Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту
обучающихся умственной отсталостью.
Уникальность и значимость «Изобразительного искусства» как школьной дисциплины
определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и
творческогопотенциала
ребенка,
на
формирование
ассоциативно-образного,
пространственногомышления, интуиции, необходимых в любой профессии.
Цели образовательно-коррекционной работы
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В реализации требований АООП выделено несколько этапов:
I этап ― 1―4 классы (в случае пролонгированного обучения ― с 1-м дополнительным
классом);
II этап ― 5―9 классы;
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному
искусству в 1–4 классах направлены на: всестороннее развитие личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
• воспитание интереса к изобразительному искусству;
• раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
• воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
• формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
• расширение художественно-эстетического кругозора;
• развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
• формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
• обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках;
• обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
• обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
• формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению;

развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
• коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство
и различие между предметами;
• развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать
свои действия;
• коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
• развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
•
•

1.1.Учет воспитательного потенциала уроков.
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по
изобразительному искусству.
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков изобразительного искусства. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
• Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
• Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
‒ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
‒ обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых,
политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
‒ использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
• Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций
для обсуждения в классе.
• Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям искусства.
• Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных

•
•
•

•

•

отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3 класса

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к
концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и
верить в свои силы.
Нарушения интеллекта и умственная отсталость обычно выявляются и
диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, однако степень
дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь
значительные индивидуальные особенности.
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в
нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности
и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо
бегают, не умеют прыгать.
Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется
замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем
не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные
изменения в психическую деятельность детей.
Сенсорное воспитание умственно отсталого ребенка это наглядное, чувственное
знакомство с предметами и их свойствами. Многие сенсорные недостатки, свойственные
умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при
котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению
многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование [26, с.18].
Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято
и осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть
рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом,
кистью, красками и т.д.
Однако имеющиеся у детей нарушения препятствуют развитию таких умений. Так,
например, у многих обучающихся младших классов наблюдаются значительные

нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе
занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют
специальные упражнения, которые, предусматривают выработку согласованной,
координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере
развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям,
придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения
и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений.
В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и
рисования.
1.3. Место предмета в учебном плане
Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами
основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика»,
«Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть
учебных
планов
АООП
образования
умственно
отсталых
обучающихся
(интеллектуальными нарушениями) 3 класса (вариант 1).
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных
организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную
образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1),
предусмотрено в учебное (урочное) время.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Изобразительное
искусство» отводится 2 часа в неделю (68ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Обучение композиционной деятельности:
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости
от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление
умения соотносить размер рисунка и величину листа бумаги.
Развитие пространственных представлений. Работа над понятиями: перед, за, около, рядом
с, далеко от, посередине, справа от, слева от.
Формирование умения изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их
пространственные отношения: ближние – ниже, дальние – выше; использовать приём
загораживания одних предметов другими.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе
(в вертикальном и горизонтальном формате), закрепление умения передавать ритм в
полосе узора, соблюдая очерёдность формы и цвета его элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную
деятельность (лепку, работу над аппликацией, рисование).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию:
Формирование умений проводить анализ предмета с целью его изображения;
использование в этой работе метода сравнения, определённой последовательности в видах
работ: сначала лепка, затем составление аппликации и рисование.

