Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту
обучающихся умственной отсталостью.
Уникальность и значимость «Изобразительного искусства» как школьной дисциплины
определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого
потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного, пространственного
мышления, интуиции, необходимых в любой профессии.
Цели образовательно-коррекционной работы.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В реализации требований АООП выделено несколько этапов:
I этап ― 1―4 классы (в случае пролонгированного обучения ― с 1-м дополнительным
классом);
II этап ― 5―9 классы;
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному
искусству в 1–4 классах направлены на: всестороннее развитие личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
• воспитание интереса к изобразительному искусству;
• раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
• воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
• формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
• расширение художественно-эстетического кругозора;
• развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
• формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
• обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках;
• обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
• обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
• формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению;

развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
• коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство
и различие между предметами;
• развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать
свои действия;
• коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
• развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
•
•

1.1.Учет воспитательного потенциала уроков.
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по
изобразительному искусству.
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков изобразительного искусства. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
• Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
• Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
‒ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
‒ обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых,
политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
‒ использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
• Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций
для обсуждения в классе.
• Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям искусства.
• Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных

•
•
•

•

•

отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 4 класса

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к
концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и
верить в свои силы.
Нарушения интеллекта и умственная отсталость обычно выявляются и
диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, однако степень
дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь
значительные индивидуальные особенности.
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в
нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности
и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо
бегают, не умеют прыгать.
Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется
замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем
не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные
изменения в психическую деятельность детей.
Сенсорное воспитание умственно отсталого ребенка это наглядное, чувственное
знакомство с предметами и их свойствами. Многие сенсорные недостатки, свойственные
умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при
котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению
многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование.
Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято
и осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть
рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом,
кистью, красками и т.д.
Однако имеющиеся у детей нарушения препятствуют развитию таких умений. Так,
например, у многих обучающихся младших классов наблюдаются значительные
нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе

занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют
специальные упражнения, которые, предусматривают выработку согласованной,
координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере
развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям,
придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения
и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений.
В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и
рисования.
1.3. Место предмета в учебном плане
Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами
основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика»,
«Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть
учебных планов АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными
нарушениями) 4 класса (вариант 1).
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных
организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную
образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1),
предусмотрено в учебное (урочное) время.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Изобразительное
искусство» отводится 2 часа в неделю (68ч/в год). Сроки реализации программы с 1.09.2021 г.
по 31.05.2022 г.
I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

18 часов

14 часов

20 часов

16 часов

68 часов

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Предмет Изобразительное искусство имеет исключительно важное значение для
развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
На уроках дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они знакомятся с
законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с
некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее
значение. Уроки рисования при правильной их постановке оказывают существенное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию
у него положительных навыков и привычек.
Коррекционные цели и задачи учебного предмета:
• воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к
познанию, доброжелательности и др.);
• воспитание интереса к знаниям изобразительной деятельностью;

развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов
познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
• формирование практических умений в разных видах художественноизобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
• воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с
правилами (по инструкции) и самостоятельно;
• формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы
в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие пространственных представлений и ориентации;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
6. обогащение словаря.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
• рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по
представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное
рисование;
• лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
• выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости
(«подвижная аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной
плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по
воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике
аппликации;
• проведение беседы с обучающимися о содержании рассматриваемой репродукции
с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного
творчества.
•
•

2.2. Связь учебного предмета «Изобразительное искусство» с базовыми
учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Изобразительное искусство», однако в наибольшей мере предмет «Изобразительное
искусство» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
‒ Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные учебные действия:
‒ Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
содноклассниками и учителем.
‒ Обращаться за помощью и принимать помощь.
‒ Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
‒ Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
‒ Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:

‒
‒
‒
‒

Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
Пользоваться учебной мебелью.
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
‒ Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место.
‒ Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
‒ Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
‒ Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
‒ Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Познавательные учебные действия:
‒ Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
‒ Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
‒ Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
‒ Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных и других носителях).

