Рабочая программа по учебному предмету Логопедические занятия для 6 класса

1. Пояснительная записка.
Формирование полноценной учебной деятельности в школе возможно лишь при
достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также
умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.У
обучающихся с нарушением интеллекта наблюдается несформированность всех операций речевой
деятельности. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении;
нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых
действий, реализация речевой программы контроля за речью, сличение полученного результата с
предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Наблюдаются
нарушения устной и письменной речи, которые обусловлены:
- нарушением произношения многих групп звуков (преобладают замены, смешения и искажения
звуков);
- несформированностью фонематических процессов; нарушения фонематического восприятия и
слуховой дифференциации, что проявляется в неточности и нестойкости речевых представлений и
обобщений, а это, по мнению Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, затрудняет
овладение звуковым анализом и синтезом слов, препятствует соотношению буквы с обобщенным
звуком (фонемой) и затрудняет восприятие букв;
- несформированностью речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, оптикопространственных представлений;
- недоразвитием лексики: ограничение словарного запаса рамками обиходно-бытовой тематики,
неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по
смыслу и акустическому сходству;
- недоразвитием грамматического строя речи: нарушение функций словообразования,
словоизменения, согласования, управления. Отсутствие в речи сложных синтаксических
конструкций, присутствие множественных аграмматизмов в предложениях простых синтаксических
конструкций;
- расстройствами памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы.
Это приводит к смешанным формам нарушения чтения и письма, при которых встречаются
различные специфические ошибки (замены, пропуски перестановки букв, слогов; искажения слов,
слитное написание и т.д.)
Перед логопедом стоит задача предупреждения и коррекции нарушений устной и
письменной речи у школьников с нарушением интеллекта. Необходимо своевременное выявление и
предупреждение нарушений письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы
своевременное устранение специфических ошибок с целью недопущения их перехода на дальнейшее
обучение.
Цель программы: развитие и коррекция устной и письменной речи.
Задачи:
 диагностика и коррекция фонематических процессов;
 диагностика и коррекция лексической стороны речи;
 диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования);
 коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
 коррекция нарушений чтения и письма;
 расширение представлений об окружающей действительности;
 развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков
речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной
функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Программа составлена с учётом степени проявления речевой патологии, возраста детей и
основывается на следующих теоретических положениях:
- о взаимодействии первой и второй сигнальных систем (И.П. Павлов);
- о динамической локализации психических функций, компенсаторных возможностях
развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р.
Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К. Анохин);
- о поэтапном формировании умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин);
- о функциональных системах (П.К. Анохин).
Данная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения
учебного процесса, предлагаемых современной коррекционной педагогикой и учитывает основные
общедидактические принципы:
-системности,
-научности,
-доступности,
-последовательности и систематичности,
-принцип единства диагностики и коррекции, а также данные специальной психологии, согласно
которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся
учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону
ближайшего развития».
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его
индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении
обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с
обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий
взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по
комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Программа построена с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных
особенностей детей с умственной отсталостью, системности и последовательности в подаче
лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной
речи.
В процессе всего периода обучения выделяются 3 этапа:
I- Диагностический (1-15 сентября)
II- Коррекционно-развивающий (16 сентября-15 мая)
III- Анализ результативности коррекционной работы (16-29 мая)
1.1. Учет воспитательного потенциала уроков.
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по логопедические занятия.
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование воспитательного
потенциала уроков логопедические занятия. Эта работа осуществляется в следующих формах:












1.2.

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов,
явлений, событий через:
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный
момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на
достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков
командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и
учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Психолого-педагогическая характеристикаобучающихся 6 класса

В классе обучаются 3 человек. Все девочки. Двое учениц находятся на надомной форме обучения. У
2 обучающихся имеется системное недоразвитие речи (СНР) легкой степени, которые проявляются
в:
- нарушении звукопроизношения;
- затруднениях при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом
материале;
- ограничении словарного запаса;
- единичных аграмматизмах при употреблении сложных предлогов, нарушениях согласования
прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушениях
сложных форм словообразования;
- незначительных пропусках второстепенных смысловых звеньев при пересказе, не отражены
некоторые смысловые отношения;
- нерезко выраженныхнарушениях чтения и письма.
Обучающиеся владеют навыками письма и чтения, знают, но не всегда применяют правила русского
языка на письме. Наблюдаются единичные ошибки при дифференциации звонких-глухих, твердыхмягких согласных. В письменных работах часто путают оптически сходные буквы.
1 девочкаа имеют СНР средней степени тяжести, которые проявляются в:
- недоразвитии фонематического восприятия и фонематического анализа;
-аграмматизмах в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях,
согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в
косвенных падежах);
- нарушении сложных форм словообразования;
- недостаточной сформированности связной речи;
- выраженныхнарушениях чтения и письма.Обучающиеся допускают большое количество ошибок
акустического и оптического характера на письме. Не всегда видят орфограмму в слове, не могут
подобрать проверочное слово.

