Рабочая программа по учебному предмету Логопедические занятия для 8 класса

1. Пояснительная записка.
Формирование полноценной учебной деятельности в школе возможно лишь при
достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.У
обучающихся с нарушением интеллекта наблюдается несформированность всех операций речевой
деятельности. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении;
нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых
действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с
предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Наблюдаются
нарушения устной и письменной речи, которые обусловлены:
- нарушением произношения многих групп звуков (преобладают замены, смешения и искажения
звуков);
- несформированностью фонематических процессов; нарушения фонематического восприятия и
слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и
обобщений, а это, по мнению Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, затрудняет
овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным
звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв;
- несформированностью речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, оптикопространственных представлений;
- недоразвитием лексики: ограничение словарного запаса рамками обиходно-бытовой тематики,
неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по
смыслу и акустическому сходству;
- недоразвитием грамматического строя речи: нарушение функций словообразования,
словоизменения, согласования, управления. Отсутствие в речи сложных синтаксических
конструкций, присутствие множественных аграмматизмов в предложениях простых синтаксических
конструкций;
- расстройствами памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Это приводит к смешанным формам нарушения чтения и письма, при которых встречаются
различные специфические ошибки (замены, пропуски перестановки букв, слогов; искажения слов,
слитное написание и т.д.)
Перед логопедом стоит задача предупреждения и коррекции нарушений устной и
письменной речи у школьников с нарушением интеллекта. Необходимо своевременное выявление и
предупреждение нарушений письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы
своевременное устранение специфических ошибок с целью недопущения их перехода на дальнейшее
обучение.
Цель программы: развитие и коррекция устной и письменной речи.
Задачи:
 диагностика и коррекция фонематических процессов;
 диагностика и коррекция лексической стороны речи;
 диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования);
 коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
 коррекция нарушений чтения и письма;
 расширение представлений об окружающей действительности;
 развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков
речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной
функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Программа составлена с учётом степени проявления речевой патологии, возраста детей и
основывается на следующих теоретических положениях:
- о взаимодействии первой и второй сигнальных систем (И.П. Павлов);
- о динамической локализации психических функций, компенсаторных возможностях
развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р.
Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К. Анохин);
- о поэтапном формировании умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин);
- о функциональных системах (П.К. Анохин).
Данная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения
учебного процесса, предлагаемых современной коррекционной педагогикой и учитывает основные
общедидактические принципы:
-системности,
-научности,
-доступности,
-последовательности и систематичности,
-принцип единства диагностики и коррекции, а также данные специальной психологии, согласно
которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся
учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону
ближайшего развития».
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его
индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении
обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с
обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий
взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по
комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных
особенностей детей с умственной отсталостью, системности и последовательности в подаче
лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной
речи.
В процессе всего периода обучения выделяются 3 этапа:
I- Диагностический (1-15 сентября)
II- Коррекционно-развивающий (16 сентября-15 мая)
III- Анализ результативности коррекционной работы (16-29 мая)
1.1. Учет воспитательного потенциала уроков.

Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по логопедические занятия.
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование воспитательного
потенциала уроков логопедические занятия. Эта работа осуществляется в следующих формах:












Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений, событий через:
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный
момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на
достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и
учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 8 класса

У обучающихся имеется системное недоразвитие речи (СНР) легкой степени, которые
проявляются в:
- нарушении звукопроизношения;
- затруднениях при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом
материале;
- ограничении словарного запаса;
- единичных аграмматизмах при употреблении сложных предлогов, нарушениях согласования
прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушениях
сложных форм словообразования;
- незначительных пропусках второстепенных смысловых звеньев при пересказе, не отражены
некоторые смысловые отношения;
- нерезко выраженныхнарушениях чтения и письма.
Обучающиеся владеют навыками письма и чтения, знают, но не всегда применяют правила русского
языка на письме. Наблюдаются единичные ошибки при дифференциации звонких-глухих, твердыхмягких согласных. В письменных работах часто путают оптически сходные буквы.
Также имеется СНР средней степени тяжести, которые проявляются в:
- недоразвитии фонематического восприятия и фонематического анализа;
-аграмматизмах в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях,
согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в
косвенных падежах);
- нарушении сложных форм словообразования;
- недостаточной сформированности связной речи;
- выраженныхнарушениях чтения и письма.Обучающиеся допускают большое количество ошибок
акустического и оптического характера на письме. Не всегда видят орфограмму в слове, не могут
подобрать проверочное слово.