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения
образования.
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными
нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
3.1. Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, художественную культуру России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре, в
том числе наследию в области изобразительного искусства других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире средствами изобразительного искусства;
положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов;
осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным
общественной жизни (на уровне школы, семьи);
бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической
грамотности;
оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче свойств
объектов и явлений окружающего мира, а также отражению собственных
впечатлений с помощью изобразительной деятельности;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;
стремление к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и
внеурочной деятельности;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства радости от
восприятия красоты окружающей действительности;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
установка на безопасный труд;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, аккуратности и
экономному расходованию материалов, используемых в изобразительной
деятельности;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой
деятельности.

3.2 Предметные результаты
связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие

достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
•
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
•
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
•
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
•
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
•
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
•
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
•
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
•
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
•
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
•
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
•
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
•
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
•
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
•
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
•
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и
др.;
•
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
•
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
•
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
•
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;

•
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
•
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
•
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
•
применение разных способов лепки;
•
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
•
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
•
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
•
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 4 классе
Учащиеся должны знать:
•
о работе художника, скульптора, декоратора;
•
основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на
листе бумаги, расположенном горизонтально или вертикально;
•
характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке,
аппликации;
•
названия некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Городец и др.;
•
приём передачи глубины пространства: загораживание одних предметов
другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными
вблизи;
•
о существующем в природе явлении осевой симметрии;
•
речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной
деятельности в 3 классе (в том числе названия изготавливаемых объектов,
их частей, характеристика свойств, соотношений и взаиморасположения
объектов и отдельных элементов, названия материалов, инструментов и
описание действий с ними).
•
правила организации рабочего пространства при осуществлении
изобразительной деятельности;
•
приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;
•
части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части
дерева, дома, тела человека;
Учащиеся должны уметь:
•
наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального
мира, рассматривать образцы художественного творчества и мастерства;
•
передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную
деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);
•
организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей
изобразительной деятельности;

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарём,
передающими пространственное расположение объектов на
изобразительной поверхности;
изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая
отличительные признаки, учитывая строение;
передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с
гуашью), получая составные цвета;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно;
исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или
чередованием формы и цвета его элементов;
изображать элементы городецкой росписи;
соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (На что похожа
форма?);
владеть приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или
добавлением белил);
рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные
признаки изображённого времени года.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• самостоятельная работа в альбоме;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными
художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно
трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность
мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными
словами формировать индивидуальность ребёнка.
На уроках ИЗО метод проектного обучения возможен практически по всем
предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть
пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя
творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»);
«Гравюра» (тема «Графика»); «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская
игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное
прикладное искусство») и т. д.

Цели и задачи: Внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения,
открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным
плюсом применения метода является формирование надпредметных навыков и умений,
умение находить оптимальные пути достижения поставленных целей. Основной задачей
педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное
использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации
воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо
четко определить цель проекта.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
– полнота и надёжность усвоения;
– самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется традиционная система
отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и
других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных
компетенций.
Оценка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении
практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные
знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая
ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные
на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но
демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других
аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические
действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной
работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в
случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся
демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по
предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при
решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не

достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер
допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения
пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей
части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния
на содержание деятельности обучающегося.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания
4 класса) достижений обучающихся определяющим фактором является возможность
стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным
учебникам, а также с использованием наглядно-дидактических материалов и технических
средств обучения, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим
реализовывать выбранный вариант программы.
Достижение итоговых планируемых результатов освоения АООП определяется по
завершению I этапа образования (к концу 4 класса)
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №
273 от 21 декабря 2012 года (статья 58) освоение образовательной программы
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определённых учебным планом, и в порядке, установленном образовательной
организацией.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебного предмета, предусмотренного Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой. Проведение промежуточной аттестации направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным
образом для достижения результатов освоения Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы, предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится, начиная со второго
класса, по окончании четвертей (триместров), учебного года. Годовая промежуточная
аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов
четвертной (триместровой) аттестации.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы
по предмету;
- соотнесение фактического уровня с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы;
- оценка достижений обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении
образовательной программы по предмету и учесть индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Порядок, формы, периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся
определяются учителем с учетом образовательной программы по предмету.
При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать, что:

