Рабочая программа по учебному предмету Логопедические занятия для 3 класса

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Логопедические занятия относятся к коррекционно-развивающей области
«Коррекционные занятия» и являются обязательной частью учебного плана. На данных
занятиях создаются условия для предупреждения или минимизации проявления трудностей
формирования первоначальных навыков письма и чтения у обучающихся 3 класса.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3 классе
определяет следующую цель и задачи:
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи:
− повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
− осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
− закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в
речевой деятельности;
− расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем
окружении;
− вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного,
разборчивого, грамотного письма;
− обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Основными направлениями логопедической работы является:
− диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
− диагностика и коррекция лексической стороны речи;
− диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры
речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
− коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие
коммуникативной функции речи;
− коррекция нарушений чтения и письма;
− расширение представлений об окружающей действительности;
− развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Э. В.
Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 3 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.
2

1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Рабочая программа воспитания реализуется через использование воспитательного
потенциала на логопедических занятиях в следующих формах:
• Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
• Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в
данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков.
• Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
• Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства.
• Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока.
• Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся.
• Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
• Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий , оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом,
целью и задачами воспитания.
• Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
• Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3 класса
Для большинства обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп
развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и
пассивный словарь, отклонения в формировании фонематического и грамматического
строя речи.
Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная
функциональная система. У обучающихся нарушены все компоненты речи: ее фонетико фонематическая
сторона,
лексика,
грамматический
строй.
Отмечается
несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве
случае наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи. Но помимо
особенностей развития речи, характерных для всех обучающихся:
• неправильное произношение звуков - фонематический дефект;
• признаки дизартрии.
3

Особенность речевых расстройств состоит в том, что преобладающим в их структуре
является фонематический дефект. Нарушено смысловое программирование речевой
деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда
причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение
полученного результата с предварительным замыслом.
У обучающихся в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого
высказывания: смысловой, языковой сенсомоторный. При этом наиболее недоразвиты
высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие
сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и
сравнения компонентов.
Для всех детей характерен пониженный уровень развития основных свойств
внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности
включения, распределения и переключения внимания.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно
снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на коррекционный курс
«Логопедические занятия» отводится 3 часа в неделю (102 ч/в год). Сроки реализации
программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит
использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны,
представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения
обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и
адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование
грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование
умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в
каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового
анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода,
жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
− практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
− наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
− словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых
образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
4

Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.

−
−
−
−
−
−
−
−

В структуру занятия входят:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев
рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.

Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических
занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль
звукопроизношения (гласных, согласных).
Содержание разделов
№

Название раздела

Кол-во

п/п

часов

1

Обследование устной и письменной речи

6

2

Звуки и буквы

3

3

Слоговая структура слова.

2

4

Ударение

4

5

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.

5

6

Мягкий знак в слове.

4

7

Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ

4

8

Дифференциация звонких и глухих парных согласных.

9

9

Дифференциация согласных.

4

10

Слова, обозначающие предметы.

10

11

Слова, обозначающие действия предмета.

14

12

Слова, обозначающие признак предмета.

8

13

Предложение

10

14

Текст

7

15

Предлоги

9

16

Обследование устной и письменной речи

3
Итого:

102

5

2.2. Связь учебного предмета «Логопедические занятия» с базовыми учебными
действиями.
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении
коррекционного курса для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) «Логопедические занятия», однако в наибольшей мере
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как членасемьи, одноклассника, друга;
• способность к осмыслению социального окружения,своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организациивзаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий,поручений, договоренностей;
• понимание личной ответственности за свои поступкина основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик,
ученик–класс,учитель−класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданиюв разных видах деятельности и
быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях;
• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства вконфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты ит. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану иработать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролироватьи оценивать свои действия и
действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты сзаданными образцами,
принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
• критериев, корректировать свою деятельность сучетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
• выделять некоторые существенные, общие иотличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать,классифицировать на
наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать;
6

• писать;
• наблюдать под руководством взрослого запредметами и явлениями
окружающей действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устноевысказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы коррекционного курса для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Логопедические занятия»
изучается ежегодно с 1 по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую
систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически и включает в
себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в
содержание 1-го и последующих классов):
— «Звуки и буквы»;
— «Слово»;
— Предложение;
— «Связная речь»;
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с
нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному
языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических
функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого
развития.
Звуки и буквы. В 1-4 классах проводится работа по звукобуквенному анализу.
Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. Закрепление знаний о словах,
обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел
включен в программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки выделения
предложения из текста, завершение начатого предложения, схема предложения, порядок слов
в предложении, составление предложений. Одновременно закрепляются орфографические и
пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т. к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта, излагать свои
мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа
над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и
уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному
высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные
вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу,
позволяющую обучающимся 1-4 классов овладеть такими видами работ, как изложение и
сочинение.

