1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе составлена в соответствии с: Основной адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Учебно-методическим комплексом: Комарова С. В. Методические пособия для учителя. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы, М.: Просвещение, 2016. Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2018 Изучение предмета «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в области речевой коммуникации является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций. В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой. Основной формой организации деятельности обучающихся на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации обучающихся с нарушениями интеллекта, способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи: учить обучающихся понимать и четко выполнять речевые инструкции; учить взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу; развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй речи; формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания; помочь обучающимся ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт, ускорить процесс овладения разговорной речью; улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; воспитывать культуру речевого общения. 1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков Воспитательный потенциал предмета «Речевая практика» реализуется через: Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: — обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в данный момент на уроке; на представителей ученых, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся. Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися. Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся При поступлении во 2 класс обучающиеся с легкой и умеренной умственной отсталостью могут иметь разную учебную мотивацию. Высокий уровень учебной мотивации выражается осознанностью, важностью и необходимостью учения, обучающиеся охотно ходят в школу, стремятся учиться лучше, с интересом относятся ко всем предметам. Данные обучающиеся быстро включаются в учебную деятельность, работают на протяжении всего урока, имеют достаточно устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание обучающихся произвольное, могут на протяжении длительного времени работать с материалом. Учебную задачу принимают и удерживают в полном объеме на протяжении всего урока. Работу доводят до конца. Развит самоконтроль. Средний уровень учебной мотивации. Это обучающиеся, которые не всегда могут работать самостоятельно. Внимание произвольное, к середине урока появляется утомление. Обучающиеся понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части обучающихся с нарушениями звукопроизношения. Низкий уровень учебной мотивации. У обучающихся нет особого интереса к учебе. Внимание непроизвольное. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить, работают по образцу. Обучающимся необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Данные обучающиеся быстро утомляются, чаще других отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, паузы для отдыха. У данных обучающихся наблюдаются нарушения устной и письменной речи, работу могут прервать из-за возникших трудностей. Темп деятельности познавательной активности ниже среднего показателя класса. Самоконтроль не развит. 1.3. Место предмета в учебном плане Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 2 класса курс «Речевая практика» рассчитан на 68 часов (34 учебные недели), что составляет 2 часа в неделю. Срок реализации программы: сентябрь – май 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета Наименование раздела 1. Добро пожаловать 2. Истории о лете 3. «Три поросенка» 4. Расскажи мне о школе 5. Алло! Алло! 6. С днем рождения! 7. Дежурство 8. У меня есть щенок 9. «Красная шапочка» 10. Я записался на кружок 11. Я за порогом дома 12. Повторение Итого: Добро пожаловать (4 часа) Добро пожаловать Повторение пройденного Истории о лете (4 часа) Истории о лете Повторение пройденного «Три поросенка» (4 часа) «Три поросенка» Повторение пройденного Расскажи мне о школе (4 часа) Расскажи мне о школе Повторение пройденного Алло! Алло! (4 часа) Алло! Алло! Повторение пройденного С днем рождения! (4 часа) С днем рождения! Повторение пройденного Дежурство (4 часа) Дежурство Повторение пройденного Количество часов 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 27 1 68 У меня есть щенок (4 часа) У меня есть щенок Повторение пройденного «Красная шапочка» (4 часа) «Красная шапочка» Повторение пройденного Я записался на кружок (4 часа) Я записался на кружок Повторение пройденного Я за порогом дома (27 часов) Моя дорога в школу Где я живу? Мы не знаем, как пройти. Как нам быть? За покупками в магазин На прогулку во двор Запрещающие знаки Экскурсия в лес Повторение пройденного Повторение (1 час) 2.2. Связь учебного предмета «Речевая практика» с базовыми учебными действиями Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета «Речевая практика», однако в наибольшей мере предмет «Речевая практика» способствует формированию следующих учебных действий: Личностные учебные действия: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; Коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и т.п.); использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Регулятивные учебные действия: применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. 2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения Большинство разделов программы по предмету «Речевая практика» изучается ежегодно с 1 дополнительного по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 1го дополнительного и последующих классов). Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагогического работника и с аудио носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения. Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения ("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формул: "Давай познакомимся", "Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?", "Это...", "Познакомься пожалуйста, это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!", "Рад познакомиться!". Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы: "Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи". Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо", "Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?", "Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании "Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)". Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне очень нравится твой...", "Как хорошо ты...", "Как красиво!". Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону: "Позовите пожалуйста...", "Попросите пожалуйста...", "Можно попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю". Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы: "Пожалуйста", "Можно..., пожалуйста!", "Разрешите.", "Можно мне", "Можно я...". Мотивировка отказа. Формулы: "Извините, но...". Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста". Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю). Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!". 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение обучающимися предмета «Речевая практика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. 3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты, ожидаемые после обучения во 2 классе по программе «Речевая практика»: самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.); владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестовомимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни); положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих. 3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Предметные результаты, ожидаемые после обучения во 2 классе по программе «Речевая практика»: выполнять задания по словесной инструкции; называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы; слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства. Предметные результаты делятся на: минимальный и достаточный уровни. Основные требования к умениям учащихся 1-ый уровень (минимальный): выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем; называть предметы и действия, соотносить их с картинками; правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова; адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома; участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами); слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. 2-ой уровень (достаточный): выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной пленке; использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации; участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей; правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова; уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения; знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе, ближайших родственников; слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно символический план. 3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов слушание учителя; слушание и анализ ответов обучающихся; самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе; просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ; формулировка выводов; заполнение таблиц, построение схем; выполнение упражнений, заданий; наблюдение; работа с учебником, раздаточным материалом; самостоятельная работа, работа в парах, группах; проектная деятельность; оценивание своих учебных достижений. 3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся В процессе проектной деятельности по предмету речевая практика расширяется образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по речевой практике, богатый словарный запас по предмету. У обучающихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи. Типы проектов: исследовательские; творческие; информационные; социально значимые. По затратам времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Классификация: групповые; индивидуальные; коллективные; внутришкольные; внутриклассные. Темы проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках математики: Репка. Разноцветный сундучок. Моя любимая игрушка. Колобок. А у нас в квартире кот. А у вас? В зоопарке. Знакомство со сказкой. И др. 3.5. Система оценки достижения планируемых результатов Система оценки личностных результатов Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психологопедагогический консилиум. Оценка результатов осуществляется в баллах: 0 - нет фиксируемой динамики; 1 - минимальная динамика; 2 - удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика. Система оценки предметных результатов При оценке обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать такую оценку, которая бы стимулировала активность второклассников в процессе участия в речевых ситуациях. Деятельность обучающихся оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях. Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней обучающихся, учителю важно проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности обучающихся неизбежно приведёт к снижению активности. При обсуждении действий проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые недостатки. При этом берется во внимание не конечный результат работы обучающегося, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации. Оценка "5" ставится в случае: Использует умения по предмету самостоятельно в учебных ситуациях и повседневном общении. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Оценка "4": Использует умения в учебных ситуациях, при напоминании и помощи взрослого. Знание всего изученного программного материала. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка "3": Если умения находятся в стации формирования. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка "2": Не выставляется, если формирование умения не является актуальным для обучающегося. Система оценки БУД В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая система оценки: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Кол-во Тема урока ЭОР п/п часов I Раздел. Добро пожаловать (4 часа) 1. Добро 3 Электронный учебник, 2. пожаловать электронная тетрадь. 3. 4. Повторение 1 пройденного II Раздел. Истории о лете (4 часа) 5. Истории о лете 3 Электронный учебник, 6. электронная тетрадь. 7. 8. Повторение 1 пройденного III Раздел. «Три поросенка» (4 часа) 9. «Три 3 Электронный учебник, 10. поросенка» электронная тетрадь. 11. 12. Повторение 1 пройденного IV Раздел. Расскажи мне о школе (4 часа) 13. Расскажи мне о 3 Электронный учебник, 14. школе электронная тетрадь. 15. Домашнее задание стр. 5, моделирование диалога; стр. 7, самостоятельное рассматривание третьей картинки; стр. 9, ответить на вопросы «Впечатления о празднике 1 сентября»; нарисовать первого учителя нарисовать рисунок «Как ты провел лето»; стр. 13, повторить диалог между героями картинки; стр. 14, составь предложения по картинкам; вспомнить правила поведения возле водоемов стр. 18-19, разучивание песенки из сказки «Три поросенка»; прослушивание аудиозаписи «Три поросенка»; стр. 22-23, пересказ сказки по картинкам; нарисовать главных героев составление рассказа о школе с опорой на план; стр. 28-29, составление рассказа о школьных кабинетах; 16. Повторение 1 пройденного V Раздел. Алло! Алло! (4 часа) 17. Алло! Алло! 3 18. 19. 20. Повторение 1 пройденного Электронный учебник, электронная тетрадь. Электронный учебник, электронная тетрадь. VI Раздел. С днем рождения! (4 часа) 21. С днем 3 Электронный учебник, 22. рождения! электронная тетрадь. 23. 24. Повторение 1 пройденного VII Раздел. Дежурство (4 часа) 25. Дежурство 3 Электронный учебник, 26. электронная тетрадь. 27. 28. Повторение 1 пройденного VIII Раздел. У меня есть щенок (4 часа) 29. У меня есть 3 Электронный учебник, 30. щенок электронная тетрадь. 31. 32. Повторение 1 Электронный учебник, пройденного электронная тетрадь. IX Раздел. «Красная шапочка» (4 часа) 33. «Красная 3 Электронный учебник, 34. шапочка» электронная тетрадь. 35. 36. Повторение 1 пройденного X Раздел. Я записался на кружок (4 часа) 37. Я записался на 3 Электронный учебник, 38. кружок электронная тетрадь. 39. 40. Повторение 1 пройденного XI Раздел. Я за порогом дома (27 часов) 41. Моя дорога в 3 Электронный учебник, повторить правила игры «Угадай, где я был»; нарисовать школу стр. 34-35, запись телефонных номеров близких людей; стр. 36-39, телефоны экстренных служб; стр. 36-39, телефоны экстренных служб; повторить правила пользования телефоном ответить на вопросы; стр. 45, придумать поздравления с днем рождения; стр. 46, нарисовать подарки; нарисовать открытку стр. 50, вопросы по картинкам; стр. 52-53, ролевая игра «В столовой»; составить рассказа «Какой я дежурный»; помочь маме убрать посуду стр. 59, составить рассказ по картинке; стр. 61, нарисовать щенка; чтение стихотворения С. Михалкова «Щенок»; повторить правила ухода за домашними животными чтение сказки; чтение сказки; стр. 70-71, пересказ сказки по картинкам; нарисовать красную шапочку стр. 74, составление рассказа по картинке; стр. 75, составление рассказа по картинке; повторить правила игры «Живое предложение»; нарисовать рисунок для коллажа нарисовать маршрут от дома 42. 43. 44. школу Повторение пройденного 1 45. 46. 47. 48. Где я живу? 3 Повторение пройденного 1 49. 50. Мы не знаем, как пройти. Как нам быть? Мы не знаем, как пройти. Как нам быть? Повторение пройденного За покупками в магазин 2 Электронный учебник, электронная тетрадь. 1 Электронный учебник, электронная тетрадь. повторить диалог; повторить правила поведения с незнакомыми людьми Электронный учебник, электронная тетрадь. Повторение пройденного 1 57. 58. 59. 60. На прогулку во двор 3 Повторение пройденного 1 61. 62. 63. 64. Запрещающие знаки 3 Повторение пройденного 1 65. 66. 67. Экскурсия в лес 3 повторить правила поведения в магазине; повторить ролевую игру «Магазин»; повторить диалог; нарисовать вывескикартинки повторить правила поведения во дворе; ответить на вопросы; выполнить задание на карточке; повторить диалог между ребятами составить предложение по плану; повторить запрещающие знаки; нарисовать запрещающие знаки; повторить запрещающие знаки повторить правила поведения в лесу; составить рассказ по картинкам; нарисовать лесную полянку; 51. 52. 53. 54. 55. 56. электронная тетрадь. Электронный учебник, электронная тетрадь. в школу; повторить маршрут; повторить маршрут; повторить правила поведения на улице вспомнить свой домашний адрес; нарисовать свой родной город; ответить на вопросы; нарисовать свой дом вспомнить вежливые слова; составить предложения по плану 1 3 Электронный учебник, электронная тетрадь. Электронный учебник, электронная тетрадь. Электронный учебник, электронная тетрадь. XII Раздел. Повторение (1 час) 68. Повторение 1 Электронный учебник, пройденного за электронная тетрадь. год Всего: 68 часов нарисовать рисунок на любую тему