Формирование умения соотносить форму предмета с геометрическими фигурами:
круг, овал, квадрат и др.
Формирование представления о строении тела животных и способах изображения
некоторых животных в лепке и аппликации с опорой на образы дымковских игрушек:
«Лошадка», «Гусь» и др.
Формирование умения передавать движения различных одушевлённых и
неодушевлённых предметов: человек идёт, бежит; дерево на ветру.
Формирование элементарных представлений о явлениях симметрии и асимметрии в
природе. Знакомство с осевой симметрией: изображения насекомых (бабочки, стрекозы,
жуки), а также посуды (кринки, стаканы, кастрюли). Знакомство с элементами декора
городецких игрушек: листья, цветы, бутоны. Выполнение узора в квадрате с
использованием элементов городецкой росписи. Обучение приёму составления узора в
квадрате с учётом центральной симметрии в аппликации.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи:
Расширение представлений учащихся о цвете и красках, работа над понятиями
«основные» («главные») цвета — красный, синий, жёлтый и «составные» цвета —
зелёный, оранжевый, фиолетовый, коричневый и др.
Развитие технических навыков работы с красками.
Закрепление приёмов получения смешанных цветов на палитре.
Обучение приёмам осветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением в
краску белил). Получение голубой, розовой, светло-зелёной, серой, светло-коричневой
красок. Использование осветлённых красок в сюжетных рисунках, в декоративном
рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Обучение восприятию произведений искусства:
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений
рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного
искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?
2. Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?
3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?
4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды? Произведения
декоративно-прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца,
Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя.
2.2. Связь учебного предмета «Изобразительное искусство» с базовыми
учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Изобразительное искусство», однако в наибольшей мере предмет «Изобразительное
искусство» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
‒ Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные учебные действия:
‒ Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
содноклассниками и учителем.
‒ Обращаться за помощью и принимать помощь.
‒ Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
‒ Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

‒

Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
‒ Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
‒ Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
‒ Пользоваться учебной мебелью.
‒ Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
‒ Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место.
‒ Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
‒ Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
‒ Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
‒ Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Познавательные учебные действия:
‒ Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
‒ Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
‒ Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
‒ Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных и других носителях).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение
обучающимися
с
лёгкой
степенью
умственной
отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными
компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предмета
и характеризуют достижения обучающегося в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
3.1 Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов;
осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным
общественной жизни (на уровне школы, семьи);
бережное отношение к природе, проявление элементарной экологической
грамотности;
оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче свойств
объектов и явлений окружающего мира, а также отражению собственных
впечатлений с помощью изобразительной деятельности;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;
стремление к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и
внеурочной деятельности;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится» / «не нравится»);
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства радости от
восприятия красоты окружающей действительности;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
установка на безопасный труд;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, аккуратности и
экономному расходованию материалов, используемых в изобразительной
деятельности;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой
деятельности.

3.2. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:

•
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
•
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
•
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
•
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
•
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
•
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
•
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
•
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
•
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
•
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
•
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
•
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
•
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
•
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
•
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и
др.;
•
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
•
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
•
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
•
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
•
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
•
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;

•
применение разных способов лепки;
•
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
•
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
•
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
•
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 3 классе
Учащиеся должны знать:
•
о работе художника, скульптора, декоратора;
•
основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на
листе бумаги, расположенном горизонтально или вертикально;
•
характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке,
аппликации;
•
названия некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Городец и др.;
•
приём передачи глубины пространства: загораживание одних предметов
другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными
вблизи;
•
о существующем в природе явлении осевой симметрии;
•
речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной
деятельности в 3 классе (в том числе названия изготавливаемых объектов,
их частей, характеристика свойств, соотношений и взаиморасположения
объектов и отдельных элементов, названия материалов, инструментов и
описание действий с ними).
•
правила организации рабочего пространства при осуществлении
изобразительной деятельности;
•
приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;
•
части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части
дерева, дома, тела человека;
Учащиеся должны уметь:
•
наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального
мира, рассматривать образцы художественного творчества и мастерства;
•
передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную
деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);
•
организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей
изобразительной деятельности;
•
ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарём,
передающими пространственное расположение объектов на
изобразительной поверхности;
•
изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая
отличительные признаки, учитывая строение;
•
передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
•
различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с
гуашью), получая составные цвета;

•
•
•
•
•
•
•
•

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно;
исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или
чередованием формы и цвета его элементов;
изображать элементы городецкой росписи;
соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (На что похожа
форма?);
владеть приёмами осветления цвета (разбавлением краски водой или
добавлением белил);
рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные
признаки изображённого времени года.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• самостоятельная работа в альбоме;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными
художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно
трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность
мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными
словами формировать индивидуальность ребёнка.
На уроках ИЗО метод проектного обучения возможен практически по всем
предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть
пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя
творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»);
«Гравюра» (тема «Графика»); «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская
игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное
прикладное искусство») и т. д.
Цели и задачи: Внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения,
открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным
плюсом применения метода является формирование надпредметных навыков и умений,
умение находить оптимальные пути достижения поставленных целей. Основной задачей
педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное
использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации
воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо
четко определить цель проекта.