контрольные мероприятия проводятся во время урока в рамках учебного
расписания;
• продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени
одного урока;
• в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное
мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее
четвертого урока;
• содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной
программе по предмету.
Формами промежуточной аттестации могут быть:
• письменная – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(заданий).К письменным ответам относятся: самостоятельные, контрольные,
творческие работы; тестовые задания; письменные описания, наблюдения и др.;
• устная – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов; пересказ,
беседы и др.;
• комбинированная – сочетание письменных и устных форм аттестации: викторины,
проведение выставки и др.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП требуют
учёта особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
• адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала
как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций),
так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка
на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
• специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах
принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности),
дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету в 4 классе проводится на
основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных
результатов по учебному предмету осуществляется на основании анализа выполненных
ими контрольных работ. При проведении промежуточной аттестации учитываются
результаты выполненных контрольных работ, устных опросов, а также результаты
наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, степень их
самостоятельности в выполнении учебных заданий. При проведении итоговой аттестации
учитываются данные промежуточной аттестации.
В 4 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за
достижением планируемых результатов.
Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (раздел «2.1.3. Система
оценки
достижения
обучающимися
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы»).Оценка базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. При использовании балльной
системы оценивания необходимо, чтобы оценка свидетельствовала о качестве усвоенных
знаний.
Примеры контрольно-оценочных материалов
•

Для контроля усвоения учащимися требований программы по предмету «Изобразительное
искусство» в 4 классе рекомендуется проведение практической работы на последнем уроке в
конце учебного года на тему:
‒ «Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами. Лепка. Рисование». Инструкция.
‒ Изобрази поход за грибами.
‒ Слепи фигурки людей-грибников (что они делают).
‒ Нарисуй картинку «Летом за грибами!».
Выполнение первого задания осуществляется индивидуально (самостоятельно или с
требуемой помощью учителя, которая регулируется в зависимости от возможностей
конкретного ученика и фиксируется в бланке выполнения контрольной работы учителем для
дальнейшего анализа степени продвижения ученика в освоении требований программы).
Для выполнения первого задания предлагаются образцы слепленных фигурок человечкагрибника в разных позах. Учащийся имеет возможность выбрать понравившуюся позу
слепленного человечка для воспроизведения. Учителем фиксируются комментарии ученика
относительно его выбора (при отсутствии самостоятельных комментариев задаются вопросы
следующего содержания: «Почему ты выбрал эту фигурку?», «Как ты думаешь, эту фигурку
сложно слепить?», «Тебе кажется, что ты справишься с заданием?» и др. – оценка
собственных возможностей ученика важна для понимания учителем уровня сложности
предъявляемого ученику задания и самооценки учеником достижений).
При оценке выполнения лепки учитель обращает внимание на детализацию объекта,
правильность соотношения частей в структуре объекта, использование разных оттенков
пластилина, умения смешивать пластилин для получения нужного оттенка, навыки сборки
фигурки (соединения отдельных элементов лепки), композиции при размещении нескольких
объектов лепки на основе и др.
После лепки ученики объединяют поделки на общем макете (заготовленном заранее
учителем – основа с фигурками деревьев), применяя навыки композиционной деятельности и
опираясь на собственные представления. Ученики переходят ко второй части творческого
контрольного задания: рисунок «Летом за грибами!». При оценке работы учитель обращает
внимание на композицию, передачу сюжета и соотносительные размеры объектов (с учетом
расположения объектов – ближе, дальше), умение работать красками и кистью, передачу
настроения в рисунке.
Система оценки БУД.
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные
учебные действия

Учебные действия и умения
•

формировать навыки работы с материалами и инструментами
(карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)

