Рабочая программа по учебному предмету Русский язык для 2 класса

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает
формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем
поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять
адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением
интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика
отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в
структуре его размещения.
Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности в жизни
немыслима без овладения русским литературным языком. А для детей с умственной
отсталостью изучение русского языка как нельзя актуально. Для каждого человека, на каком
бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка,
умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Программа по русскому языку направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим
им для социальной адаптации.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные
навыки, воспитывается интерес к родному языку. Этот курс направлен на коррекцию
высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их
умственного и речевого развития.
Цель обучения: приобретение практических навыков устной и письменной речи;
формирование основных орфографических и пунктуационных навыков; воспитание интереса
к родному языку.
Задачи обучения:
•
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
•
формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
•
овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
•
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
•
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
•
развитие навыков устной коммуникации;
•
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Русский язык» реализуется через:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в
данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
1

•
•

•
•
•
•

•

формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного
задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими
обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь взрослого.
Так, на уроках русского языка ученики, включенные в 1 группу, достаточно легко
овладевают звуко-буквенным анализом, первоначальными навыками письма, усваивают
несложные правила правописания. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими
безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На
доступном их развитию уровне эти школьники овладевают письменной речью.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
2

Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
На уроках русского языка они допускают больше ошибок в письме, самостоятельно
найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно
применить их на практике. Эти ученики овладевают связной письменной речью, но в то же
время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих
вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное
осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются
в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения
материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных
знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой
способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения
задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они
не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют
задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в
определенной мере осознанном процессе усвоения.
Трудности обучения русскому языку у детей этой группы проявляются, прежде всего
там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Ученики медленно овладевают
звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила
правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной
письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно.
Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать
выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого
задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно,
другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им
требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее
задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем
предлагается программой вспомогательной школы.
Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения
и письма. Испытывая большие трудности при звуко-буквенном анализе, они допускают
много ошибок. Особенно их затрудняет усвоение правил правописания, которые они не
могут использовать на практике. Связная письменная речь формируется у них медленно,
отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
3

обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого
объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в
обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников
специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение
ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Русский язык»
отводится 3 часа в неделю (102 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
"Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания,
фонематического
слуха.
Элементарный
звуковой
анализ.
Совершенствование
произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий:
"слово", "предложение", часть слова - "слог" (без называния термина), "звуки гласные и
согласные". Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение
наличия и (или) отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и
пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой
моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению
навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных
инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным
грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и
простых распространенных предложений (из 3 - 4 слов) на основе различных опор
(совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения.
Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на
вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической
деятельности, наблюдений за окружающей действительностью.
"Обучение грамоте"
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение
места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре
словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный
анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и
открытых двухбуквенных слогов, закрытых трехбуквенных слогов с твердыми и мягкими
согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение
слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного,
осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов
4

(после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких
стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических
норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и
предложений, списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после
предварительного разбора с учителем. Усвоение приемов и последовательности правильного
списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил:
обозначение на письме границ предложения, раздельное написание слов, обозначение
заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами
сочетания гласных после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы), ответов на вопросы педагогического работника и обучающихся.
Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с
опорой на вопросы педагогического работника и иллюстративный материал. Составление
двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения,
практические действия.
"Практические грамматические упражнения и развитие речи"
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости
- мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю, я".
Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?". Расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сел и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Слова-друзья" и "Словавраги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что будет делать?"
Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам
"какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль
предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление
предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел,
улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание парных
звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова.

5

Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной
речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление
предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по
теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку
или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких
предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3 - 4
предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
2.2. Связь учебного предмета «Русский язык» с базовыми учебными действиями
Предмет «Русский язык» ориентирован на достижение следующих базовых учебных
действий:
Личностные учебные действия:
• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной
и социальной частей.
• самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
• понимание личной ответственности за свои поступки
на
основе
представлений
о этических нормах и правилах поведения в современном
обществе.
Коммуникативные учебные действия:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
• готовность
к
безопасному и
бережному поведению в природе и
обществе.
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель – класс).
• использовать
принятые
ритуалы социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем.
Регулятивные учебные действия:
• входить
и
выходить
из
учебного помещения со звонком.
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),пользоваться
учебной мебелью.
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем)
и организовывать рабочее место.
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
• активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.