Место предмета в учебном плане

1.3.

В соответствие с учебным планом на коррекционный курс «Логопедические занятия»в 6 классе
отводится:
4 часа в неделю (136ч/в год). Срок реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Наименование раздела
Фонематические процессы.
Лексико-грамматический строй
речи.
Работа над предложением и
связной речью.
Итого:

Содержание учебного курса
Количество часов
24
55
57
136

Раздел работы

Содержание планирования

Фонематические процессы.

Звукобуквенный анализ слов разной слоговой структуры.
Деление слов на слоги для переноса.
Дифференциация звонких и глухие согласных.
Разделительный мягкий знак.
Ударение. Определение ударного и безударного слога.

Лексико-грамматический
строй речи.

Состав слова.
Корень слова. Уметь видеть, выделять и подбирать однокоренные
слова.
Окончание. Изменение смысла слов при помощи окончаний.
Приставка. Упражнения в образовании слов при помощи приставок.
Предлоги. Правописание предлогов.
Дифференциация приставки и предлога.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи суффиксов.
Изменение имен существительных и прилагательных по числам и
родам, падежам. Изменение глаголов по числам и временам.
Предупреждение оптических нарушений.
Дифференциация оптически сходных букв Б-Д. Ц-Ч. П-Т. И-Ш.
И-У. А-О.
Имя прилагательное, изменение по числам и родам.
Лексика в соответствии с темами по развитию речи, природоведению.
Усвоение программной терминологии.
Переносное значение слов.

Работа над предложением и
связной речью.

Предложение.
Выделение главных и второстепенных членов предложения.
Распространение предложения однородными членами.
Составление предложений и рассказа, по опорным словам, по данной
теме.
Распространение предложений с помощью разных частей речи.
Работа с деформированным предложением.

2.2. Связь учебного предмета с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Логопедические занятия», однако в наибольшей мере предмет «Логопедические занятия»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и
др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и т.п.);
 использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
 использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
 применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
 осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
 использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
 применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты
включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений, обучающихся в различных средах.

На логопедических занятиях формируются следующие личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении, потенциале и возможностях речевого развития;
- овладение начальными навыками социальной, социокультурной, трудовой адаптации;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, речевого
поведения;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
- обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности,
формирование семантических полей;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Минимальный уровень освоения
-выполнять звукобуквенный анализ и синтез
слов различной слоговой структуры;
-дифференцировать твёрдые и мягкие,
звонкие – глухие согласные;
-делить слова на слоги для переноса;
-списывать по слогам и целыми словами с
рукописного
и
печатного
текста
с
орфографическим проговариванием;
-писать под диктовку слова и короткие
предложения с изученными орфограммами;
-дифференцировать
и
подбирать
существительные, прилагательные, глаголы;
-составлять предложения, восстанавливать в них
нарушенный порядок слов с ориентацией на
серию сюжетных картинок;
-выделять из текста предложения на заданную
тему;
-дифференцировать
словосочетания
и
предложения;
-уметь распространять простое предложение
определением;
-овладеть понятием родственных слов, умением
проверить безударную гласную в корне;
-знать
морфологический
состав
слова,
пользоваться частями слова для образования
новых слов;
-осознанно и правильно читать текст
вслух целыми словами;
-владеть кратким пересказом;

Достаточный уровень освоения
дифференцировать
звонкие-глухие,
твердые-мягкие согласные;
- дифференцировать оптически сходные
буквы;
-делить слова на слоги для переноса,
переносить части слова при письме
самостоятельно;
- списывать с рукописного и печатного
текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- писать под диктовку тексты, включающие
слова с изученными орфограммами;
- видеть орфоргаммы и применять правила
русского языка при письме;
- дифференцировать и подбирать слова
различных
категорий
по
вопросу
(существительное, прилагательное, глагол);
-правильно
употреблять
родовые
окончания прилагательных;
составлять
и
распространять
предложения, восстанавливать в них
нарушенный порядок слов с ориентацией
на серию сюжетных картинок;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям
рассказывать, о чем читали или слушали;
последовательно излагать прочитанное;
- образовывать новые слова с помощью
приставок и суффиксов;
изменять
существительные
и

-уметь дифференцировать имена сущ. и прил.
по числам и родам;
-уметь согласовывать сущ. и прил. по числам
и родам.