формировать
представления
о
ЗОЖ,
элементарные
гигиенические навыки, охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
• проявлять интерес к изобразительному искусству
• развивать воображение, желание и умение подходить к своей
деятельности творчески
• развивать способности к эмоционально ценностному
отношению к искусству и окружающему миру
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги,в пространстве
под руководством учителя
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
• Уметь называть,характеризовать предметы по их основным
свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее
и различие с помощью учителя
• Группировать
предметы
на
основе
существенных
признаков(1-2) с помощью учителя
• Формировать приемы работы различными графическими
материалами
• Наблюдать за природой и природными явлениями
• Создавать элементарные композиции на заданную тему на
плоскости
• Участвовать в обсуждении содержания художественных
произведений
• Выражать свое отношение к произведению изобразительного
искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный,
верно, неверно, такой, не такой)
• Оформлять свои мысли в устной речи
• Соблюдать простейшие формы речевого этикета:
здороваться,прощаться, благодарить
• Слушать и понимать речь других
• Уметь работать в паре
• Умение отвечать на вопросы различного характер
• Учить понимать учебную задачу
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
• Определять план выполнения задания на уроках
изобразительного искусства под руководством учителя
• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
• Проверять работу, сверяясь с образцом
•

Познавательные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (2часа в неделю)
№
п/
п

1

Тема

Введение.
Здравствуй осень!

Колво
часов

2

Характеристика видов деятельности
учащихся

ЭОР

4 класс (68ч)
1-я четверть (18 ч)
Наблюдать красоту природы, осеннее Стр 4-5
состояние природы.
Элект

2

Изображение
2
предметов с натуры
и по памяти.

3

Форма и цвет листа. 2

4

Аппликация
2
«Листья березы на
солнышке
и
в
тени».

5

Веточка с листьями, 1
освещённая
солнечными
лучами.

6

Веточка с листьями, 1
в тени.

7

Рисование картины 1
пейзаж. Рисование
предметов близко –
далеко.

Замечать особенности красоты осенних
листьев, их цвет и разнообразие форм.
Изображать характерные особенности
осеннего леса с опорой на предложенный
учителем образец.
Воспринимать и эстетически оценивать
красоту природы в разное время года и
разную погоду.
Изображать живописными средствами
состояние природы родного края.
Овладевать навыками работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
обращаться за помощью к учителю.
Рассматривать и сравнивать листья
разных кустов и деревьев рассказывать о
настроении и разных состояниях, которые
художник передает цветом.
Знать главные цвета
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы.
Рассматривать и сравнивать листья
разных кустов и деревьев рассказывать о
настроении и разных состояниях, которые
художник передает цветом.
Знать главные цвета
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы.
Выделять этапы работы в соответствии с
поставленной целью.
Стараться передать красками увиденную
красоту и вложить в нее свои чувства.
Развивать навыки работы гуашью.
Оценивать свою деятельность.
Выделять этапы работы в соответствии с
поставленной целью.
Стараться передать красками увиденную
красоту и вложить в нее свои чувства.
Развивать навыки работы гуашью.
Оценивать свою деятельность.
Характеризовать
красоту природы,
весеннее состояние природы.
Изображать характерные особенности
деревьев.
Использовать выразительные средства
живописи для создания образа весенней
природы.
Овладевать живописными навыками
работы акварелью.
Анализировать различные предметы с
точки зрения строения их формы.

нный
учебник

Стр 6-9
Элект
нный
учебник

Стр 10-11
Элект
нный
учебник

Стр 12-15
Элект
нный
учебник

Стр 16-19
Элект
нный
учебник

Стр 16-19
Элект
нный
учебник

Стр 20-26
Элект
нный
учебник

8

«Зимний пейзаж».

2

9

Рисование веточки 2
мимозы в стакане.

10

Натюрморт.

