Рабочая программа по учебному предмету Ручной труд для 2 класса

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов
деятельности в жизни человека. Огромное значение придается ручному труду в развитии
ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности,
благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами,
кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия
пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового
обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.
Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У
обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость,
последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в
исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями
интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Чем
шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита
координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не
встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием
ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и
кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение
стежков на ткани и т.д.
Цель обучения: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования
трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших
классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе
предметно-преобразующей деятельности.
Задачи обучения:
• формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека.
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нем человека.
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических
традициях в мире вещей.
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
• формирование практических умений и навыков использования различных материалов
в предметно-преобразующей деятельности.
• формирование интереса к разнообразным видам труда.
• развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения,
мышления, речи).
• развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
• формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации.
• формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие
социально ценных качеств личности.
1

•
•
•
•

•
•
•

1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Ручной труд» реализуется через:
Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры
труда.
Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду,
свободной
импровизации.
Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства
долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице;
осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения
человека в обществе.
Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание
необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни
самого человека.
Формирование потребности в профессиональном самоопределении и
последующем совершенствовании.
Экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к
концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить
в свои силы. Нарушения интеллекта и умственная отсталость обычно выявляются и
диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, однако степень
дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь
значительные индивидуальные особенности. Общими чертами для всех детей с нарушением
интеллекта помимо их позднего развития и снижения умственных способностей являются
также нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи,
мышления, высших эмоций. Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением
интеллекта выражается в нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций,
координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны,
неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. Дети с нарушением интеллекта способны к
развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма
резкими отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный
процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Сенсорное
воспитание умственно отсталого ребенка — это наглядное, чувственное знакомство с
предметами и их свойствами. Многие сенсорные недостатки, свойственные умственно
отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором
сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих
исследователей, таким положительным эффектом обладает трудовое обучение. Все, что
следует передать в своих работах, должно быть не только правильно воспринято и
осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть рукой,
подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом, кистью,
красками, пластилином, клеем и т.д. Однако имеющиеся у детей нарушения препятствуют
развитию таких умений. Так, например, у многих обучающихся младших классов
наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев
и кисти руки. В процессе занятий трудовым обучением указанные недостатки сглаживаются.
Этому способствуют специальные упражнения, которые, предусматривают выработку
согласованной, координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в
значительной мере развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным
движениям, придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические
ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством
движений. В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и
2

рисования, лепки.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Ручной труд»
отводится 1 часа в неделю (34ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Работа с глиной и пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма).
Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение
глины для скульптуры. Пластилин - материал ручного труда. Организация рабочего места
при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным,
пластическим, комбинированным. Приемы работы: "разминание", "отщипывание кусочков
пластилина", "размазывание по картону" (аппликация из пластилина), "раскатывание
столбиками" (аппликация из пластилина), "скатывание шара", "раскатывание шара до
овальной формы", "вытягивание одного конца столбика", "сплющивание", "пришипывание",
"примазывание" (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок,
цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий, имеющих прямоугольную,
цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из
природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы
с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой
травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха
(аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага
для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая (гигиеническая), крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для
работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие "шаблон". Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Понятия: "линейка", "угольник", "циркуль". Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие "чертеж". Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: "разрез по короткой прямой линии", "разрез по короткой наклонной
линии", "надрез по короткой прямой линии", "разрез по длинной линии", "разрез по
незначительно изогнутой линии", "округление углов прямоугольных форм", "вырезание
изображений предметов, имеющие округлую форму", "вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)". Способы вырезания: "симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам", "симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз", "тиражирование
деталей".
3

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков
от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: "сгибание
треугольника пополам", "сгибание квадрата с угла на угол"; "сгибание прямоугольной
формы пополам", "сгибание сторон к середине", "сгибание углов к центру и середине",
"сгибание по типу "гармошки", "вогнуть внутрь", "выгнуть наружу".
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей, на основе геометрических
тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: "точечное", "сплошное". Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы.
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: "окантовка картона полосками бумаги", "окантовка картона
листом бумаги".
Работа с текстильными материалами.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки);
связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы);
шитье: инструменты для швейных работ, приемы шитья: "игла вверх-вниз";
вышивание: что делают из ниток, приемы вышивания: вышивка "прямой строчкой",
вышивка прямой строчкой "в два приема", "вышивка стежком "вперед иголку с перевивом",
вышивка строчкой косого стежка "в два приема".
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека.
Из чего делают ткань. Свойства ткани (мнется, утюжится, лицевая и изнаночная сторона
ткани, шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие, режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их
назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и
приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с
нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание,
набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие "лекало". Последовательность раскроя деталей из
ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой "косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки,
кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения).
Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом).
Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка
изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами.
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия "дерево" и
"древесина". Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными
материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями
(зачистка напильником, наждачной бумагой).
4