3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
5.1. Система оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
5.2. Система оценки предметных результатов.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
– полнота и надёжность усвоения;
– самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется традиционная система
отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и
других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных
компетенций.
Оценка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении
практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные
знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая
ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные
на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но
демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других
аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические
действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной
работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в
случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся
демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по
предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при
решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не
достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер
допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения
пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей
части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния
на содержание деятельности обучающегося.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания
2 класса) достижений обучающихся определяющим фактором является возможность

стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным
учебникам, а также с использованием наглядно-дидактических материалов и технических
средств обучения, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим
реализовывать выбранный вариант программы.
Достижение итоговых планируемых результатов освоения АООП определяется по
завершению I этапа образования (к концу 4 класса)
5.3. Система оценки БУД.
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №
273 от 21 декабря 2012 года (статья 58) освоение образовательной программы
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определённых учебным планом, и в порядке, установленном образовательной
организацией.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебного предмета, предусмотренного Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой. Проведение промежуточной аттестации направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным
образом для достижения результатов освоения Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы, предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится, начиная со второго класса,
по окончании четвертей (триместров), учебного года. Годовая промежуточная аттестация
проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной
(триместровой) аттестации.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы
по предмету;
- соотнесение фактического уровня с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы;
- оценка достижений обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении
образовательной программы по предмету и учесть индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;

- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Порядок, формы, периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся
определяются учителем с учетом образовательной программы по предмету.
При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать, что:
• контрольные мероприятия проводятся во время урока в рамках учебного
расписания;
• продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени
одного урока;
• в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное
мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее
четвертого урока;
• содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной
программе по предмету.
Формами промежуточной аттестации могут быть:
• письменная – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(заданий).К письменным ответам относятся: самостоятельные, контрольные,
творческие работы; тестовые задания; письменные описания, наблюдения и др.;
• устная – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов; пересказ,
беседы и др.;
• комбинированная – сочетание письменных и устных форм аттестации: викторины,
проведение выставки и др.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП требуют
учёта особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
• адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала
как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций),
так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка
на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
• специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах
принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности),
дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету в 3 классе проводится на
основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных
результатов по учебному предмету осуществляется на основании анализа выполненных
ими контрольных работ. При проведении промежуточной аттестации учитываются
результаты выполненных контрольных работ, устных опросов, а также результаты
наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, степень их
самостоятельности в выполнении учебных заданий. При проведении итоговой аттестации
учитываются данные промежуточной аттестации.
В 3 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за
достижением планируемых результатов.
Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (раздел «2.1.3. Система
оценки
достижения
обучающимися
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы»).Оценка базируется на принципах