3

Соблюдать пропорции при создании
изображаемых предметов рисунка.
Оценивать свою деятельность.
Сравнивать выполненную работу с
работами одноклассников.
Рассматривать и сравнивать картины
разных художников, рассказывать о
настроении и разных состояниях, которые
художник передает цветом (радостное,
праздничное, грустное, таинственное,
нежное и т. д.).
Знать имена знаменитых художников.
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы по содержанию произведений
художников.
Сравнивать
мимозу
с
другими
растениями.
Понимать простые основы симметрии на
практическом уровне.
Видеть ритмические повторы узоров.
Анализировать различные предметы с
точки зрения строения их формы.
Оценивать свою работу.
Овладеть приемами смешивания краски.
Научиться
составлению
зелёного,
фиолетового цветов.
Оценивать свою деятельность.
Работать самостоятельно, если
обратитьсяза помощью к учителю.

11

Лицочеловека.
Портрет человека.
Рисование.

12

Лицо человека.
Портрет человека.
Лепка.

13

Автопортрет.

Стр 20-27
Элект
нный
учебник

Стр 28-30
Элект
нный
учебник

Стр

28—31

Элект
нный
трудно, учебник

Восприниматьнагляднуюинформацию.
2-я четверть (14 ч)
2
Воспринимать
и
эстетически
определять пропорции лица.
Изображать лицо человека.
Овладевать навыками работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
обращаться за помощью к учителю.
2
Воспринимать
и
эстетически
определять пропорции лица.
Изображать лицо человека.
Овладевать навыками работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
обращаться за помощью к учителю.
1
Уметь различать формы разные по
цвету и форме.
Изображать живописными средствами
разных персонажей. Если работу
выполнить трудно, обратиться за
помощью к учителю.
Овладевать
навыками работы с
трафаретом,
используя,
если
необходимо, помощь учителя.

Стр

32-41

Элект
нный
учебник
Стр 42-43
Элект
нный
учебник

Стр 44-47
Элект
нный
учебник

14

Рисование на тему: 2
«Ёлки в зимнем лесу.
Следы на снегу»

15

Рисование снегурочки 2
и деда мороза возле
елки. Открытка.

16

Шлем, щит и копье.

17

Рисуем богатыря, по 2
представлению.

18

Рисование сказочных 2
персонажей. Добрый
герой
сказки
Василисы
Прекрасной.

3-я четверть (20 ч)

1

Сравнивать свою работу с работами
одноклассников.
Рисование
по
памяти
после
проведенных наблюдений.
Просмотр аудиовизуального материала
(видеофильма или видеоролика).
Работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий.
Уметь различать предметы разные по
цвету и форме.
Изображать живописными средствами
разные формы. Если работу выполнить
трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладевать
навыками работы с
трафаретом,
используя,
если
необходимо, помощь учителя.
Сравнивать свою работу с работами
одноклассников.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее сдругими работами.
Восприниматьнагляднуюинформацию,
помещенную учителем на слайдах.
Находить
выразительные,
образные
объемы, уже знакомые нам
Овладевать
первичными
навыками
изображения в объеме (рельеф).
Изображать в объеме (рельеф) способами
вдавливания и размазывания.
Обращаться с просьбой о помощи,
действия по образцу.
Называть виды росписи, передавать
основные цвета росписи.
Осваивать навыки работы в технике
росписи
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами .
Передавать в изображении характер и
настроение праздника.
Развивать навыки работы в технике
рисования.
Осваивать приемы создания орнамента:
повторение
модуля,
ритмическое
чередование элемента.
Работать акварелью и с их помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на красоту
зимней природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими
работами.

Элект
нный
учебник

Стр 48-49
Элект
нный
учебник

Стр 50-53
Элект
нный
учебник

Стр 51-53
Элект
нный
учебник
Стр 54-56
Повторить
Элект
нный
учебник

19

Рисование сказочных 2
персонажей.
Злой
герой сказки Баба –
яга.

20

Доброе и злое в 2
сказке. Покажи это в
рисунке.
Изобрази
доброе дерево, цветок
и бабочку. А за тем
изобрази их злыми.

21

Необыкновенное
3
дерево.
Сказачное.
Рисование, лепка.

21

Фигура человека в 2
движении. Рисунок.
Лепка.

