декоративного дерева. Составление композиции. Оформление дерева «Сакура». Экскурсии: В парки и аллеи города. Растительность парка и аллей. Сбор шишек, листьев деревьев и кустарников, плодов и ягод кустарников, цветов, желудей и т.д. Развивай-ка: Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Фабрика», «Найди два одинаковых рисунка», «Рисование по точкам», «Ваза с цветами», «Поможем художнику». Подарки своими руками: Теория: История возникновения подарков. Праздник – что это? Практика: «День учителя» - изготовление осенних букетов . «Новый год»- изготовление новогодних сувениров – елка и поздравительная открытка. «День влюбленных» - изготовление валентинок. «Сувенир для папы» - изготовление самолетика. «Сувенир для мамы»- изготовление поздравительной открытки и конфетного букета. Итоговое занятие: Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Содержание программы: 3-й год обучения Природный материал: Вводное занятие. Теория:Знакомство с работой кружка, с его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практика: Применение знаний по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Сбор природного материала. Теория: Технология сбора природных материалов. Поведение в природе, техника безопасности в природе. Бережное отношение к природе. Практика: Прогулки. Сбор листьев, семян, коробочек, сухих веток. Технология заготовки природного материала. Теория: Технология обработки природных материалов. Различные способы сушки цветов: в песке, манке, вазе, под прессом, метод консервации растений в глицерине. Изготовление гербария и его хранения. Практика: Сушка листьев. Сушка цветов и других природных материалов. Сушка злаков и колосков. Сортировка природного материала и его хранение. Составление аппликаций. Теория: Что такое аппликация? Повторение пройденного материала за предыдущий год. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Практика: Аппликация из листьев, семян, цветов на свободную тему. Изготовление панно. Теория: Повторение техники изготовления панно, правильный подбор материала. Практика: Изготовление композиций из засушенных листьев, цветов и плодов, семян, злаковых культур, веток, коры. Поделки «Метелка-оберег». Теория: Что такое оберег? Какой необходимо использовать природный материал для оберега. Волшебное превращение природного материала в поделки. Практика: Изготовление поделки «Метелка-оберег». Поделка «Пасека». Теория: Последовательность работы по изготовлению объемных поделок из природного материала. Правильный подбор природного материала. Способы соединения частей. Техника безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами. Практика: Изготовление коллективной поделки «Пасека». Торцевание: Вводное занятие. Теория: Повторение понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Знакомство с материалами и инструментами техники торцевания; умение пользоваться материалами и инструментами во время занятия; технология работы; овладение навыками организации рабочего места. Практика: Изготовление и заготовка торцовок и образцов. «Космос» Теория: Продолжать знакомить с торцеванием. Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление космоса методом торцевания. «Цыпленок Цып» Теория:изготовление объемной работы. Практика: Подготовка основы из пластилина и изготовление декоративного цыпленка цып методом торцевания. «Аквариум с рыбками»» Теория: Закрепление понятия «торцевание». Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка рисунка на плоской поверхности и изготовление поделки на клею «Аквариум». «Ёжик на поляне» Теория: Торцевание на пластилине. Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы и изготовление объемной поделки в технике торцевания на пластилине «Ёжик на поляне». «Чудо дерево» Теория: Закрепление понятия «торцевание». Торцевание на клею. Особенности работы с гофрированной бумагой. Практика: Подготовка основы и изготовление объемной поделки в технике торцевания и использования материала шишки «Чудо дерево». Бисероплетение: Вводное занятие. Теория: План работы с бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Подготовка к работе, полезные советы; пробные плетения. Знакомство со схемами, Практика: Демонстрация изделий, образцов и иллюстраций. Знакомство со схемами и чтение схем. «Китайский фонарик» Теория: Изучения «французской» техники плетения. Основные приёмы этой техники, используемые для изготовления цветов из бисера: Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практика: Выполнение фонариков. Составление композиции. Оформление. Применение. «Сапожок с ромашками» Теория: Продолжение изучения французской техники, используемой для изготовления цветов и листьев. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практика: Выполнение ромашек. Оформление. Применение. Панно «Клематисы» Теория: Закрепление изучения французской техники. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практика: Выполнение отдельных элементов – лепестков, листочков. Сборка изделия. Составление композиции. Оформление панно «Клематисы». Развивай-ка: Занятия на развитие фантазии, памяти, мышления - «Фабрика», «Найди два одинаковых рисунка», «Рисование по точкам», «Ваза с цветами», «Поможем художнику». Подарки своими руками: Теория: История возникновения подарков. Праздник – что это? Практика: «День учителя» - изготовление поздравительных открыток в технике торцевания. «Новый год»- изготовление новогодней елки в технике бисероплетения. «День влюбленных» - изготовление валентинок в технике торцевания. «Сувенир для папы» - изготовление танка. «Сувенир для мамы»- изготовление поздравительной открытки и букета для мамы. Итоговое занятие: Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение. Методическое обеспечение: Программа «Умелые ручки» предполагает обучение детей в течение 3 лет. Основная задача I года обучения– введение детей в мир декоративно-прикладного искусства. Обучение их начальным приемам изготовления поделок из природного материала, аппликации и плетению из бисера, основам работы с ручными инструментами. Решение этой задачи достигается через использование различных форм, методов и средств обучения. Вводное занятие(начало учебного года, разделы, темы) Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов действий. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности. Систематизация и обобщение знаний. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции. Образовательный процесс, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а дидактическое обеспечение образовательной программы должно обеспечивать свободный выбор модели, отвечающей возможностям и интересам. На этом этапе используются такие формы организации образовательного процесса как работа в парах, в микрогруппах, которые наряду с решением обучающих задач, позволяет создать условия для развития навыков общения между детьми, индивидуальная работа с воспитанниками используется с целью обеспечения качества освоения ЗУН. Содержание раздела позволяет предоставить детям право выбора изготавливаемого изделия и возможность проявить свои фантазию и индивидуальность при его оформлении, что будет способствовать развитию образного мышления воспитанников. Задача II года обучения – расширение знаний детей о декоративно - прикладном творчестве, закрепление навыков работы с инструментами и материалами, усложнение основных приемов изготовления поделок из природного материала, аппликации, изделий из бисера и привлечение детей к самостоятельному оформлению работы. Основными методами работы педагога являются репродуктивные методы обучения с использованием частичносамостоятельной деятельности воспитанников. Формы проведения занятий, применяемые на 2 году обучения следующие: занятия, игра, конкурс и др.. При знакомстве с новым материалом полезно использовать наглядный метод обучения, который позволяет разбор схем, рисунков, готовых образцов, демонстрация приемов работы. Основная задача III года обучения – развитие пространственного воображения детей и творческих способностей воспитанников. Используются методы, предполагающие проявление творческой самостоятельности обучающихся как в выборе модели, так и выборе способов ее изготовления. Учет индивидуальных особенностей осуществляется через предъявления ученикам дифференцированных заданий, составленных с учетом сложности модели изделия, схем для плетения. Практическая работа составляет 75% учебного времени. Для отслеживания уровня знаний и воспитанности ребят педагог использует методы психодиагностики: - метод наблюдения используется для выявления индивидуальных особенностей воспитанников; - метод тестирования используется для отслеживания качества знаний ребят; К методам контроля относится - устный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, здесь дети выступают в качестве рецензентов, ставят вопросы, выступают с замечаниями и дополнения. Анализируя продукты деятельности воспитанников, выявляется уровень умений и навыков, которыми овладел воспитанник за время обучения в объединении. Техническое оснащение: Оборудование: - Столы и стулья; - Раковина с водой; Инструменты: - Ножницы; - Карандаши, - Стеки; - Зубочистки; - Кисти; - Клеющий пистолет; Материалы: - Природный материал; - Клей ПВА; - Пластилин; - Картон; - Гофрированная бумага; - Бисер, бусины; - Проволока, леска; - Фурнитура для бижутерии; - Акриловый лак на водной основе; Литература. Перевертень Г.И. Поделки из шишек. – М.: Сталкер, 2005г. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: Сфера, 1999г. Столяров Ю.С. Уроки Творчества. - М.: Педагогика, 1981г. Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. - М., 2008г. Литке Н.А., Морозова Ю.Н. Цветные деревья из бисера. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г. (Серия «Мастер класс по бисеру» - 22 книги). Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Торцевание – Волгоград: Изд. «Учитель», 2010г. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2008г. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2009г. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Изд. «Учитель» 2011г. Котова И.Н. Бисер. Гармония Цветов. – С-Пб: Изд. «МиМ», 1997г. Лукяненко Ю.Ю. Французская техника плетения. – М.: Изд. «Мир книги», 2010г. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Изд. «Мир книги», 2011г. Мешакина Л.В. Мозайка из яичной скорлупы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011г. Электронные образовательные ресурсы “Бисероплетение” Техника параллельного плетения бисером на проволоке http://www.rukodelie.by/content/?id=2558 2. Петельная техника плетения бисером http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/ 3. Игольчатая техника плетения бисером http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera 4. Инструменты и материалы для бисероплетения http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 5. Цепочка «зигзаг» http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 6. Цепочка «змейка». http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 7. Цепочка с цветами из шести лепестков http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279 http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html 8. Низание бисера «в крестик» 9. История бисера http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-izbiserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html 10. Развитие бисерного производства и рукоделия в России. http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html 11. Использование бисера в народном костюме http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostjume_v_rossii..html 12. Материалы и инструменты для работы с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html 13. Подготовка рабочего места для работы с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html 14. Полезные советы при работе с бисером http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html