Рабочая программа по учебному предмету Мир истории для 6 класса

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по миру истории в 6 классе составлена в соответствии с:
 адаптированной основной общеобразовательной программой МБОУ «Ш-И
СОО с. Уэлен »;
 учебно-методическим комплексом:
- Программы
для
5-9
классов
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2000
- Учебник «Мир Истории» 6 класса для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы/ И.М.
Бгажнокова, Л.В. Смирнова (М.: Просвещение, 2020).
Специальная педагогика рассматривает школу как институт социального воспитания
и стремится реализовать в коррекционном процессе принципы гуманности и
общечеловеческие ценности. Подобная гуманистическая концепция воспитания уходит
корнями в философию и педагогику XVI—XX вв., которые ставили вопросы о
взаимоотношениях субъекта и объекта обучения. Сегодня под субъектом понимается
личность ребёнка, его самоценность во всех проявлениях, тогда как в качестве объекта
выступает сам процесс обучения: его содержание, средства, условия организации
деятельности в системе субъект-субъектных отношений «ученик — учитель».
Результативность гуманистического подхода в значительной мере зависит от
личностного и профессионального мировоззрения педагога. В этом контексте очень
важной является способность учителя позитивно оценивать индивидуальное своеобразие
ребёнка с умственной отсталостью, оптимистично рассматривать ход его развития в
условиях обучения. Процессы включения ребёнка в культуру происходят на разных
уровнях и осуществляются как в широких пространствах социума (государство, регион,
край, город), так и в ближайшей культурной среде: школа, семьи, сверстники.
Взаимодействие сред, точки их пересечения становятся объектами обучения и
воспитания. Требования государства и общества не всегда совпадают с реальными
условиями, в которых живёт и развивается ребёнок. Специальные исследования
показывают, что большинство детей с умственной отсталостью воспитываются в
неблагоприятной среде, где низкий уровень образования и культуры родителей сочетается
с дефицитом материальных средств, что приводит к дополнительной (средовой)
деформации личности. Полностью устранить разрыв между макро- и микросредой,
вероятно, невозможно, но создать в процессе обучения развивающую культурную среду
— одна из основных задач образования. Роль гуманитарных дисциплин в этом процессе
трудно переоценить. Так, история применительно к перспективным целям
социокультурного развития личности выступает в качестве основного источника памяти
человеческого общества. Опора на социокультурный контекст истории представляется
наиболее приемлемым принципом исторического обучения детей с умственной
отсталостью. Исторические факты и события, несмотря на их сложность и драматичность,
содержат в себе нравственные уроки, создают основу дли воспитания патриотических и
гражданских чувств развивающейся личности.
Приобщение детей к различным источникам исторических знаний (предметам
материальной культуры, историческим документам и памятникам) способствует развитию
познавательных потребностей. Важнейшей задачей истории является и формирование на
доступных примерах системы представлений об общечеловеческих ценностях (труд,
созидание, защита Отечества, уважение к памяти прошлого, а также нравственные
ориентиры с при» мерами дел и свершений на благо Отечества, единство и единение
людей, народов в драматические периоды в жизни государства).

Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса "История Отечества" в VII - XI классах. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
 формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда
человека на различных исторических этапах его развития;
 формирование первоначальных исторических представлений о "историческом
времени" и "историческом пространстве";
 формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых
других;
 формирование умения работать с "лентой времени";
 формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
 воспитание интереса к изучению истории.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Мир истории» реализуется через:
 Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
- обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых,
политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы.
 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе
 Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
 Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
 Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
 Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного



отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с
ОВЗ является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном
усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый
уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных
применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна
незначительная активизирующая помощь взрослого.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они
в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный
материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и
предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от
понимания детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно
недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические
сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую
связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая
самостоятельность. Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем
у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в
основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при
выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности обучающихся
данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и
применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале
выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не
встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно
организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого
школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это
говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно
недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении
дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время
выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Обучающимся требуется четкое неоднократное
объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой
подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают
ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на
них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как
новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить
значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой
вспомогательной школы.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
При составлении программы учитываются следующие особенности детей с
интеллектуальной недостаточностью: неустойчивое внимание, малый объем памяти,
затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных
операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и
письменной речи. В 6 классе многие учащиеся требуют постоянной помощи в обучении,
контроля в поведении. Общая организованность учащихся низкая: есть проблемы с
дисциплиной, как на уроках, так и во время перемен. Особенно требуют к себе внимания
трое обучающихся. Нескольким обучающимся присуще заторможенность в ответах.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой
которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными
системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой
категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического
мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на
темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции
предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы,
направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей
действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися
различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний.
Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи
— устной речи.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Мир Истории» в 6 классе
отводится по 2 часа в неделю. Количество часов в год – 68.
Срок реализации рабочей программы: сентябрь – май

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен.
Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние
родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок,
село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
образовательной организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область,
республика), в котором мы живем; главный город края, области, республики;
национальный состав, основные занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав.
Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы Российской
Федерации. Руководитель страны (Президент Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие исторические
сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века
и начало другого); текущий век, тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с
примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории.
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор), письменные
(летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи (виды музеев).
Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека
от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от
современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный
век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование
орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности.
Причины зарождения религиозных верований. Язычество.

Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на диких
животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе. Способы
добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком,
культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные
способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов.
Роль энергетических ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты).
История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на
строительство жилья и других зданий. Архитектурные памятники в строительстве, их
значение для изучения истории.
История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство.
Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.

Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его
значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в
изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные традиции ее
изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы,
инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние
природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции
изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви
в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам.
Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и
книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

2.2. Связь учебного предмета «Мир Истории» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении
предмета «Мир Истории», однако в наибольшей мере предмет «Мир Истории»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и
своих товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус,
знакомый, незнакомый и т.п.);
 использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
 использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
 применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
 использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической
деятельности
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями;
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных,
культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;



использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Программа по предмету «Мир Истории» изучается в 6 классе и является
Пропедевтикой для дальнейшего изучения предмета «История Отечества».
Программный материал расположен концентрически с постепенным наращиванием
сведений по темам, включёнными в содержание 6-го и последующих классов).
Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья. Представляется, что в курсе «Мир истории» для детей с
нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических
событиях истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее
яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой
подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их
последовательности.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого
развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в
процессе овладения учебным предметом.
Структурным
принципом
построения
программы
явился
линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные
связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень
важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других
предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления
неизбежных трудностей при обучении.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
На уроках истории в 6 классе формируются следующие личностные результаты:
 Развитие адекватных представлений о собственных речевых возможностях,
необходимости речевого развития.
 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
 Владение навыками коммуникации.
 Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению.
 Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
 понимание доступных исторических фактов;
 использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
 последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи педагогического работника при выполнении учебных
задач, самостоятельное исправление ошибок;
 усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
 адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
 знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
 использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных
высказываниях;
 участие в беседах по основным темам программы;
 высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
 понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью педагогического работника;
 владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
 владение элементами оценки и самооценки;
 проявление интереса к изучению истории.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
 слушание учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов;
 заполнение таблиц, построение схем, работа с картами;
 выполнение упражнений;
 наблюдение;
 работа с учебником, раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
 проектная деятельность;
 оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
В процессе проектной деятельности по предмету мир истории расширяется
образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к
предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой
исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при
оценке любой социальной ситуации.
Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности
по предмету мир истории, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся
наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры:

мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации;
умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
Типы проектов:
 исследовательские;
 творческие;
 информационные;
 социально значимые.
По затратам времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Классификация:
 индивидуальные;
 внутришкольные;
 внутриклассные.
Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках мира
истории:
 История имени
 Моя семья
 Наша родина – Россия
 Герб, флаг, гимн России
 Москва – столица нашей родины
 И др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Комплексная система оценки предметных результатов осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки один раз в конце учебного года и
фиксируется в дневнике наблюдений на каждого обучающегося.
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков
обучающихся. При оценивании устных ответов по учебным предметам гуманитарного
цикла (география, история, естествознание и др.) принимается во внимание:



правильностьответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного
года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется
следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
Тема урока
Кол-во
ЭОР
п/п
часов
I раздел. Введение. (1 час)
1. Почему надо
1
Электронный учебник,
изучать историю.
электронная тетрадь.
II раздел. Имя, отчество, семья, родословная человека. (6 часов)
2. История имени.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
3. Отчество и
1
Электронный учебник,
фамилия человека.
электронная тетрадь.
4. Семья.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Домашнее
задание
Стр.3-4
стр.6-10
Стр.10-12
Стр.16-18

5.

Биография.

1

6.

Поколения людей.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

1
Повторно –
обобщающий урок
по теме: Имя,
отчество, семья,
родословная
человека.
III раздел. Отчий дом Наша Родина – Россия (10 часов)
8. О доме.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
9. Названия городов
1
Электронный учебник,
и улиц.
электронная тетрадь.
10. Родник «
1
Электронный учебник,
Двенадцать
электронная тетрадь.
ключей»
11. Истоки.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
12. Наша Родина –
1
Электронный учебник,
Россия.
электронная тетрадь.
13. Как устроено
1
Электронный учебник,
государство.
электронная тетрадь.
14. Герб, флаг, гимн
1
Электронный учебник,
России.
электронная тетрадь.
15. Москва – столица
1
Электронный учебник,
России.
электронная тетрадь.
16. Мы жители
1
Электронный учебник,
планеты Земля.
электронная тетрадь.
17. Повторно –
1
Электронный учебник,
обобщающий урок
электронная тетрадь.
по теме: Наша
Родина – Россия.
IV раздел. О том, что такое время и как его изучают. (4 часа)
18. Что такое время.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
19. История
1
Электронный учебник,
календаря.
электронная тетрадь.
20. Русский
1
Электронный учебник,
земледельческий
электронная тетрадь.
календарь.
21. Счет лет в
1
Электронный учебник,
истории.
электронная тетрадь.
Историческое
время.
V раздел. Что изучает наука история (7 часов)
22. Что такое история.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
23. Какие науки
1
Электронный учебник,
помогают
электронная тетрадь.
7.