6

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
• выделять существенные,
общие и отличительные свойства предметов.
• устанавливать видо-родовые
отношения предметов.
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале.
• пользоваться
знаками,
символами, предметами-заместителями.
• читать, писать.
• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных
и электронных и других носителях).
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Русский язык» изучается ежегодно с
1 по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие
разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 1-го и
последующих классов):
— Предложение;
— «Звуки и буквы»;
— «Слово»;
— «Связная речь»;
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с нарушением
интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций
учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел
включен в программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки выделения
предложения из текста, завершение начатого предложения, схема предложения, порядок
слов в предложении, составление предложений.
Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки.
Звуки и буквы. В 1-4 классах проводится работа по звукобуквенному анализу.
Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. Закрепление знаний о словах,
обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам
кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с
другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква
в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о
словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что
делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в
речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий
и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества)
7

предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая?
какое? какие?.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т. к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта, излагать свои
мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа
над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и
уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и
письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом
создают основу, позволяющую обучающимся 1-4 классов овладеть такими видами работ, как
изложение и сочинение.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках русского языка в 2 классе формируются следующие личностные
результаты:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
• воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
• сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
• сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
• способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
• воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
• сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
• проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
8

Минимальный уровень:
• различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по звонкости - глухости, твердости - мягкости;
• деление слов на слоги для переноса;
• списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
• запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными
орфограммами;
• обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами
и буквой "ь" (после предварительной отработки);
• дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
• составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
• выделение из текста предложений на заданную тему;
• участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему;
• осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
Достаточный уровень:
• различение звуков и букв;
• характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную
схему;
• списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
• запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (16
- 18 слов);
• дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
• составление и распространение предложений, установление связи между словами
с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
• деление текста на предложения;
• выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
• самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его
анализа;
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• выполнение упражнений;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Тема проекта "Нужна ли нам буква «ё»
9

Цель: показать необходимость на конкретных примерах использования буквы «ё».
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме.
- Исследовать историю возникновения буквы «ё».
- Доказать необходимость применения буквы «ё» в письменной речи.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Критерии для оценивания устных ответов являются:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
При оценке письменных работ:
–
отметка «5» ставится за работу без ошибок;
–
отметка «4» ставится за работу с одной-тремя ошибками;
–
отметка «3» ставится за работу с четырьмя-пятью ошибками;
–
отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради,
как метод воспитательного воздействия на обучающегося.
В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.
Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке.
Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
1)
За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же
слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка
на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
2)
две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного
и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски,
перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение
10

структуры слова). При выставлении отметки все однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений отметка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у обучающихся.
Обучающиеся, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания
контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от
индивидуальных успехов обучающихся.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Отметка
«5» ставится,
если
обучающийся
обнаруживает
осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;
Отметка
«4» ставится,
если обучающийся
в
основном
обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и
допускает 2-3 ошибки;
Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или
не справляется с одним из заданий;
Отметка «2» не ставится.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды
контрольных работ в 4-м классе – списывание и диктанты.
Примерный объем текстов контрольных работ в 4 классе – 30-35 слов.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных
диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального
продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,
словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая
все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского
текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного
смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов,
влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске;
учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить
две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Система оценки БУД
11

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
I раздел. Повторение.
Звуки и буквы.
1.
Выделение звука и буквы в слове

2.

Выделение звука и буквы в слове

Кол-во
часов

1

1

II раздел. Слово.
3.
Предмет и слово, называющее
предмет

1

Предмет и слово, называющее
предмет

1

4.

ЭОР

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
12

III раздел. Предложение.
5.

Правила записи предложения

1

6

Правила записи предложения

1

7.

Предложение и его схема

1

8

Распространение предложений

1

9.

Составление предложений с
данным словом

1

IV Раздел. Звуки и буквы
10. Гласные звуки и буквы

1

11.

Гласные звуки и буквы

1

12.

Согласные звуки и буквы

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
13

13.

Согласные звуки и буквы

1

14.

Слова, которые различаются
одним звуком

1

15.

Слова, которые различаются
количеством звуков

1

16.

Слова, которые различаются
количеством звуков

1

17.

Слова, которые различаются
последовательностью звуков

1

18.

Слова, которые различаются
последовательностью звуков

1

19.

Знакомство со знаком ударения

1

20.