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой
фольгой. Приемы обработки фольги: "сминание", "сгибание", "сжимание", "скручивание",
"скатывание", "разрывание", "разрезание".
Работа с проволокой.
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: "сгибание волной", "сгибание в кольцо", "сгибание в
спираль", "сгибание вдвое, втрое, вчетверо", "намотка на карандаш", "сгибание под прямым
углом".
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором.
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы,
гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага,
древесные материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин,
скорлупа ореха.
2.2. Связь учебного предмета «Ручной труд» с базовыми учебными действиями
Предмет «Ручной труд» ориентирован на достижение следующих базовых учебных
действий:
Личностные учебные действия:
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель – класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
• обращаться за помощью и принимать ее;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
• сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
• входить
и
выходить
из
учебного помещения со звонком.
5

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),пользоваться
учебной мебелью.
• адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
• работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место.
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе.
• активно
участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учетом выявленных недочетов.
•
•

•

•

Познавательные учебные действия:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.

2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Ручной труд» изучается ежегодно с 1
по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие
разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержани1-го по
4 класс):
— «Глина и пластилин»;
— «Работа с природным материалом»;
— «Работа с бумагой»;
— «Работа с текстильными материалами»;
— «Работа с древесными материалами»;
— «Работа с металлом»;
— «Работа с комбинированными материалами».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
В 2 классе программный материал уроков ручного труда носит целенаправленный
характер и способствует развитию самостоятельности, планирования, контроля и оценки
действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью учащихся при
выполнении трудовых заданий. Рабочей программой определён объём познавательного
материала: простейшие сведения о применении, назначении и свойствах бумаги, ниток, ткани,
природных материалов, металлов, предусмотрена работа с проволокой, древесиной и
6

комбинированные работы; группы инструментов, правила обращения с ними; санитарно –
гигиенических требованиях к работе с разными материалами.
Работа с природным материалом. В 2 классе в процессе обучения данный вид
работы направлен на закрепление приёмов работы с природными материалами, их свойствами
и применением, с заготовкой природных материалов, с инструментами, используемыми с
природными материалами (шило, ножницы) и правилами работы с ними.
Работа с металлом. Получают элементарные сведения о металле, о применении,
видах и свойствах металла. Продолжают работать с фольгой, получать сведения о проволоке,
о применении проволоки в изделиях, свойствах проволоки, о приёмах работы с проволокой.
Работа с бумагой. Программой предусмотрено закрепление и совершенствование
таких умений, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги, экономная
разметка, приёмы разметки: по шаблону и с помощью линейки. На уроках ручного труда
учащиеся продолжают получать знания о поделочных и подручных материалах, их свойствах
и приёмах обработки, о применении этих материалов в быту, в игре, об инструментах и
правилах безопасной работы с ними. Учебный материал направлен на обогащение опыта
ребёнка знаниями и сведениями о подручных материалах, об окружающем рукотворном
мире, созданном из этих материалов, на формирование трудовых умений и навыков и на
овладение техническими приёмами обработки данных материалов.
Работа с древесными материалами. Продолжают получать элементарные сведения о
древесине, свойствах древесины и изделиях из неё, заготовках древесины, способах
обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником,
наждачной бумагой), знакомиться с новыми приёмами работы.
Комбинированные работы. Данный радел предполагает работу с различными
материалами, умением их подбирать и сочетать. Закрепляются приёмы работы с бумагой,
проволокой, текстильными материалами.
Работа с текстильными материалами. При работе в данном разделе продолжается
работа по получению элементарных сведений о нитках, о применении и свойствах ниток, о
видах работ с нитками. Учащиеся закрепляют умение отмеривать нитки, способ вдевания
нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце работы, выполняют прямой стежок
«вперёд иголку», косой обмёточный и соединительный стежки. В 4 классе продолжают
работать с тканью, с инструментами и приспособлениями, используемыми при работе с
тканью. Закрепляют правила хранения игл, виды работы с нитками. Повторяют приёмы
раскроя деталей из ткани, последовательность. Знакомятся с видами ремонта одежды
(пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.); пришиванием пуговиц (с двумя и
четырьмя сквозными отверстиями, с ушком); изготовление и пришивание вешалки.
Отличительной особенностью обучения в 4 классе является формирование умений
учащихся, которое должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в
ориентировке и планировании работы. Каждый урок ручного труда имеет свои особенности,
но на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся
ориентироваться в задании, анализировать образец, отмечать количество деталей, их форму,
способы крепления, планировать работу, делать разметку, выполнять приёмы обработки
материалов, подводить итоги.
Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, рисования, математики.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках по ручному труду в 2 классе формируются следующие личностные
результаты:
• осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
7

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.

3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
• знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать
в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте);
• знание видов трудовых работ;
• знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
• знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
• знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
• анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и
свойств; определение способов соединения деталей;
• пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
• составление стандартного плана работы по пунктам;
• владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

8

• использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом;
древесиной; конструировать из металлоконструктора);
• выполнение несложного ремонта одежды.