прилагательные по родам, согласовывать
их в предложении;
-изменять глаголы по временам; -владеть
правописанием предлогов со словами; уметь подбирать цепочку родственных слов
и проверочное слово в словах с безударной
гласной в корне;
-бегло
читать
целым
словом,
с
соблюдением
знаков
препинания
и
интонации.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
 слушание учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов;
 заполнение таблиц, построение схем;
 выполнение упражнений;
 наблюдение;
 работа с учебником, раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
 проектная деятельность;
 оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование метода проектов в логопедической работе мы начнем с изучения
теоретического и практического материала по данной проблеме. Работа над проектом с учащимися,
посещающими логопедические занятия, трудоёмкая и сложная в первую очередь потому, что эти
дети имеют свои психологические особенности.
Возможны проекты по данным темам: «Могут ли суффиксы быть волшебниками?»,
творческий проект «Антонимы в пословицах», «Разделяй и властвуй» (использование
разделительного мягкого знака в загадках), «Фразеологизмы», «Синонимы». Итогом выполнения
данных работ могут стать презентация исследовательского проекта «Я - исследователь», стенгазета
«Антонимы», «Мягкий разделительный», сборник фразеологизмов, словарик синонимов, а на
занятиях по развитию связной речи проектным продуктом могут стать книжки – раскладки, назову
лишь некоторые из них: «Кот- задира», «Цветок или волчья пасть?», «Суслик и хомяк».
Идея создать проект возникла потому, что необходимо было заинтересовать их в посещении
логопедических занятий. Работу начинали с того, что отобрали много много материала и
предложили им выбрать наиболее интересные. Объяснили свою идею – придумать загадки и
позагадывать. И тд.
В результате: повысится интерес к занятиям, психологическое состояние детей улучшиться,
будет совместная деятельность детей и взрослых, дети упражняються в подборе слов разных частей
речи, построении предложений рифмовке, словообразовании и это, конечно, поможет в компенсации
речевых недостатков и отразится на повышении успеваемости, в частности, по русскому языку и
литературному чтению.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце
учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 ― нет фиксируемой динамики;
1 ―минимальная динамика;
2 ― удовлетворительная динамика;
3 ―значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется в баллах:
1 – навык или умение отсутствует;
2 – навык или умение проявляется при значительной помощи взрослого, по образцу (списывание);
3 - навык или умение проявляет самостоятельно, допуская большое количество ошибок;
4 - навык или умение проявляет самостоятельно, допуская минимальное количество ошибок;
5 - навык или умение сформированы, ребенок выполняет действие самостоятельно, без ошибок.
Система оценки БУД
Оценка БУД осуществляется по 5-ти бальной системе:
0 ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс
выполнения вместе с учителем;
1 ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по
прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен
выполнить его самостоятельно;
3 ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, часто допускает
ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые
исправляет по замечанию учителя;
5 ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
После подсчета всех баллов на психолого-педагогическом консилиуме коллегиально
определяется уровень сформированности БУД каждого обучающегося. Результаты фиксируются в
индивидуальной карте развития школьника.
Базовые учебные действия (БУД) формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной
стороны - успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют
дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.

Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные учебные действия

Коммуникативные учебные
действия

Учебные действия и умения
- начальное осознание себя как ученика, одноклассника, друга;
- формирование положительного отношения к окружающей
действительности;
- формирование самостоятельности в выполнении учебных заданий,
поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки;
- формирование готовности к безопасному и бережному поведению
в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,
ученик–ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с

Регулятивные учебные
действия:
Познавательные учебные
действия:

одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- доброжелательно относиться, сопереживать окружающим.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- принимать цели, следовать предложенному плану и работать в
общем темпе.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых
предметов;
- читать; писать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание).
1. Формы и методы контроля.

Стартовый (входящий) контрольустной и письменной речи (беседа, диктант, списывание)
проводится в начале учебного годас целью определения уровня развития устной и письменной
речиобучающихсяи составление плана коррекционной работы.
Промежуточный контроль проводится в конце первого полугодия (декабрь) и
представляет собой анализ диктантов, списывания, письменных работ в рабочих тетрадях.Целью
промежуточной диагностикиявляется контроль усвоения учениками пройденного материала.
Используются диктанты, тесты и т.д. Осуществляется анализ и учёт специфических ошибок. Это
даёт возможность при необходимости внести изменения в календарно- тематическое
планирование.
Итоговый контрольпроводится в конце учебного года и предназначен для проверки и
контрля усвоения предметных результатов и мониторинга специфических ошибок в письменных
работах учащихся. Формы итогового контроля – списывание, слуховой диктант.
Результативность коррекционно-развивающего обучения определяется по итогам
сравнительного анализа данных стартовой и итоговой диагностики.
Входящий контроль
Золотой дождь
Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки,
спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.
Летят, скачут, плывут по ветру листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки
листочками украсились. Грибки под листьями спрятались.
Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру.
Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное
золото. (64 слова)
На реке
Весной лед на реке тронулся. Мы пошли на высокий берег. По реке плыли льдины. По краю реки
они скопились в кучу. Вода быстро прибывала. Скоро она затопила остров. Скрылись под большой
водой кусты ив. На льду виднелись бревна, лодки и доски.Скоро вода вышла из берегов. Она
затопила низкие места лугов.
Зима на севере
Ушла осень и захватила все листья с деревьев. Пасмурные дни октября ускорили листопад.
Над тайгой закружились снежинки. Они таяли, как только касались земли. Тогда природа заморозила
землю. Вечером начался снегопад. Утром люди увидели землю в белом наряде и обрадовались её
красоте. На лесной полянке искрами засветились снежинки. Снег шапками лёг на пни и