индивидуального и дифференцированного подходов. При использовании балльной
системы оценивания необходимо, чтобы оценка свидетельствовала о качестве усвоенных
знаний.
Примеры контрольно-оценочных материалов
Для контроля усвоения учащимися требований программы по предмету «Изобразительное
искусство» в 3 классе рекомендуется проведение практической работы на последнем уроке в
конце учебного года на тему:
‒ «Помечтаем о лете, о походах в лес за грибами. Лепка. Рисование». Инструкция.
‒ Изобрази поход за грибами.
‒ Слепи фигурки людей-грибников (что они делают).
‒ Нарисуй картинку «Летом за грибами!».
Выполнение первого задания осуществляется индивидуально (самостоятельно или с
требуемой помощью учителя, которая регулируется в зависимости от возможностей
конкретного ученика и фиксируется в бланке выполнения контрольной работы учителем для
дальнейшего анализа степени продвижения ученика в освоении требований программы).
Для выполнения первого задания предлагаются образцы слепленных фигурок человечкагрибника в разных позах. Учащийся имеет возможность выбрать понравившуюся позу
слепленного человечка для воспроизведения. Учителем фиксируются комментарии ученика
относительно его выбора (при отсутствии самостоятельных комментариев задаются вопросы
следующего содержания: «Почему ты выбрал эту фигурку?», «Как ты думаешь, эту фигурку
сложно слепить?», «Тебе кажется, что ты справишься с заданием?» и др. – оценка
собственных возможностей ученика важна для понимания учителем уровня сложности
предъявляемого ученику задания и самооценки учеником достижений).
При оценке выполнения лепки учитель обращает внимание на детализацию объекта,
правильность соотношения частей в структуре объекта, использование разных оттенков
пластилина, умения смешивать пластилин для получения нужного оттенка, навыки сборки
фигурки (соединения отдельных элементов лепки), композиции при размещении нескольких
объектов лепки на основе и др.
После лепки ученики объединяют поделки на общем макете (заготовленном заранее
учителем – основа с фигурками деревьев), применяя навыки композиционной деятельности и
опираясь на собственные представления. Ученики переходят ко второй части творческого
контрольного задания: рисунок «Летом за грибами!». При оценке работы учитель обращает
внимание на композицию, передачу сюжета и соотносительные размеры объектов (с учетом
расположения объектов – ближе, дальше), умение работать красками и кистью, передачу
настроения в рисунке.
2.3. Базовые учебные действия
Характеристика базовых учебных действий

Группа БУД
Личностные
учебные действия

Учебные действия и умения
формировать навыки работы с материалами и инструментами
(карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)
• формировать
представления
о
ЗОЖ,
элементарные
гигиенические навыки, охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
• проявлять интерес к изобразительному искусству
• развивать воображение, желание и умение подходить к своей
деятельности творчески
• развивать способности к эмоционально ценностному
отношению к искусству и окружающему миру
•

Познавательные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

Ориентироваться на плоскости листа бумаги,в пространстве
под руководством учителя
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
• Уметь называть,характеризовать предметы по их основным
свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее
и различие с помощью учителя
• Группировать
предметы
на
основе
существенных
признаков(1-2) с помощью учителя
• Формировать приемы работы различными графическими
материалами
• Наблюдать за природой и природными явлениями
• Создавать элементарные композиции на заданную тему на
плоскости
• Участвовать в обсуждении содержания художественных
произведений
• Выражать свое отношение к произведению изобразительного
искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный,
верно, неверно, такой, не такой)
• Оформлять свои мысли в устной речи
• Соблюдать простейшие формы речевого этикета:
здороваться,прощаться, благодарить
• Слушать и понимать речь других
• Уметь работать в паре
• Умение отвечать на вопросы различного характер
• Учить понимать учебную задачу
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
• Определять план выполнения задания на уроках
изобразительного искусства под руководством учителя
• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
• Проверять работу, сверяясь с образцом
•

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (2часа в неделю)
№
п/
п

1

Тема

Колво
часов

Наблюдение
1
сезонных явлений в
природе с целью
последующего
изображения.

Характеристика
учащихся

видов

деятельности

3 класс (68ч)
1-я четверть (18 ч)
Наблюдать за изменениями в природе.
Воспринимать и эстетически оценивать
красоту природы в разное время года и
разную погоду, внимательно слушать
рассказ учителя.
Характеризовать красоту природы, осеннее
состояние природы.
Понимать, что времена года сменяют друг
друга. Процесс называется сезонными
изменениями.
Уметь отвечать на поставленные учителем

ЭОР

Стр 4-5
Элект
нный
учебник

2

Беседа на заданную 2
тему
Лето. Осень. Дует
сильный
ветер.
Лепка. Рисование

3

Осень.
Птицы 2
улетают. Журавли
летят
клином.
Рисование.