1.2. Место предмета в учебном плане
В соответствие с учебным планом на коррекционный курс «Логопедические занятия»в 8 классе
отводится:
3 часа в неделю (102ч/в год).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Наименование раздела
Фонематические процессы.
Лексико-грамматический строй речи.
Работа над предложением и связной речью.
Итого:
Раздел работы

Количество часов
26
51
25
102
Содержание планирования

Фонематические процессы.

Звукобуквенный анализ слов разной слоговой структуры.
Деление слов на слоги для переноса.
Дифференциация звонких и глухие согласных.
Разделительный мягкий знак.
Ударение.Определение ударного и безударного слога.

Лексико-грамматический
строй речи.

Состав слова.
Корень слова. Уметь видеть, выделять и подбирать однокоренные
слова.
Приставка. Упражнения в образовании слов при помощи приставок.
Изменение имен существительных и прилагательных по числам и
родам. Изменение глаголов по числам.
Предупреждение оптических нарушений.
Дифференциация оптически сходных букв Б-Д. Ц-Ч. П-Т. И-Ш.
И-У. А-О.
Приставка. Разнообразие приставок.Правописание приставок.
Предлоги.Разнообразие предлогов.
Правописание предлогов.
Дифференциация приставок и предлогов.Слитное написание
приставок и раздельное написание предлогов со словами.
Лексика в соответствии с темами по развитию речи, окружающему
миру. Усвоение программной терминологии.
Переносное значение слов.

Работа над предложением и
связной речью.

Предложение.
Выделение главных и второстепенных членов предложения.
Распространение предложения однородными членами.
Составление предложений и рассказа по опорным словам, по данной
теме.
Распространение предложений с помощью разных частей речи.
Работа с деформированным предложением.

2.2. Связь учебного предмета с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Логопедические занятия», однако в наибольшей мере предмет «Логопедические занятия»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и т.п.);
 использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
 использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
 применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
 осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
 использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты
включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений, обучающихся в различных средах.

На логопедических занятиях формируются следующие личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении, потенциале и возможностях речевого развития;
- овладение начальными навыками социальной, социокультурной, трудовой адаптации;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, речевого
поведения;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
- обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности,
формирование семантических полей;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Минимальный уровень освоения
-выполнять звукобуквенный анализ и синтез
слов различной слоговой структуры;
-дифференцировать твёрдые и мягкие,
звонкие – глухие согласные;
-делить слова на слоги для переноса;
-списывать по слогам и целыми словами с
рукописного
и
печатного
текста
с
орфографическим проговариванием;
-писать под диктовку слова и короткие
предложения с изученными орфограммами;
-дифференцировать и подбирать существительные,
прилагательные, глаголы;
-составлять предложения, восстанавливать в них
нарушенный порядок слов с ориентацией на серию
сюжетных картинок;
-выделять из текста предложения на заданную
тему;
-дифференцировать
словосочетания
и
предложения;
-уметь распространять простое предложение
определением;
-овладеть понятием родственных слов, умением
проверить безударную гласную в корне;
-знать
морфологический
состав
слова,
пользоваться частями слова для образования
новых слов;
-осознанно и правильно читать текст
вслух целыми словами;
-владеть кратким пересказом;

Достаточный уровень освоения
дифференцировать
звонкие-глухие,
твердые-мягкие согласные;
- дифференцировать оптически сходные
буквы;
-делить слова на слоги для переноса,
переносить части слова при письме
самостоятельно;
- списывать с рукописного и печатного
текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- писать под диктовку тексты, включающие
слова с изученными орфограммами;
- видеть орфоргаммы и применять правила
русского языка при письме;
- дифференцировать и подбирать слова
различных
категорий
по
вопросу
(существительное, прилагательное, глагол);
-правильно употреблять родовые окончания
прилагательных;
- составлять и распространять предложения,
восстанавливать в них нарушенный порядок
слов с ориентацией на серию сюжетных
картинок;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям
рассказывать, о чем читали или слушали;
последовательно излагать прочитанное;
- образовывать новые слова с помощью
приставок и суффиксов;
изменять
существительные
и

-уметь дифференцировать имена сущ. и прил.
по числам и родам;
-уметь согласовывать сущ. и прил. по числам
и родам.