Передавать в изображении характер и
настроение праздника.
Развивать навыки работы в технике
рисования.
Осваивать приемы создания орнамента:
повторение
модуля,
ритмическое
чередование элемента.
Работать акварелью и с их помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на красоту
зимней природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими
работами.
Передавать в изображении характер и
настроение праздника.
Развивать навыки работы в технике
рисования.
Осваивать приемы создания орнамента:
повторение
модуля,
ритмическое
чередование элемента.
Работать акварелью и с их помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на красоту
зимней природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими
работами.
Передавать в изображении характер и
настроение праздника.
Развивать навыки работы в технике
рисования.
Осваивать приемы создания орнамента:
повторение
модуля,
ритмическое
чередование элемента.
Работать акварелью и с их помощью
линий разной толщины.
Эмоционально откликаться на красоту
зимней природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими
работами.
Рисование с натуры (развитие умений
рассматривать предмет, находить его
форму,
выделять
части,
видеть
пропорции).
Работа спрезентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений и
практических заданий.
Изображатьживописными средствами.
Если
работу
выполнить
трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Овладеватьживописными
навыкамиработыакварелью.

Стр 54-57
Элект
нный
учебник

Стр 58-59
Элект
нный
учебник

Стр 60-63

Элект
нный
учебник

Стр64-65
Элект
нный
учебник

22

Как
изображают 1
море. Рисуем море по
сырому.

23

Скульптура.
Изображение
Животных.

24

Животные
жарких 1
стран.
Рисование
жирафа.

25

Животные
жарких 1
стран. Лепка жирафа.

1

Восприниматьнаглядную информацию.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализировать форму частей.
Развивать
навыки
работы
с
живописнымиматериалами (акварель),
работы по сырому.
Выделять этапы работы в соответствии
с поставленной целью.
Стараться
передать
красками
увиденную красоту и вложить в нее свои
чувства.
Развивать навыки работы.
Оценивать
свою
деятельность.
Соблюдать пропорции при создании
изображаемыхпредметов рисунка.
Учиться оценивать свою работу,
сравнивать ее сдругими работами.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками.
Просмотр аудиовизуального материала
(видеофильма или видеоролика).
Работа спрезентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
упражнений, тестирование.
Сравниватьсвоюработусработойоднокл
ассников.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Сравнивать внешний вид животных.
Знать, как называются разные части тела
животных.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.
Осваивать навыки работы в технике
рисунка.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Работатьмаксимальносамостоятельно,е
сли трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладеватьнавыкамисравнения,учиться
сравнивать свою работу с оригиналом
(образцом).
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнитьсвою работу с работой других.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Сравнивать внешний вид животных.
Знать, как называются разные части тела
животных.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.

Стр 66-67
Элект
нный
учебник

Стр 68-69
Элект
нный
учебник

Стр 70-73
Элект
нный
учебник

Стр 70-73
Элект
нный
учебник

26

Животные
жарких 1
стран.
«Звери
в
зоопарке». Рисунок.

24

Узнай
больше
о 2
насекомых. Лепим и
рисуем стрекозу.

25

Узнай
больше
о 2
насекомых. Лепим и

Осваивать навыки работы в технике
рисунка.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Работатьмаксимальносамостоятельно,е
сли трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладеватьнавыкамисравнения,учиться
сравнивать свою работу с оригиналом
(образцом).
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнитьсвою работу с работой других.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Сравнивать внешний вид животных.
Знать, как называются разные части тела
животных.
Анализировать
форму
частей,
соблюдать пропорции.
Осваивать навыки работы в технике
рисунка.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Работатьмаксимальносамостоятельно,е
сли трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Овладеватьнавыкамисравнения,учиться
сравнивать свою работу с оригиналом
(образцом).
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнитьсвою работу с работой других.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Рассуждать о творческой работе
зрителя,
о
своемопытевосприятияпроизведенийизо
бразительногоискусства.
Лепка по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа спрезентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
упражнений.
Рассуждать о средствах выразительности,
которыеиспользуетхудожникдлядостижения
.
цельности композиции.
Пониматьусловностьисубъективностьхудо
жественного образа.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформучастей,соблюдатьпро
порции.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Рассуждать о творческой работе
зрителя,
о

Стр 70-73
Элект
нный
учебник

Стр

74-77

Элект
нный
учебник

Стр

74-77

рисуем пчелу.