4

Бабочка. Бабочка и 2
цветы. Рисование

вопросы по теме.
Рассматривать работы детей и выражать
свое отношение к ним.
Учиться любить живую и неживую
природу.
Воспринимать наглядную информацию.
Воспринимать и эстетически оценивать
красоту природы в разное время года и
разную погоду.
Изображать
живописными
средствами
состояние природы родного края.
Овладевать навыками работы гуашью.
Работать
максимально
самостоятельно,
обращаться за помощью к учителю
Уметь описывать природу осенью, называя
основные признаки.
Характеризовать красоту природы, осеннее
состояние природы.
Подумать, как лучше расположить лист
бумаги, чтобы показать высоко летящих
клином птиц.
Овладевать живописными навыками
работы цветными карандашами. Работать
максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Использовать в работе сначала простой
карандаш, затем цветные карандаши.
Соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в технике
рисунка.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Воспринимать наглядную информацию.
Рассматривать
картину
художника,
рассказывать
о
настроении,
которое
художник передает цветом (радостное,
праздничное,
грустное,
таинственное,
нежное и т. д.).
Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально оценивать, отвечать на
вопросы по содержанию картины.
Усвоить такие понятия, как контраст, фон,
осевая симметрия.
Анализировать форму частей, соблюдать
пропорции.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее с другими работами.
Овладевать
живописными
навыками
работы в технике акварели. Работать
самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю.
Воспринимать наглядную информацию.

Стр 6-7
Элект
нный
учебник
.

Стр8-9
Элект
нный
учебник

Стр 10-16
Элект
нный
учебник

5

Рисование
узора 2
«Бабочка
на
ткани»
с
использованием
трафарета
с
силуэтом
бабочки.

Учитьсясоздаватьобразбабочкицветнымика
рандашами, акварелью и в технике
аппликации,используяграфические
средствавыразительности:пятно, линию.
Усвоить понятие «узор».
Создавать из созданного образа бабочки
узор.
Продолжать осваивать технику аппликации.
Усвоитьпонятие«трафарет»,уметьего
использовать.
Развиватьвоображение,фантазию,смелостьв
изложении собственных замыслов.
Развиватьтворческуюиндивидуальность,
своетворческое «я».
Сравнивать свою работу с работой
окружающих,критически относиться к своей
работе.
Восприниматьнагляднуюинформацию.

Стр 10-17
Элект
нный
учебник

6

Разные способы
2
изображения
бабочек (из
пластилиновых
шариков, из
кусочков цветной
бумаги, из
гофрированной
бумаги).
Бабочка из
гофрированной
бумаги.
Аппликация. Работа
с бумагой и клеем

Стр 18-21
Элект
нный
учебник

7

Одежда ярких и 2
нежных
цветов.
Рисование.

Развивать декоративное чувство при
выборе цвета,при совмещении материалов и
заполнении формы.
Выявлятьгеометрическуюформупростого
плоскостного тела (бабочки).
Учитьсяработатьсновымматериалом—
гофрированной бумагой.
Овладеватьнавыкамиработывтехнике
(объемной) аппликации.
Понимать
роль
цвета
в
создании
аппликации.
Осваиватьтехникусгибания,скручивания
Приработе с гофрированной бумагой.
Обретатьопыттворчестваихудожественнопрактическиенавыкивсозданииобъемнойапп
ликации.
Оценивать свою деятельность.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Объяснять значение одежды для человека.
Объяснятьзначениепонятий«яркиецвета»,«р
азбеленные цвета».
Участвовать в обсуждении и выборе цвета
дляодежды мальчика и девочки.
Выполнятьработупоследовательно,сучетом
композиции рисунка.
Продолжать
учиться
пользоваться
трафаретом.
Следовать в своей работе условиям
творческогозадания.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников идавать оценку результатам
своей и их творческо-художественной
деятельности.

Стр 27
Элект
нный
учебник

8

Рисование
2
акварельной
краской, начиная с
цветового
пятна.

9

Рисованиеакварель 3
ной
краскойкистью
посыройбумаге.
Изобразитьакварель
ными
краскамипо
сырой бумаге небо,
радугу,
листья,
цветок.

10

Чего не хватает? 4
Человекстоит,идет,
бежит.Рисование,
дорисовывание.