Выделение ударного гласного в
слове

1

образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
14

21.

Выделение ударного гласного в
слове

1

V Раздел. Слоги.
22. Деление слов на слоги

1

23.

Деление слов на слоги

1

24.

Гласные в образовании слогов

1

25

Гласные в образовании слогов

1

26.

Деление слов со звуками И и Й на
слоги

1

27

Контрольная работа за I
четверть

1

Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
15

28.

Работа над ошибками

1

29.

Перенос слов по слогам

1

30.

Перенос слов по слогам

1

VI. Звуки и буквы
31. Различение Б-П

1

32.

Различение В-Ф

1

33.

Различение Г-К

1

34.

Различение Д-Т

1

35.

Различение Ж-Ш

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
16

36.

Различение З-С

1

37.

Различение звонких и глухих
согласных

1

38.

Различение звонких и глухих
согласных

1

39.

Шипящие согласные

1

40.

Шипящие согласные

1

41.

Свистящие согласные

1

42.

Различение свистящих и
шипящих согласные

1

43.

Различение свистящих и
шипящих согласные

1

ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
17

44.

Буква Е в начале слова или слога

1

45.

Буква Ё в начале слова или слога

1

46.

Буква Ю в начале слова или слога

1

47.

Контрольная работа за II
четверть

1

48.

Работа над ошибками

1

49.

Буква Я в начале слова или слога

1

50.

Буква Е,Ё,Я, Ю в начале слова
или слога.

1

51.

Гласные Ы - И после твердых и
мягких согласных

1

рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
18

52

Гласные О - Ё после твердых и
мягких согласных

1

53.

Гласные У - Ю после твердых и
мягких согласных

1

54.

Гласные А - Я после твердых и
мягких согласных

1

55.

Гласная Е после мягких
согласных

1

56.

Различение твердых и мягких
согласных

1

57.

Различение твердых и мягких
согласных

1

58.

Буква ь для обозначения
мягкости согласных на конце
слова

1

59.

Письмо слов с мягкими
согласными на конце слова

1

образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
19

60.

Различение твердых и мягких
согласных на конце слова

1

61.

Различение твердых и мягких
согласных на конце слова

1

VII раздел. Слово.
62. Предмет и его название

1

63.

Название предметов, отвечающие
на вопрос что?

1

64

Название частей предмета

1

65.

Различение сходных предметов и
их назначений

1

66.

Обобщающие слово к группе
однородных предметов

1

Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
20

67.

Название предметов, отвечающие
на вопрос кто?

1

68.

Обобщающие слово к группе
однородных предметов

1

69.

Слова, отвечающие на вопрос
кто? что?

1

70.

Слова, отвечающие на вопрос
кто? что?

1

71.

Слова, обозначающие один или
несколько предметов

1

72.

Большая буква в именах людей

1

73.

Большая буква в именах и
фамилиях людей

1

74.

Большая буква в кличках
животных

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
21

75.

Большая буква в именах и
фамилиях людей, кличках
животных

1

76.

Действие и его название.
Название действий, отвечающие
на вопрос «что делает?»

1

77.

Название действий, отвечающие
на вопрос «что делают?»

1

78.

Подбор названий действий к
названиям предметов

1

79

Подбор названий действий к
названиям предметов

1

80.

Различение названий действий по
вопросам

1

81.

Различение названий предметов и
действий по вопросам

1

VIII раздел. Предлоги.
82. Предлог как отдельное слово

1

презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
22

83.

Употребление предлогов в
предложении

1

84.

Употребление предлогов в
предложении

1

85.

Контрольная работа за III
четверть

1

86.

Работа над ошибками

1

IX раздел. Звуки и буквы.
87. Выделение трудной гласной в
словах

1

88.

Выделение трудной гласной в
словах

1

89.

Написание гласных в словах родственниках

1

90.

Написание гласных в словах родственниках

1

рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
23

Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
X раздел. Предложение.
91. Выделение предложения из
текста.

1

92.

Правила записи предложения

1

93.

Предложение и его схема

1

94.

Различение набора слов в
предложении

1

95.

Порядок слов в предложении

1

96.

Завершение начатого
предложения

1

97.

Составления предложения по
предметной картинке

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
24

98.

Составление предложений по
сюжетной картинке

1

99.

Предложение –вопросы и
предложения - ответы

1

XI раздел. Повторение.
100. Звонкие и глухие согласные

1

101.

Годовая контрольная работа

1

102.

Работа над ошибками

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».