7

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Система оценки предметных результатов.
Предметными результатами являются:
• развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух
звуков речи;
• овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
• формирование правильного звукопроизношения;
• умение правильно использовать поставленные звуки;
• развитие умения контролировать собственную речь.
Минимальный уровень:

− четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке;
− производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
8

− дифференцировать звуки;
− находить основные грамматические термины: предложение, слово- сочетание,
слово, слог, определять и обозначать на письме гласные и со- гласные звуки,
звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие со- гласные звуки, положение
звука в слове, обозначение звука буквой;

−
−
−
−

находить и правильно писать предлоги;
составлять и распространять предложения по картинке;
подбирать по вопросам названия предметов и действий;
списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного
текста;

− связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта).
Достаточный уровень:

−
−
−
−
−

иметь обобщенные представления о звуковой стороне речи;

−
−
−
−

объяснять лексическое значение слов;

−
−
−
−
−
−
−

интонационно правильно произносить предложения;

проводить звуко-буквенный и слоговый анализ слов;
обозначать мягкость согласных на письме;
дифференцировать согласные по звонкости-глухости;
активизировать усвоенную лексику через речевую
программную терминологию;

практику, использовать

владеть способами словообразования с помощью суффиксов и приставок;
различать приставки и предлоги;
распознавать имена существительные и прилагательные; согласовывать
существительные с прилагательными, изменять по родам и числам, знать
грамматические признаки глагола; уметь изменять глаголы по числам и временам;
согласовывать существительные с глаголами в числе;
выделять конец предложения соответствующими знаками препинания;
составляют предложение из слов и по картине;
восстанавливать деформированный текст;
устанавливать связь между словами в предложении;
списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);
связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• заполнение таблиц;
• работа с учебником, рабочей тетрадью, картосхемами, картой, приложением,
раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
9

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития
обучающихся.
Задачи проекта:
Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
Развивать речевые и творческие способности детей.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать обучающихся к
процессу активного познания.
Этапы проекта:
• Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его
реализации.
• Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.
• Итоговый: защита проекта.
Итоги проекта:
• формирование познавательного интереса в области;
• разработка продуктов проекта по выбранной теме.
• публичное выступление и защита проектов по выбранным темам.
Темы проектов для выбора учениками:
− Знак ударения – наш волшебный помощник.
− Мой помощник – словарь.
− Что в имени твоём?
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что
позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития
обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных
социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система
оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не
понимает его смысла, помощь педагога не принимает.
1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в
процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с
конкретной ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи
педагога.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных
случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.
4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно,
хорошо использует незначительную помощь педагога.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой
ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти
не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа
делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по
10

следующей шкале:
0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только
строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же
время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося,
используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию
ситуации успешности обучения для каждого.
Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую
коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного
года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется
следующая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися
БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений всех участников
образовательного процесса (педагоги, родители, обучающиеся) в конце учебного года и
заносится в индивидуальные дневники наблюдения обучающихся.
Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия
в любых ситуациях.
Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия
в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их
по замечанию учителя.
Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов
11

Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет
действия по указанию учителя.
Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по
указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной
задачей.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Кол
ЭОР
-во
часо
в
Обследование устной и письменной речи.
1
1
ЭФУ (электронная форма
Обследование звуко- произносительной
учебника), библиотеки
стороны речи
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
2
1
ЭФУ (электронная форма
Обследование экспрессивной и
учебника), библиотеки
импрессивной стороны речи
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
3
1
ЭФУ (электронная форма
Обследование связной речи, словарного
учебника), библиотеки
запаса
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
4
ЭФУ (электронная форма
Обследование грамматического строя речи, 1
учебника), библиотеки
слоговой структуры слова
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
5
1
ЭФУ (электронная форма
Обследование навыка чтения
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
№
п/п

12

6

Обследование навыка письма

Звуки и буквы
7
Знакомство с алфавитом.

1

1

8

Звуки гласные и согласные.

1

9

Звуки гласные и согласные.

1

контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Слоговая структура слова.
10

Анализ односложных и двусложных слов.

1

11

Слогообразующая роль гласных.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
13

ФГИС «Моя школа»,
презентация
Ударение.
12

Ударение.

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
Презентация
13
Ударные и безударные гласные.
1
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
Презентация
14
Выделение ударной гласной в слове
1
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
Презентация
15
Выделение ударной гласной в слове
1
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
Презентация
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными.
16

Дифференциация твёрдых и мягких
1
согласных перед гласными И – Ы в слогах и
словах.

17

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными А – Я в
слогах и словах.

1

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
Презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
14

презентация
18

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными У – Ю в слогах
и словах.

1

19

Дифференциация твёрдых и мягких
согласных перед гласными О – Ё в слогах
и словах.