Восприниматьнагляднуюинформацию.
Понимать значение цветового пятна в
рисунке.
Уметьпользоватьсяродственнымисочетания
мицветов.
Понимать, что такое насыщенность цвета.
образец
Не бояться «неправильностей», выполняя
работу.
Уяснить понятие «контраст».
Понимать, что такое прорисовка, и учиться
ееиспользовать в работе.
Последовательновыполнятьработусогласно
замыслу и с учетом композиции.
Овладеватьживописныминавыкамиработыв
техникеакварели.
Работатьсамостоятельно,еслитрудно,
обратиться за помощью к учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию,
помещенную учителем на слайдах в
программе Power
Point и/или интерактивной доске
Усвоить понятия «рисование по-сырому»,
«мазок».
Учиться
рисовать
цветовые
пятна
необходимойформы и нужного размера в
данной технике.
Усвоитьинформациюосуществовании
двух способов рисования «по-сырому».
Учитьсяпрорисовыватьполусухойкистью
по сырому листу.
Соблюдатьпоследовательностьввыполнении
работы.
Знать правила работы с акварелью.
Научиться правильно смешивать краски во
времяработы.
Оценивать свою работу.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
2-я четверть (14 ч)
Рассматривать
иллюстрации
картин
художника
А.Дейнеки«Раздолье»,«Бег»,вкоторыххудо
жникизобразил людей в движении, и
отвечать на вопросыпо теме.
Называть части тела человека.
Показывать,
как
относительно
вертикальной линиирасположено тело
человека в движении.
Продолжать
учиться
работать
с
трафаретом.
Усвоить и
закрепитьпонятия:
(покой),динамика (движение).

статика

Стр 28-31
Элект
нный
учебник

Стр 32-35
Элект
нный
учебник

Стр 36-43
Элект
нный
учебник

Овладевать навыками работы с цветными
мелками.
Работать самостоятельно, если трудно,
обратитьсяза помощью к учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию.

11

Зимниеигрыдетей.
1
Лепка из пластилина.

12

Рисование
выполненной
лепки.

13

Лепка.
Снеговик. 2
Рисунок. «Снеговики
во дворе»

1

Рассматриватьпроизведенияхудожников,
изобразившихзимниеигрыдетей,состояниеи
настроениеприроды в зимнем пейзаже.
Находить общее и различное в передаче
движениядетей, изображения зимних игр и
зимнего
пейзажа,пониматьсутиприродыиеезначимо
стидлячеловека.
Рассказыватьосвоихнаблюденияхивпечат
лениях от просмотра иллюстраций картин
ирисунков детей.
Выполнятьработувтехникелепки(лепка
врельефе).
Участвоватьвподведенииитоговтворческо
йработы.
Обсуждатьтворческиеработыодноклассник
овидавать оценку результатам своей и их
творческо-художественной деятельности.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Изображать фигуры детей в движении.
Изображатьживописнымисредствамиприр
одузимой.
Овладеватьживописныминавыкамиработы
гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
еслитрудно, обратиться за помощью к
учителю.
Понимать,как
изображатьфигуру
вдинамике(движении).
Пониматьосновыкомпозиции,соблюдать
пропорции фигур.
Оценивать свою деятельность.
Восприниматьнагляднуюинформацию,по
мещенную учителем на слайдах в
программе
PowerPoint
и/или
интерактивной доске.
Объяснять, как выглядит снеговик.
Знать, как называются части человеческой
фигуры.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформучастей,соблюдать
пропорции.
Развивать навыки работы в технике
рисунка.
Овладеватьживописныминавыкамиработы
втехнике акварели.
Соблюдать пропорции при изображении

Стр 44
Элект
нный
учебник

Стр 45
Элект
нный
учебник

Стр 46-47
Элект
нный
учебник

14

Деревьязимойв
2
лесу (лыжник).
Рисованиецветной и
черной гуашью.

15

Рисование
угольком.
Зима.