муравейники. Ожила сейчас тайга. По её просторам в избушках и палатках стали жить охотники. (70
слов)
Промежуточный контроль
Природа зимой
Не страшна белке холодная зима. Осенью переменила она рыженькое пальто на шубку.
Наготовила запасов на зиму. Летом белка начала сушить грибы. Поднимет гриб и воткнёт его на
сучья ели. А когда поспели орехи и жёлуди, натаскала их в дупло. Потом начала утеплять свой
домик. Вон свесились с сухой ветки белые клочья мочала. Она устраивает из него мягкую перинку.
Зимой белка свернётся там клубочком и хвостом прикроется, как одеялом. (68 слов)
(Из книги «Четыре желания»)
Снегири
Родина снегирей – хвойный лес северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши
края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим красивым ярким оперением.
Холодной северной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно привлекают их ягоды вкусной
рябины. Ранней весной снегири улетят далеко на родину. Птицы совьют там гнёзда, выведут
маленьких птенчиков. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы. (67
слов)
Весна
Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днём на солнце
таял снег. Вдруг потянуло тёплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились
вешние воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушёл. Небо
прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лёд. Тёплый весенний воздух задрожал от
испарений земли. Залились жаворонки над бархатом полей и лугов. Высоко пролетели с гоготаньем
журавли и гуси. Пришла настоящая весна. (70 слов)
(По Л. Толстому
Итоговый контроль
Родник
Вася и Коля отправились побродить в окрестностях загородного лагеря. День был жаркий,
ясный. На чистом небе сияло солнце. Над цветами порхали разноцветные бабочки, пролетали яркие
стрекозы. Мальчики подошли к крутому обрыву. Это был большой старый овраг. По его далёкому
дну протекал светлый ручей. Вася и Коля пошли по краю глубокого оврага и увидели родник. Они
спустились к роднику, зачерпнули ладонями прозрачную воду и стали пить. Вода была чистая,
вкусная и холодная.
Кто сеет в лесу?
Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горстки чёрной земли,
распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую
пашню, солнце нагрело её. Кто же начнёт сев? Вокруг лесной полянки расположились зелёные ели.
Бесшумно полетели их лёгкие семена. Многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки.
Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные полянки зарастают деревьями.
4..Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Технологии обучения:
Использование ИКТ:
 программы Word, PowerPount,
 компьютерные игры «Учись говорить правильно», игры «Мерсибо»,
 логопедическиераспевки-музыкальное приложение к книге Т.С. Овчинниковой,
 презентации к занятиям на лексические темы и правила русского языка,
 использование интерактивного оборудования, интерактивного стола, телевизора,
 проектирование.
Методы обучения:
Словесные методы: рассказ педагога, объяснение, беседа.

Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно
изложение учебного материала.По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10
минут.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на
выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.
Необходимо для понимания умственно отсталыми учащимися содержания учебного материала.
Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. Объяснение необходимо совмещать с показом и
демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она побуждает к
активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося. Является мощным средством
в коррекции умственного развития ученика.
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание
учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую
коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно
отсталых детей.
Показ - предъявление образа действия разных способов работы.
Иллюстрация - наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений,
примеров.
Демонстрация - показ предметов в движении.
Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по
ходу занятия.
Практические методы - основной источник познания – деятельность обучающихся.
Прием – это часть метода. Применяются следующие приемы: сообщение условий задания,
запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за
правильностью выполнения задания.
5. Учебно-методический комплекс:
2. Аксенова А.К. Учебники по русскому языку 5-9 классы.
3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах
вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
4. Волина В.В. Занимательноеазбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
5. Галунчикова Н.Г.,Э.В.Якубовская Учебник по русскому языку 9 класс.
6. Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
7. Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
8. Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью
пространственного восприятия. Выпуск 3. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
9. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью слухового
восприятия. Выпуск 4. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью лексикограмматической стороны речи. Выпуск 5. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
11. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
12. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2003.
13. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
14. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2001.
15. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
15. Конфетка. Приложения к научно-методическому журналу «Логопед». – М.: ТЦ СФЕРА.

16. Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его
возрасту. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
17. Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
18. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.И. «Профилактика дисграфии» – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
19. Мазанова Е.В. Логопедия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с
детьми, имеющими отклонения в развитии.
Тетрадь №1. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.:
АКВАРИУМ БУК, 2004;
Тетрадь № 2. Преодоление нарушения письма. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь №3. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и
аграмматическаядисграфия. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь № 1. Аграмматическая форма дисграфии. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004.
21. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
22. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
23. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия
Холдинг, 2004.
24. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя
начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.
25. Яворская О.Н. «Дидактические игры для занятий со школьниками». – Ростов-на-Дону,
Феникс, 2006.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
обувь, одежда, посуда, игрушки, домашние птицы, зимующие и перелетные птицы, домашние
животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера, овощи, фрукты, ягоды,
растительный мир, деревья, кусты, цветы, насекомые, рыбы, продукты питания, профессии,
транспорт, времена года, части тела человека, школа, мебель, дом и его части, действия (глагольный
словарь), занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
сюжетные картины,серии сюжетных картин, тематические картин.

6. Тематическое планирование 6 класс
Колво
часо
в
4

Тема

Виды и формы
деятельности

Планируемые результаты
Предметные
БУД

Звуки и буквы.
Дифференциация
гласных и согласных.

Практические
упражнения.

Знать гласные и согласные звуки
речи.
Уметь их дифференцировать.

Вступать в контакт и работать
в коллективе учитель−ученик.

4

Твёрдые и мягкие
согласные. Мягкость
согласных с помощью
гласных 2 ряда.

Развитие зрительного
и слухового внимания.

Уметь дифференцировать
гласные звуки и буквы. Выбирать
гласные буквы для обозначения
мягкости согласных на письме.

Слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию.
Иметь положительное
отношение к окружающей
действительности.

4

Мягкость согласных с
помощью мягкого
знака.

Развитие логического
мышления разгадывание загадок.

Закрепить навык различения
твёрдых и мягких согласных на
слух. Обозначение мягких
согласных гласными II ряда и
буквой Ь.
Уметь образовывать
существительные
множественного числа.

4

Разделительный
мягкий знак, как
показатель мягкости.

Развитие зрительного
внимания – вставка
пропущенных букв.

Закрепить навык различения
твёрдых и мягких согласных на
слух. Обозначение мягких
согласных с помощью Ь.
Уметь изменять существительные
по числам.

Уметь выполнять задания по
образцу и подобию,
самостоятельно переходить от
одной операции к другой в
соответствии с алгоритмом
действий.

2

Дифференциация
акустически близких
звуков и букв их
обозначающих.
Дифференциация ё-ю.

Работа с речевыми
профилями.
Игра
«Замени букву».

Дифференцирует гласные ё-ю при
чтении и на письме. Вставляет
пропущенную букву в слове.

Умеет работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией.

2

Дифференциация и-й.

Чтение слоговых

Дифференцирует гласные и-й при

Сформирована готовность к

Уметь слушать и направлять
взгляд на говорящего,
выполнять инструкции
учителя-логопеда.

ЭОР

таблиц.
Упражнения на
дифференциацию
букв.
Развитие слухового и
зрительного внимания
и памяти.
Работа по карточкам.
Развитие
пространственных
представлений.
Упражнения по
реконструкции букв.
Развитие слухового и
зрительного внимания
и памяти.

чтении и на письме. Списывает
предложения с заданием.

безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.

Проверить навык применения
полученных знаний на письме.
Текст диктанта.

Иметь начальное осознание
себя как ученика.

3

Дифференциация и-е в
слогах, словах и
предложениях.

Уметь дифференцировать близкие Уметь слушать и направлять
по звучанию звуки и различать на взгляд на говорящего,
письме буквы и-е.
выполнять инструкции
учителя-логопеда.
Уметь дифференцировать буквы
Уметь слушать и направлять
б-д на письме.
взгляд на говорящего,
выполнять инструкции
учителя-логопеда.

3

Дифференциация букв
б-д в слогах, словах и
предложениях.

2

Проверочная работа по
теме «Звуки и буквы»

2

Речь. Предложение.

Практические
упражнения, работа по
схеме.

Знать понятие «Речь».
«Предложение». Осенние месяцы.
Уметь работать над ритмической
стороной речи, с
деформированным
предложением.
Определять смысловые ошибки в
предложении.

Уметь выполнять задания по
словесной двусложной
инструкции.
Осознавать себя как ученика.

3

Дифференциация
понятий
«Предложение.
Слово».

Развивать логическое
мышление разгадывание загадок

Знать понятие «Предложение».
«Слово». Изменения в природе.
Работать над деформированным
предложением.
Составлять словосочетания,
согласование слов.