своемопытевосприятияпроизведенийизо Элект
бразительногоискусства.
нный
Лепка по памяти после проведенных учебник
наблюдений.
Работа спрезентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
упражнений.
Рассуждать о средствах выразительности,
которыеиспользуетхудожникдлядостижения
цельности композиции.
Пониматьусловностьисубъективностьхудо
жественного образа.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформучастей,соблюдатьпро
порции.
Восприниматьнагляднуюинформацию.

26

Узнай
больше
о 2
насекомых. Лепим и
рисуем
божью
коровку.

Наблюдать ритм в природе, в себе,
вокруг себя.
Рассуждать о творческой работе
зрителя,
о
своемопытевосприятияпроизведенийизо
бразительногоискусства.
Лепка по памяти после проведенных
наблюдений.
Работа спрезентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
упражнений.

Стр

74-77

Элект
нный
учебник

Рассуждать о средствах выразительности,
которыеиспользуетхудожникдлядостижения
цельности композиции.
Пониматьусловностьисубъективностьхудо
жественного образа.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформучастей,соблюдатьпро
порции.

Восприниматьнагляднуюинформацию.
27

4-я четверть (18 ч)
Знакомство
с 2
гжельской росписью.
Фарфоровые изделия
с росписью.

Приниматьактивное
участие
в
беседе:внимательно слушать рассказ
учителя,
отвечать
напоставленные
вопросы.
Характеризоватьхудожественные
изделия
—
посудусросписью,выполненнуюнародны
мимастерами.
Различатьформы,цвета,строениецветов
Вприродеисравниватьихсизображением
Вдекоративно- прикладном искусстве.
Объяснять
значение
понятия
«декоративность».

Стр 78-79
Элект
нный
учебник

28

Рисование элементов 2
росписи
посуды
Гжели.

29

Украшение
2
изображений
посудыузором
силуэта
чайника.
Аппликация.
Рисование.

30

Украшение
2
изображений
Посудыузоромсилуэт
а чашки.
Аппликация.
Рисование.

Исполнять творческое задание согласно
условиям.
Выражать в творческой работе свое
отношение ккрасоте природы.
Участвоватьвподведенииитоговтворчес
койработы.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников
идавать
оценку
результатам своей и их творческохудожественной деятельности.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Рисование, знакомство с декоративноприкладным
искусством,
национальными промыслами (гжельской
росписью посуды).
Просмотр аудиовизуального материала
(видеофильма или видеоролика).
Работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске.
Выполнение практических заданий,
упражнений.
Объяснять
значение
понятий
«декоративность»
и«изменение»
(трансформация).
Определятьцентркомпозицииихарактер
расположения растительных мотивов,
связь декора сформой украшаемого
предмета.
Участвоватьвобсужденииособенностей
композиции
ипередачиспособомаппликацииприемов
трансформацииприродныхформвдекорат
ивные.
Прослеживатьсвязьдекорасформойофо
рмляемогопредмета,
композиционноеразнообразие
цветочных мотивов в изделиях.
Исполнять творческое задание согласно
условиям.
Выражать в творческой работе свое
отношение ккрасоте природы.
Участвоватьвподведенииитоговтворчес
койработы.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Объяснять
значение
понятий
«декоративность»
и«изменение»
(трансформация).
Определятьцентркомпозицииихарактер
расположения растительных мотивов,
связь декора сформой украшаемого
предмета.
Участвоватьвобсужденииособенностей

Стр 78-79
Элект
нный
учебник

Стр 78-83
Элект
нный
учебник

Стр 78-83
Элект
нный
учебник

31

Украшение
изображений
Посудыузором
силуэта тарелки.
Аппликация.
Рисование.

2

32

Святой
праздник 2
Пасхи.Украшение
узором яиц (илиих
силуэтов)кпразднику
Пасхи.
Рисование.
Беседа на
тему.