16

Лошадка
Каргополя.
Лепка
и
зарисовка
вылепленной

2

из 2

детей нарисунке.
Соблюдать плановость (задний, передний
планы),при создании рисунка.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее сдругими работами.
Восприниматьнагляднуюинформацию,по
мещенную учителем на слайдах.
Отличать особенности техники работы с
краскойгуашь
от
техники
работы
акварелью.
Выполнять эскиз живописного фона для
зимнегопейзажа.
Представлятьмотивэтого
пейзажа
(зимний)иблизкий для его настроения
колорит.
Определять,какиецвета(темныеисветлые,т
еплыеихолодные,контрастные
и
сближенные)подойдутдляпередачирадостн
огосолнечногозимнего состояния природы.
Прорисовывать детали кистью (целиком и
концомкисти), фломастером.
Участвоватьвподведенииитоговтворческо
йработы.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников
идавать
оценку
результатам своей и их творческохудожественной деятельности.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Знать разные художественные материалы
(гуашь,акварель, мелки, уголь).
Выполнять подготовительный рисунок
(зарисовку)деревьев зимой.
Применять выразительные графические
средства вработе (пятно, силуэт, контур).
Выполнять творческое задание согласно
условиям.
Выражать в творческой работе свое
отношение
кизображаемому
(зимнее
состояние природа, красотаприроды).
Участвоватьвподведенииитоговтворческо
йработы.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников
идавать
оценку
результатам своей работы.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Познакомитьсяскаргопольскойигрушкой,
промыслом.
Слушать и понимать заданный вопрос,
понятноотвечать на него.
Проявлять интерес к лепке, рисунку.
Изображать предметы (каргапольские

Стр 48-50
Элект
нный
учебник

Стр 51-53
Элект
нный
учебник

Стр 54-56
Элект
нный
учебник
.

фигурки

18

лошадки),предложенные учителем.
Уметь находить центр композиции
рисунка.
Уметьсоздаватьпредметы(лепитьлошадок),
состоящие из нескольких частей, соединяя
их путемприжимания друг к другу.
Изображатьпластичнымисредствамикарго
польскуюлошадку.
Еслиработувыполнитьтрудно, обратиться
за помощью к учителю.
Овладеватьнавыкамиработысакварелью
Ипластичным материалом.
Восприниматьнагляднуюинформацию.

3-я четверть (20 ч)
Лошадка везет из 2
леса сухие ветки,
дрова. Рисунок.

19

Натюрморт:
кружка,
яблоко, груша

2

20

Деревья
в
лесу. 2
Домиклесника.Челов

Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформучастей,соблюдатьпр
опорции.
Развиватьнавыкиработысживописными
материалами (акварель).
Характеризоватькрасотуприроды,зимнеес
остояние природы.
Изображатьхарактерныеособенностидерев
ьевзимой,тщательнопрорисовывать
все деталирисунка.
Использовать выразительные средства
живописидля создания образа зимней
природы.
Соблюдать пропорции при создании
изображаемыхпредметов рисунка.
Учиться
оценивать
свою
работу,
сравнивать ее сдругими работами.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Отвечать,какназываютсякартины,представ
ленные учителем для показа.
Называтьфамилиихудожников,которые
их написали.
Рассматривать картины художников и
отвечать навопросы по их содержанию.
Уметь называть фрукты, разные по цвету и
форме.
Понимать, что такое натюрморт.
Изображатьживописными средствами
разные фрукты и кружку. Если работу
выполнить трудно,обратиться за помощью
к учителю.
Овладеватьживописными
навыкамиработыакварелью и в технике
аппликации.
Восприниматьнаглядную информацию.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.

Стр

нный
учебник

Стр58-61
Элект
нный
учебник

Стр 62-63
Элект

57

екидетподорожке.Рис
унокпо
описанию.

21

Элементы
косовской
росписи. Рисование.

2

22

Сосуды:ваза,кувшин, 2
тарелка.
Рисование.Украшени
е
силуэтов
сосудовкосовской
росписью.