Уметь слушать и направлять
взгляд на говорящего,
выполнять инструкции
учителя-логопеда.

ПР1. «Звуки и
буквы»

3

Предложение.
Выделение
предложения из
сплошного текста.

Упражнение по
мобильным карточкам.
Игра «Разрежь
дорожку».

Закрепить понятие
«предложение», определять
границы предложения.

2

Составление
предложений из слов,
данных в разбивку.
Проверочная работа по
теме «Предложение»

Работа со схемами, по
сюжетным картинам.

Закрепить понятие
«предложение», согласование
слов в предложении.
Проверить навык применения
полученных знаний на письме.
Текст диктанта.

2

Родственные слова.
Однокоренные слова.

2

Корень слова.
Безударные гласные в
корне слова.

Развитие внимания и
зрительного
восприятия –
нахождение по
картинке родственных
слов.
Развивать навыки
словообразования.
Игры, направленные
на развитие слухового
внимания и памяти.

2

Развитие слухового и
зрительного внимания
и памяти.

Познакомить с понятием
«родственное слово»,
однокоренное слово.
Уметь подбирать родственные
слова,
дифференцировать однокоренные
и родственные слова.

Слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию.
Иметь положительное
отношение к окружающей
действительности.
Уметь обращаться за помощью
и принимать помощь.
Иметь начальное осознание
себя как ученика.
Осознавать себя как ученика.

Познакомить с понятием
Уметь слушать и понимать
«корень». Уметь соотносить слова инструкцию к учебному
со схемой. Выделять единый
заданию.
корень.
Знать правописание безударных
гласных в корне слова.
Формировать навык подбора
проверочного слова.
Формировать навык слухового
анализа и синтеза.

ПР «Предложение»

2

Приставка.
Разнообразие
приставок.

Развитие слухового
восприятия.

Познакомить с приставками.
Уметь находить приставки в
словах. Сравнивать лексическое
значение слов в зависимости от
приставки. Образование слов при
помощи приставок:
в-; вы-; за-; до-;
без-; при-;
Знать графическое обозначение
приставок.
Уметь находить приставки в
словах. Сравнивать лексическое
значение слов в зависимости от
приставки. Образование слов при
помощи приставок. Правописание
приставок.

Уметь вступать в контакт и
работать в коллективе
(учитель−ученик, ученик–
ученик).

2

Приставка.
Правописание
приставок.

Развитие слухового и
зрительного внимания.
Упражнения на
изменение слов при
помощи приставки.

2

Закрепление по теме
«Состав слова».

Развитие слухового и
зрительного внимания.
Активизация словаря.

Закрепить знания о корне,
приставке и суффиксе.
Формировать навык разбора слов
по составу. Уточнить значение
слов.
Уметь употреблять слова из
различных лексических тем.

Сформировать
самостоятельность в
выполнении учебных заданий,
поручений.

2

Проверочная работа по
теме «Состав слова».

Развитие слухового и
зрительного внимания
и памяти.

Проверить навык применения
полученных знаний на письме.
Текст диктанта.

Иметь начальное осознание
себя как ученика.

2

Предлог. Разнообразие
предлогов.

Развитие зрительного
внимания.

Закрепить представления о
предлоге, как о целом слове.
Уметь выполнять выбор того или
иного предлога.
Уточнить представления о
смысловом значении предлогов.

Сформировать готовность к
безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.

Сформировать
самостоятельность в
выполнении учебных заданий,
поручений.

ПР3 «Состав слова».

4

Дифференциация
предлогов
НА. В

Развитие зрительного
внимания

Уметь составлять словосочетания Уметь выделять некоторые
и предложения. Правильно
существенные свойства
употреблять предлоги со словами. хорошо знакомых предметов.
Формировать навыка правильного
употребления предлогов.

3

Дифференциация
предлогов и
приставок.

Развитие зрительного
внимания – вставка
пропущенных
предлогов и
приставок.

Уметь сравнивать словосочетания
с приставками и предлогами.
Наблюдать за соотношением
предлогов и глагольных
приставок.
Выполнять правописание
приставок и предлогов.

Уметь доброжелательно
относиться, сопереживать
окружающим

2

Проверочная работа по
теме:
«Дифференциация
предлогов и
приставок».
Парные согласные б-п
на конце и в середине
слова.

Развитие слухового и
зрительного внимания
и памяти.
Текст диктанта.

Проверить навык применения
полученных знаний на письме.
Знать правописание приставок и
предлогов.

Уметь работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией

Работа по карточкам.
Игры на развитие
слухового внимания.

Умеет работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией.

2

Парные согласные д-т
на конце и в середине
слова.

Игры речевые.
Работа со словами.