33

Аппликация: «Улица 2

композиции
ипередачиспособомаппликацииприемов
трансформацииприродныхформвдекорат
ивные.
Прослеживатьсвязьдекорасформойофо
рмляемогопредмета,композиционноераз
нообразие
цветочных
мотивов
в
изделиях.
Исполнять творческое задание согласно
условиям.
Выражать в творческой работе свое
отношение ккрасоте природы.
Участвоватьвподведенииитоговтворчес
койработы.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Объяснять
значение
понятий
«декоративность»
и«изменение»
(трансформация).
Определятьцентркомпозицииихарактер
расположения растительных мотивов,
связь декора сформой украшаемого
предмета.
Участвоватьвобсужденииособенностей
композиции
ипередачиспособомаппликацииприемов
трансформацииприродныхформвдекорат
ивные.
Прослеживатьсвязьдекорасформойофо
рмляемогопредмета,композиционноераз
нообразие
цветочных
мотивов
в
изделиях.
Исполнять творческое задание согласно
условиям.
Выражать в творческой работе свое
отношение ккрасоте природы.
Участвоватьвподведенииитоговтворчес
койработы.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Овладеватьнавыками
сравнения,
учиться сравнивать свою работу с
оригиналом (образцом).
Усвоить
понятия:
роспись,
расписывать,
орнамент,
Пасха,
пасхальное яйцо.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформу
частей,
соблюдатьпропорции.
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнить свою работу с работой других.
Восприниматьнаглядную информацию.
Аппликация, рисование по памяти

Стр 78-83
Элект
нный
учебник

Элект
нный
учебник

Стр

84-85

города:
дома,
деревья, машины».

34

Рисунок:
«Улица 2
города:
дома,
деревья, машины».

после проведенных наблюдений.
т Элект
Работа с презентацией в формате нный
PowerPoint на интерактивной доске.
учебник
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками.
Выполнение игровых упражнений.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформу
частей,
соблюдатьпропорции.
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнить свою работу с работой других.
Восприниматьнаглядную информацию.
Овладевать живописными навыками Стр 84-85
работы гуашью.
Элект
Работать максимально самостоятельно, нный
если трудно, обратиться за помощью к учебник
учителю.
Высказывать свое мнение о средствах
выразительности, которые используют
художники.
Анализировать колорит (какой цвет
преобладает, каковы цветовые оттенки —
теплые или холодные, контрастные или
нюансные).
Участвовать в обсуждении средств
художественной
выразительности
для
передачи формы, колорита.
Оценка своей деятельности.
Воспринимать наглядную информацию.

35

2
Помечтаем о лете!
Венок из цветов и
колосьев.
Завершающее задание.

Рассматривать картину художника А.
Пластова.
Рассказыватьо содержании картины по
наводящим вопросам.
Участвоватьвобсуждениикартины,прив
одитьпримерыизжизни,соответствующи
есюжетукартинки.
Изображатьилепитькартинку«Летомзаг
рибами!», глядя на образец.
Овладеватьживописныминавыкамираб
отыакварелью,
используя
помощь
учителя.
Использовать выразительные средства
живописи ивозможности лепки для
создания рисунка «Летом загрибами!»
Овладевать навыками работы в технике
лепки иакварели.
Работатьмаксимальносамостоятельно,е
сли трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию.

Стр 86-87
Элект
нный
учебник

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение адаптированной
образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым образовательным
потребностям.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В
таких организациях создаются специальные условия для получения образования
указанными обучающимися.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования
специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной
категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора
учебного и дидактического материала (на I-ом этапе обучения преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками
с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебнометодической литературой и учебными материалами по всем основным учебным
предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».
Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и
художественного творчества требует специальных и специфических инструментов
(ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в
процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим
большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для
развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла
(батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских.
6. Учебно-методическая и справочная литература
1. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват.
Организации, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/М.Ю.Рау,
М.А.Зыкова.-2-е изд. –М. :Просвещение, 2018.
2. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
3. Коротеева, Е. Графика, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. 129
4. Коротеева, Е. Живопись, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009.
5. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П.
Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.
6. Никологорская, О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».