1

20

Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «Е» в слогах и словах.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Мягкий знак в слове.
21

Обозначение мягкости согласных при
помощи буквы «Ь» в словах.

1

22

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю,
я, и.

1

23

Дифференциация смягчающего и
разделительного «ь».

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
15

24

Различение твердых и мягких согласных

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Гласные после шипящих согласных Ш, Ж, Ч, Щ
25

Написание ЖИ-ШИ в словах

1

26

Написание ЧА-ЩА в словах

1

27

Написание ЧУ-ЩУ в словах

1

28

Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ

1

Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
29

Дифференциация Б-П в слогах и словах,
предложении.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
16

30

Дифференциация Б-П в слогах и словах,
предложении.

1

31

Дифференциация В - Ф в слогах и словах,
предложении.

1

32

Дифференциация В - Ф в слогах и словах,
предложении.

1

33

Дифференциация Г - К в слогах и словах,
предложении.

1

34

Дифференциация Г - К в слогах и словах,
предложении.

1

35

Дифференциация Д-Т в слогах и словах,
предложении.

1

36

Дифференциация Ж-Ш в слогах и
словах, предложении.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы

17

37

Дифференциация З-С в слогах и словах,
предложении.

1

ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Дифференциация согласных.
38

Дифференциация согласных С-Ц в словах,
слогах.

1

39

Дифференциация согласных С-Ц в
предложении.

1

40

Дифференциация согласных Ч-Ц в словах,
слогах.

1

41

Дифференциация согласных Ч-Ц в
предложении.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Слова, обозначающие предметы.
42

Слова, обозначающие предметы.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
18

презентация
43

Слова, обозначающие предметы.

1

44

Слова, обозначающие понятия.

1

45

Слова, обозначающие понятия.

1

46

Различение одушевленных и не
одушевлённых предметов.

1

47

Различение одушевленных и не
одушевлённых предметов.

1

48

Существительные единственного и
множественного числа.

1

49

Существительные единственного и
множественного числа.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
19

50

Существительные мужского рода.

1

51

Существительные женского рода и
среднего рода.

1

образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Слова, обозначающие действия предмета.
52

Предмет и его части

1

53

Слова, обозначающие действие предмета.

1

54

Слова, обозначающие действие предмета.

1

55

Сопоставление форм одного и того же
глагола.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
20

56

Сопоставление форм одного и того же
глагола.

1

57

Употребление глаголов с различными
приставками (-в; -вы).

1

58

Употребление глаголов с различными
приставками (-в; -вы).

1

59

Употребление глаголов с различными
приставками (-при; -у).

1

60

Употребление глаголов с различными
приставками (-при; -у).

1

61

Изменение слов, обозначающих действия,
по числам.

1

62

Изменение слов, обозначающих действия,
по числам.

1

ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
21

63

Изменение слов, обозначающих действия,
по родам.

1

64

Упражнения в подборе слов,
обозначающих действия, к словам,
обозначающим предметы.

1

65

Слова, обозначающие предметы и действия 1
предметов.

образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Слова, обозначающие признак предмета.
66

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

67

Выделение ведущих признаков предметов
(цвет, величина).

1

68

Выделение ведущих признаков предметов
(форма, вкус).

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
22

69

Выделение ведущих признаков предметов
(материал).

1

70

Выделение ведущих признаков предметов
(качества характера).

1

71

Образование прилагательных с
уменьшительно-ласкательным значением.

1

72

Подбор прилагательных с
противоположным значением.

1

73

Подбор прилагательных, близких по
значению.

1

ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Предложение
74

Обозначение границ предложения.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
23

75

Порядок слов в предложении

1

76

Определение количества предложений в
тексте.

1

77

Дополнение предложений по вопросам.

1

78

Работа с деформированным предложением. 1

79

Повествовательное предложение.

1

80

Вопросительное предложение.

1

81

Восклицательное предложение.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы

24

82

Составление предложений

1

83

Сложное предложение.

1

84

Восстановление деформированного текста.

1

85

Восстановление текста с пропущенными
словами.

1

86

Составление рассказа по серии картинок.

1

87

Составление рассказа по серии картинок.

1

ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Текст
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
25

88

Пересказ текста по вопросам.

1

89

План. Пересказ текста по плану.

1

90

План. Пересказ текста по плану.

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Предлоги.
91

Предлоги в предложении.

1

92

Дифференциация предлогов В-НА.

1

93

Предлоги С (СО).

1

94

Предлоги ПО (К).

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
26

95

Предлоги С (ИЗ).

1

96

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

1

97

Защита проектных работ

1

98

Защита проектных работ

1

99

Защита проектных работ

1

образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
Презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Обследование устной и письменной речи
100

Обследование экспрессивной и
импрессивной стороны речи

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
27

презентация
101

Обследование устной речи

1

102

Обследование письменной речи
обучающихся

1

ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация
ЭФУ (электронная форма
учебника), библиотеки
цифрового
образовательного
контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация

Итого: 102 часа

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».