прилагательные по родам, согласовывать их
в предложении;
-изменять глаголы по временам; -владеть
правописанием предлогов со словами; уметь подбирать цепочку родственных слов
и проверочное слово в словах с безударной
гласной в корне;
-бегло читать целым словом, с соблюдением
знаков препинания и интонации.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
 слушание учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов;
 заполнение таблиц, построение схем;
 выполнение упражнений;
 наблюдение;
 работа с учебником, раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
 проектная деятельность;
 оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование метода проектов в логопедической работе мы начнем с изучения
теоретического и практического материала по данной проблеме. Работа над проектом с учащимися,
посещающими логопедические занятия, трудоёмкая и сложная в первую очередь потому, что эти
дети имеют свои психологические особенности.
Возможны проекты по данным темам: «Могут ли суффиксы быть волшебниками?»,
творческий проект «Антонимы в пословицах», «Разделяй и властвуй» (использование
разделительного мягкого знака в загадках), «Фразеологизмы», «Синонимы». Итогом выполнения
данных работ могут стать презентация исследовательского проекта «Я - исследователь», стенгазета
«Антонимы», «Мягкий разделительный», сборник фразеологизмов, словарик синонимов, а на
занятиях по развитию связной речи проектным продуктом могут стать книжки – раскладки, назову
лишь некоторые из них: «Кот- задира», «Цветок или волчья пасть?», «Суслик и хомяк».
Идея создать проект возникла потому, что необходимо было заинтересовать их в посещении
логопедических занятий. Работу начинали с того, что отобрали много много материала и
предложили им выбрать наиболее интересные. Объяснили свою идею – придумать загадки и
позагадывать. И тд.
В результате: повысится интерес к занятиям, психологическое состояние детей улучшиться,
будет совместная деятельность детей и взрослых, дети упражняються в подборе слов разных частей
речи, построении предложений рифмовке, словообразовании и это, конечно, поможет в компенсации
речевых недостатков и отразится на повышении успеваемости, в частности, по русскому языку и
литературному чтению.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце
учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 ― нет фиксируемой динамики;
1 ―минимальная динамика;
2 ― удовлетворительная динамика;
3 ―значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется в баллах:
1 – навык или умение отсутствует;
2 – навык или умение проявляется при значительной помощи взрослого, по образцу (списывание);
3 - навык или умение проявляет самостоятельно, допуская большое количество ошибок;
4 - навык или умение проявляет самостоятельно, допуская минимальное количество ошибок;
5 - навык или умение сформированы, ребенок выполняет действие самостоятельно, без ошибок.
Система оценки БУД
Оценка БУД осуществляется по 5-ти бальной системе:
0 ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс
выполнения вместе с учителем;
1 ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только
по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях
способен выполнить его самостоятельно;
3 ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, часто допускает
ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые
исправляет по замечанию учителя;
5 ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
После подсчета всех баллов на психолого-педагогическом консилиуме коллегиально
определяется уровень сформированности БУД каждого обучающегося. Результаты фиксируются в
индивидуальной карте развития школьника.
Базовые учебные действия (БУД) формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны - успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют
дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.

Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные
действия

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей
действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий,
поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению
в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,
ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с

Регулятивные учебные
действия:
Познавательные учебные
действия:

одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых
предметов;
- читать; писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание).
Формы и методы контроля.

Стартовый (входящий) контрольустной и письменной речи (беседа, диктант, списывание)
проводится в начале учебного годас целью определения уровня развития устной и письменной
речиобучающихсяи составление плана коррекционной работы.
Промежуточный контроль проводится в конце первого полугодия (декабрь) и
представляет собой анализ диктантов, списывания, письменных работ в рабочих тетрадях.Целью
промежуточной диагностикиявляется контроль усвоения учениками пройденного материала.
Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учёт специфических ошибок. Это
даёт возможность при необходимости внести изменения в календарно- тематическое
планирование.
Итоговый контрольпроводится в конце учебного года и предназначен для проверки и
контрля усвоения предметных результатов и мониторинга специфических ошибок в письменных
работах учащихся. Формы итогового контроля – списывание, слуховой диктант.
Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам
сравнительного анализа данных стартовой и итоговой диагностики.
4. Тематическое планирование 8 класс
Тема урока
№
п/п
I раздел. Обследование.
1.
Обследование импрессивной речи.

Кол-во
часов
2

2.
3.
4.
5.
6.

Обследование связной речи.
2
Обследование словарного запаса.
2
Обследование грамматического строя речи.
2
Обследование слоговой структуры слова.
3
Обследование чтения и письма.
3
II раздел. Гласные первого и второго ряда.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

Гласные звуки.
2
Гласные второго ряда.
2
Безударные гласные.
2
Дифференциация гласных А-Я.
3
Дифференциация гласных О-Е.
3
Дифференциация гласных У-Ю.
3
III раздел. Дифференциация звонких и глухих согласных.