Стр.18-21
Стр.24-27
тесты

Стр.30-33
Стр. 37-39
Стр.41-44
Стр.44-46
Стр.47-51
Стр.51-54
Стр.55-57
Стр.58-60
Стр.62-63
тесты

Стр.68-71
Стр.72-73
Стр.73-77
Стр.77-80

Стр.84-85
Стр.85-87

истории.
24. Как работают
1
Электронный учебник,
археологи.
электронная тетрадь.
25. Экскурсия по
1
Электронный учебник,
памятным местам
электронная тетрадь.
г. Кириши.
26. Исторические
1
Электронный учебник,
памятники.
электронная тетрадь.
27. Историческая
1
Электронный учебник,
карта.
электронная тетрадь.
28. Повторно –
1
Электронный учебник,
обобщающий урок
электронная тетрадь.
по теме: Что
изучает наука
история.
VI раздел. История Древнего мира (12 часов)
29. Земля и космос
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
30. О чем
1
Электронный учебник,
рассказывают
электронная тетрадь.
рисунки на
скалах.
31. Как жили
1
Электронный учебник,
древнейшие люди.
электронная тетрадь.
32. Что умел делать
1
Электронный учебник,
древний человек.
электронная тетрадь.
33. Человек умелый.
1
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
34. Следующее
1
Электронный учебник,
поколение
электронная тетрадь.
каменного века.
Человек
прямоходящий.
Электронный учебник,
35. Человек
1
разумный.
электронная тетрадь.
36. Наступление
1
Электронный учебник,
ледников.
электронная тетрадь.
37. Как жили древние
1
Электронный учебник,
охотники,
электронная тетрадь.
кочевники и
собиратели.
38. Кочевники и
1
Электронный учебник,
собиратели.
электронная тетрадь.
39. Новые занятия
1
Электронный учебник,
людей.
электронная тетрадь.
40. Повторно –
1
Электронный учебник,
обобщающий урок
электронная тетрадь.
по теме: История
Древнего мира.
VII раздел. История вещей. Занятия человека на Земле. (19 часов)
41. Огонь в жизни
1
Электронный учебник,

Стр.87-90
тесты
Стр.90-92
Стр.92-95
тесты

Стр.98-99
Стр.99-101

Стр.101-102
Стр.102
Стр.102-104
Стр.104-106

Стр.105-106
Стр.107-108
Стр.108-112

Стр.110-112
Стр.113-115
тесты

Стр.118-120

42.
43.
44.

45.
46.
47.

48.
49.
50.
51.

52.
53.

54.
55.

56.

57.

58.

59.

древнего
человека.
Огонь, глина,
гончар.
Как изобрели
гончарный круг.
Огонь открывает
новую эпоху в
жизни людей. От
каменных орудий
к медным.
От медных орудий
к бронзовым.
Вода, ее значение
в жизни человека.
О разных
плавательных
средствах. Какие
дома строили
древние люди.
Развитие
судоходства.
Вода и
земледелие.
Вода как источник
энергии.
Какие дома
строили древние
люди.
Как появилась
мебель.
Повторно –
обобщающий урок
по теме Занятия
человека на Земле
Как появилась
каша и хлеб.
История об
обыкновенной
картошке.
О керамике,
фарфоре и
деревянной
посуде.
История
появления
одежды.
Одежда и
положение
человека в
обществе.
Как люди

электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.120-121

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.126-127

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.130

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.141-143

Электронный учебник,
электронная тетрадь.
Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.144-146

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.149-151

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.153-156

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь.

Стр.157-160

1

Электронный учебник,

Стр.161-164

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

Стр.122-123
Стр.124-125

Стр.128-129
Стр.129-130

Стр.131-133
Стр.134-136
Стр.138-139

тесты

Стр.147-149

украшали себя.
электронная тетрадь.
VIII раздел. Человек и общество. (8 часов)
60. О далеких предках
1
Электронный учебник,
- славянах и
электронная тетрадь.
родовом строе.
61. Как люди
1
Электронный учебник,
понимали мир
электронная тетрадь.
природы в
древности.
62. Современные
1
Электронный учебник,
религии, как они
электронная тетрадь.
появились.
63. Искусство и
1
Электронный учебник,
культура.
электронная тетрадь.
64. Письмо и первые
1
Электронный учебник,
книги.
электронная тетрадь.
65. От изобретения
1
Электронный учебник,
колеса - к новым
электронная тетрадь.
открытиям.
66. Человечество
1
Выполнение итогового задания.
стремится к миру.
Электронный учебник,
Контрольное
электронная тетрадь.
тестирование.
67. Экскурсия по
1
Электронный учебник,
памятным местам
электронная тетрадь.
г. Кириши.
68. Повторно –
1
Электронный учебник,
обобщающий урок
электронная тетрадь.
по теме: Человек и
общество.
Итого: 68 часов

Стр.168-171
Стр.171-175

Стр.176-181
Стр.182-185
Стр.188-190
Стр.193-195
Стр.197-200

тесты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».