2

Парные согласные г-к
на конце и в середине
слова.

Письмо под диктовку.
Игры со слогами.

2

Парные согласные з-с
на конце и в середине
слова.

Работа с разрезной
азбукой.
Упражнения для
развития слогового
синтеза.

Знает правило написания парных
согласных б-п в конце и середине
слова. Подбирает проверочное
слово.
Знает правило написания парных
согласных д-т в конце и середине
слова. Подбирает проверочное
слово.
Знает правило написания парных
согласных г-к в конце и середине
слова. Подбирает проверочное
слово.
Знает правило написания парных
согласных з-с в конце и середине
слова. Подбирает проверочное
слово.

3

Умеет работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией.
Сформирована готовность к
безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.
Умеет выделять некоторые
существенные свойства
хорошо знакомых предметов.

ПР4«Дифференциаци
я предлогов и
приставок».

2

Парные согласные жш на конце и в
середине слова.

Работа со схемами
слов,
конструирование.

Знает правило написания парных
согласных ж-ш в конце и
середине слова. Подбирает
проверочное слово.
Знает правило написания парных
согласных в-ф в конце и середине
слова. Подбирает проверочное
слово. Пишет без ошибок.
Пишет под диктовку тексты с
применением правил русского
языка.
Знает и различает части речи.
Использует их в речи.

2

Парные согласные вфна конце и в
середине слова.

2

Промежуточный
контроль. Диктант.

2

Части речи. Названия
предметов, действий и
признаков.

Работа с
деформированным
словом.
Письмо по памяти.
Письмо под диктовку с
применением правил
русского языка.
Речевые игры. Письмо
под диктовку.

2

Дифференциация
частей речи. Сущ-е,
прилагательное,
глагол.

Речевые игры. Работа с Образует прилагательные от
предложением.
существительных
(относительные, притяжательные
прилагательные). Использует их в
речи.

Умеет наблюдать под
руководством взрослого за
предметами и явлениями
окружающей
действительности.

2

Имена
существительные
собственные и
нарицательные.

Развитие логического
мышления, слухового
внимания.
Составление
словосочетаний.

Уметь выделять некоторые
существенные свойства
хорошо знакомых предметов

Познакомить с именем
существительным. Уметь
обозначать изучаемые слова с
помощью схемы. Обогащать
номинативный словарь.
Работать над лексическим и
грамматическим значением слов.
Формировать понятие об имени
существительном.

Умеет адекватно соблюдать
ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.).
Умеет адекватно соблюдать
ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
Уметь работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией
Умеет наблюдать под
руководством взрослого за
предметами и явлениями
окружающей
действительности.

Промежуточный
контроль.

2

Существительные
одушевлённые и
неодушевлённые.

Развитие логического
мышления, слухового
внимания.
Составление
словосочетаний.

Познакомить с именем
существительным. Уметь
обозначать изучаемые слова с
помощью схемы. Обогащать
номинативный словарь.
Работать над лексическим и
грамматическим значением слов.
Формировать понятие об имени
существительном.

Уметь выделять некоторые
существенные свойства
хорошо знакомых предметов

2

Практическое
употребление
существительных в
форме единственного
и множественного
числа.

Развитие навыка
словоизменения.
Развитие
фонематического
слуха, логического
мышления.

Познакомить с понятием числа.
Словоизменение. Устранение
аграмматизма в устной речи.
Формировать навык образования
форм единственного и
множественного числа имён
существительных.
Уметь изменять существительные
по числам.

Уметь работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией

2

Практическое
употребление
существительных
разного рода.

Развитие логического
мышления.
Различение видовых и
родовых понятий, их
группировка.

Сформировать готовность к
безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.

2

Употребление
существительных в
косвенных падежах.

Развитие слухового и
зрительного внимания.
Вставка в
предложения
подходящих по
смыслу слов

Познакомить с понятием рода.
Тренировать в постановке
вопроса к существительным
различного рода, в разборе слова
по составу.
Обогащать словарь.
Познакомить с падежными
формами имён существительных.
Уметь дифференцировать
именительный, винительный,
родительный падежи.
Формировать навык
словоизменения.
Уметь работать с
деформированным текстом.
Преодолевать аграмматизм в

Уметь выделять некоторые
существенные свойства
хорошо знакомых предметов

устной речи.

2

Проверочная работа по
теме «Имя
существительное».

Развитие слухового и
зрительного
восприятия.
Текст диктанта.

Проверить навык применения
полученных знаний на письме.

Уметь адекватно соблюдать
ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);

2

Имя прилагательное.

Развитие логического
мышления, слухового
внимания.
Составление
словосочетаний.

Познакомить с именем
прилагательным. Уметь
обозначать изучаемые слова с
помощью схемы. Обогащать
словарь.
Работать над лексическим и
грамматическим значением слов.