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении
трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономное расходование
материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание
простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий
в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их
результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса (мастерской) после уроков
трудового обучения.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• выполнение упражнений;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений;
• самостоятельная деятельность детей.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Тема проекта: «Лепка из глины»
Цель: изучить, что такое глина, какая она бывает, какими свойствами обладает, как надо
подготовить глину для работы, какие приемы и инструменты применяют в лепке из глины,
создать собственные скульптуры.
9

Задачи: ознакомиться со свойствами глины, изучить правила работы с глиной, методы
работы с этим материалом, разобраться, как происходить создание скульптуры из глины и
создать ее самому.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка трудовых умений производится с учётом индивидуальных возможностей каждого
обучающегося. Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью
деятельности обучающихся (умением изготавливать различные поделки) и уровнем развития
речи (умением дать словесный отчет о проделанной работе и анализ своего изделия по
вопросам учителя).
Критерии оценки обучающихся по предмету «Ручной труд»:
Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении
практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также
проанализировать и оценить качество своей работы;
Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает
незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении
практического задания и его анализе;
Отметка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и
проанализировать своей работы.
Отметка «2» не ставится.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
10

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
I раздел. Повторение
1. Правила поведения и работы на
уроках ручного труда. Общие
правила организации рабочего
места..

Кол-во
часов

II раздел. Работа с глиной и пластилином
2. Глина – строительный материал.
Пластилин – материал для ручного
труда. Правила работы.

3.

Изготовление из пластилина
прямоугольных геометрических
форм. Лепка из пластилина
молотка.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.

1

III раздел. Работа с с природным материалом
4. Что делают из природного
1
материала. Заготовка природных
материалов.

5.

Изготовление игрушки из желудей.
Правила работы с шилом.
Изготовление игрушек их
скорлупы ореха.

IV раздел. Работа с бумагой
6. Виды и сорта бумаги. Правила
работы с клеем и кистью.
Изготовление аппликации из мятой
бумаги.

ЭОР

1

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
11

V раздел. Работа с картоном
7. Применение картона. Сорта
картона. Свойства картона.

8.

Как работать с шаблоном. Правила
работы с ножницами.
Изготовление из бумаги пакета для
хранения изделий

VI раздел. Работа с нитками
9
Свойства ниток. Виды работ с
нитками. Связывание ниток в
пучок. Пришивание пуговиц.

1

1

1

VII раздел. Работа с глиной и пластилином
10. Применение глины для
1
изготовления посуды. Глиняная
посуда цилиндрической и
конической форм.

11.

Лепка из пластилина изделия,
имеющего прямоугольную
геометрическую форму.

1

VIII раздел. Работа с природным материалом
12. Что делают из природного
1
материала. Заготовка природных
материалов. Изготовление игрушек
из желудей

IX раздел. Работа с бумагой
13. Виды и сорта бумаги. Правила
работы с клеем и кистью

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
12

14.

Изготовление аппликации из мятой
бумаги.

X раздел. Работа с картоном
15. Применение картона. Сорта
картона. Свойства картона.
Изготовление из бумаги пакета для
хранения для хранения изделия.

XI раздел. Работа с нитками
16. Свойства ниток. Виды работ с
нитками. Связывание ниток пучок.
Пришивание пуговиц

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.

XII раздел. Работа с глиной и пластилином
17. Применение глины для
1
изготовления посуды. Глиняная
посуда цилиндрической формы.
Что надо знать о конусе. Лепка из
пластилина чашки конической
формы.
XIII раздел. Работа с природным материалом
18. Свойства листьев. Аппликация из
1
засушенных листьев.

XIV раздел. Работа с бумагой и картоном
19. Разметка бумаги и картона по
шаблонам сложной конфигурации.

20.

Аппликация из обрывной бумаги.

1

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
13

XV раздел. Работа с нитками
21. Применение ниток

1

XVI раздел. Работа с глиной и пластилином
22. Глиняная посуда в форме шара.
1
Что нужно знать о шаре. Лепка
чайной посуды в форме шара.

XVII раздел. Работа с бумагой и картоном
23. Изготовление из бумаги игрушек в
1
форме шара.

24.

Изготовление бумажного шара из
кругов. Изготовление шара из
бумажных полос

1

25.

Изготовление из бумаги дорожного
знака «Переход»

1

XVIII раздел. Работа с нитками
26. Сматывание ниток в клубок.

1

XIX раздел. Работа с глиной и пластилином
27. Применение глины для
1
скульптуры. Лепка из пластилина
фигурки «Медвежонок из
отдельных частей»

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
14

28.

Лепка композиции к сказке
«Колобок»

1

XX раздел. Работа с природным материалом
29. Что надо знать о шишках.
1
Свойства шишек. Изделия из
шишек. Композиция из шишек и
листьев «Пальма»

XXI раздел. Работа с тканью
30. Из чего делают ткань. Сорта
тканей и их назначение.

1

31.

Изготовление игольницы. Правила
хранения игл.

1

32.

Вышивка

1

33.

Приемы вышивания нитками

1

34.

Применение тесьмы. Изготовление
салфетки с аппликацией из тесьмы.

1

Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.
Электронный учебник,
электронная тетрадь,
Библиотеки цифрового
образовательного контента,
рабочие материалы
ФГИС «Моя школа»,
презентация.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».