ЭОР

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

Дифференциация В-Ф в словах.
Дифференциация В-Ф в предложении.
Дифференциация З-С в словах.
Дифференциация З-С в предложении.
Дифференциация Ж-Ш в словах.
Дифференциация Ж-Ш в предложении.
Дифференциация Б-П в словах.
Дифференциация Б-П в предложении.
Дифференциация Д-Т
в словах.
Дифференциация Д-Т
в предложении.
Дифференциация Г-К
в словах.
Дифференциация Г-К
в предложении.
Дифференциация С-Ш
в словах.
Дифференциация С-Ш
в предложении.
Дифференциация З-Ж
в словах.
Дифференциация З-Ж
в предложении
Дифференциация
С-Ш-З-Ж
4 раздел. Состав слова.
Корень слова.
Приставка в слове.
Суффиксы.
5 раздел. Части речи.
Имя существительное
Имя прилагательное
Согласование существительного с
прилагательным
Глагол
Наречие
Личные местоимения
Числительные
Предлоги
Работа над предложениями, необходимыми в
различных бытовых ситуациях
Обучение деловой письменной речи.
Итоговое обследование.

1
3
1
3
1
3
1
3
1
2
1
3
1
3
1
3
3

2
2
2
4
4
4
4
4
3
3
2
3
3
3

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Технологии обучения:
Использование ИКТ:
 программы Word, PowerPount,
 компьютерные игры «Учись говорить правильно», игры «Мерсибо»,
 логопедическиераспевки-музыкальное приложение к книге Т.С. Овчинниковой,
 презентации к занятиям на лексические темы и правила русского языка,




использование интерактивного оборудования, интерактивного стола, телевизора,
проектирование.

Методы обучения:
Словесные методы: рассказ педагога, объяснение, беседа.
Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно
изложение учебного материала.По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10
минут.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на
выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.
Необходимо для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала.
Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. Объяснение необходимо совмещать с показом и
демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к
активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося. Является мощным средством
в коррекции умственного развития ученика.
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание
учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую
коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно
отсталых детей.
Показ - предъявление образа действия разных способов работы.
Иллюстрация - наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений,
примеров.
Демонстрация - показ предметов в движении.
Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по
ходу занятия.
Практические методы - основной источник познания – деятельность обучающихся.
Прием – это часть метода. Применяются следующие приемы: сообщение условий задания,
запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за
правильностью выполнения задания.
6. Учебно-методический комплекс:
2. Аксенова А.К. Учебники по русскому языку 5-9 классы.
3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах
вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
4. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
5. Галунчикова Н.Г.,Э.В.Якубовская Учебник по русскому языку 9 класс.
6. Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
7. Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
8. Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
пространственного восприятия. Выпуск 3. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью слухового
восприятия. Выпуск 4. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью лексикограмматической стороны речи. Выпуск 5. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
11. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
12. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2003.
13. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2006.

14. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. –Ярославль:
Академия развития, 2001.
15. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. –Ярославль:
Академия развития, 2006.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
15. Конфетка. Приложения к научно-методическому журналу «Логопед». – М.: ТЦ СФЕРА.
16. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его
возрасту. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
17. Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
18. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.И. «Профилактика дисграфии» – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
19. Мазанова Е.В. Логопедия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе сдетьми,
имеющими отклонения в развитии.
Тетрадь №1. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.:
АКВАРИУМ БУК, 2004;
Тетрадь № 2. Преодоление нарушения письма. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь №3. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и
аграмматическаядисграфия. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь № 1. Аграмматическая форма дисграфии. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004.
21. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
22. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
23. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: АкадемияХолдинг,
2004.
24. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя
начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.
25. Яворская О.Н. «Дидактические игры для занятий со школьниками». – Ростов-на-Дону,Феникс, 2006.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
обувь, одежда, посуда, игрушки, домашние птицы, зимующие и перелетные птицы, домашние животные,
дикие животные наших лесов, жарких стран и севера, овощи, фрукты, ягоды, растительный мир, деревья,
кусты, цветы, насекомые, рыбы, продукты питания, профессии, транспорт, времена года, части тела человека,
школа, мебель, дом и его части, действия (глагольный словарь), занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
сюжетные картины,серии сюжетных картин, тематические картины


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».