Уметь выделять некоторые
существенные свойства
хорошо знакомых предметов

2

Род имен
прилагательных.

Развитие логического
мышления, слухового
внимания.
Составление
словосочетаний.

Уметь выделять некоторые
существенные свойства
хорошо знакомых предметов

2

Практическое
употребление в
согласовании
существительного с
прилагательным.

Развитие навыка
согласования.
Развитие
фонематического
слуха, логического
мышления.

Уметь определять род имен
прилагательных. Познакомить с
понятием рода. Тренировать в
постановке вопроса к
существительным различного
рода, в разборе слова по составу.
Обогащать словарь.
Умеет согласовывать
существительные с
прилагательными в роде, числе.
Умеет образовывать формы
единственного и множественного
числа имён прилагательных.

2

Практическое
употребление

Развитие логического
мышления.

Уметь определять род имен
прилагательных. Тренировать в

Сформировать готовность к
безопасному и бережному

Уметь работать с несложной
по содержанию и структуре
информацией.

ПР 6. «Имя
существительное».

прилагательных
разного рода.

Различение видовых и
родовых понятий, их
группировка.

постановке вопроса к
прилагательным различного рода.
Обогащать словарь.

поведению в природе и
обществе.

4

Употребление
прилагательных в
косвенных падежах.

Развитие слухового и
зрительного внимания.
Вставка в
предложения
подходящих по
смыслу слов

Уметь выделять некоторые
существенные свойства
хорошо знакомых предметов

2

Проверочная работа по
теме «Имя
прилагательное».

Развитие слухового и
зрительного
восприятия.
Текст диктанта.

Познакомить с падежными
формами имён существительных.
Уметь дифференцировать
именительный, винительный,
родительный падежи.
Формировать навык
словоизменения.
Уметь работать с
деформированным текстом.
Преодолевать аграмматизм в
устной речи.
Проверить навык применения
полученных знаний на письме.

2

Словосочетание и
предложение.

Схемы предложений и
словосочетаний,
карточки с заданием.
Деформированный
текст.

Формировать понятие о
предложении как речевой
единице. Учить отличать
сочетание слов от законченного
предложения. Закреплять умение
выделять законченную мысль.
Тренировать в наблюдении
интонацией понижения голоса в
конце фразы, соотнося это с
правилом обозначения границ
предложения на письме.

Иметь понимание личной
ответственности за свои
поступки.
Сформирована готовность к
безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.

2

Повествовательное
предложение.

Развитие внимания.
Схема предложения,
карточки с заданиями.

Формировать представление об
Уметь использовать принятые
интонации и о знаках препинания. ритуалы социального
взаимодействия с

Уметь адекватно соблюдать
ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);

ПР 7. «Имя
прилагательное».

одноклассниками и учителем

2

Вопросительное
предложение.

Схема предложения,
карточки с заданиями.

Формировать представление об
Иметь понимание личной
интонации и о знаках препинания. ответственности за свои
поступки.
Сформирована готовность к
безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.
Формировать представление об
Уметь выделять некоторые
интонации и о знаках препинания. существенные свойства
хорошо знакомых предметов

2

Восклицательное
предложение.

Схема предложения,
карточки с заданиями.

2

Главные и
второстепенные члены
предложения.

Практическое
упражнение «Дополни
предложение»

Уметь выделять главные и
второстепенные члены
предложения.

Уметь наблюдать под
руководством взрослого за
предметами и явлениями
окружающей
действительности;

4

Распространение
предложения с
помощью разных
частей речи.

Практическое
упражнение «Составь
предложение»

Уметь выделять
нераспространённые и
распространённые предложения.

Сформировать готовность к
безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.

4

Работа с
деформированным
предложением.

Работа по карточкам.

Уметь выделять однородные
члены предложения.

4

Составление
предложений и
простого текста по
картине.

Работа со схемами,
составление рассказа
по плану.

Умеет выделять главное,
составляет простой рассказ по
картине.

Умеет принимать цели,
следовать предложенному
плану и работать в общем
темпе.
Сформировать готовность к
безопасному и бережному
поведению в природе и
обществе.

4

Восстановление
деформированного
предложения.

Работа по карточкам.
Деформированные
предложения.

Закреплять умение определять
последовательность слов в
предложении.

Уметь использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и учителем

4

Восстановление
деформированного
текста.

Работа по карточкам.
Деформированный
текст.

Закреплять умение определять
последовательность частей в
повествовательном тексте.

2

Проверочная работа по
теме «Предложение».

Развитие слухового и
зрительного
восприятия.
Текст диктанта.

Проверить навык применения
полученных знаний на письме.

Итого: 68 часов

Уметь использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и учителем
Уметь адекватно соблюдать
ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);

ПР 9.
«Предложение».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».