Анализировать форму частей.
Развиватьнавыкиработысживописными
материалами (акварель).
Характеризоватькрасотуприроды,зимнеес
остояние природы.
Изображатьхарактерныеособенностидерев
ьевзимой,тщательнопрорисовывать
все деталирисунка.
Использовать выразительные средства
живописидля создания образа зимней
природы.
Соблюдать пропорции при создании
изображаемыхпредметов рисунка.
Учиться
оценивать
свою
работу,
сравнивать ее сдругими работами.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Знатьназваниегорода,гдеизготавливают
косовскую керамику.
Называть изделия косовской керамики.
Использоватьлинию,точку,пятнокакоснов
уизобразительногообразадлявыполненияуз
оракосовской росписи на плоскости листа.
Если
заданиесамостоятельновыполнитьтрудно,о
братитьсязапомощью к учителю.
Видеть зрительную метафору – образ
будущегоизображения.
Овладеватьпервичныминавыкамивсоздан
иикосовской росписи в технике акварели.
Усвоить понятие «узор» («орнамент»).
Создаватьизображениянаосноветочечек,ро
мбиков, волнистых линий, черточек —
простыхэлементов косовской росписи.
Сравниватьсвоюработусработойодноклас
сников.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Усвоить понятия: сосуд, силуэт, узор,
орнамент.
Знать, что такое роспись.
Украшатьсилуэт
сосудаэлементамикосовскойросписи.
Размышлять над выбором элементов
косовскойросписи для украшения изделия.
Овладеватьживописныминавыкамиработы
акварелью.
Работатьмаксимальносамостоятельно,если
трудно, обратиться за помощью к учителю.
Овладеватьнавыкамисравнения,учитьсяср
авнивать свою работу с оригиналом
(образцом).
Посмотреть на работу своего товарища,
сравнитьсвою работу с работой других.

нный
учебник

Стр 64-65
Элект
нный
учебник

Стр 66-67
Элект
нный
учебник

23

Украшение
2
силуэтапредметаорна
ментом. Орнамент в
круге. Рисование.

24

Сказочная
птица.Рисование.

2

Восприниматьнагляднуюинформацию.
Овладеватьприемамисвободнойкистевойр
осписи.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Усвоитьтакиепонятия,какэлементросписи,
силуэт.
Соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в технике
рисунка.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее сдругими работами.
Овладеватьживописныминавыкамиработы
втехникеакварели.
Работатьсамостоятельно,еслитрудно,
обратиться за помощью к учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о
своемопытевосприятияпроизведенийизобр
азительногоискусства.
Знать имя художника И. Билибина.

Стр 66-67
Элект
нный
учебник

Стр

68-72

нный
учебник

Рассуждать о своих впечатлениях и
эмоционально
оценивать,отвечать
на
вопросы
по
содержаниюпроизведений
художника.
Наблюдать красивых ярких птиц в зоопарке, в
журналах, книгах.
Рассуждать о средствах выразительности,
которыеиспользуетхудожникдлядостижения
цельности композиции.
Пониматьусловностьисубъективностьхудожес
твенного образа.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформучастей,соблюдатьпропор
ции.
Восприниматьнагляднуюинформацию.

25

Сказочнаяптица.
2
Рисование.Украшени
еузором рамки для
рисунка.

Познакомиться с видами орнамента,
узора,
егосимволамиипринципамикомпозиционно
гопостроения.
Выполнить орнаментальную композицию.
Слушатьвнимательнорассказучителяоб
отражении
элементовприродывпроизведенияххудожни
ка.
Развивать умения творчески преображать
формыреального
мира
в
условнодекоративные.
Совершенствовать
навык
работы
разнообразнойлинией,связаннойссоздание
мрисункавкомпозиции.
Украшать рамку для рисунка «Сказочная

Стр

68-73

Элект
нный
учебник

26

27

28

Встречай птиц — 2
вешайскворечники!
Лепка, рисунок.

Закладкадлякниги.
Сиспользованием
картофельного
штампа.Рисование.

2

4-я четверть (18 ч)
Беседа
на
тему 2
«Красотавокругнас.
Посуда».Демонстрац
ияобразцовпосудыс

птица»красивым узором.
Размышлятьовыбореэлементовузорадлясо
здания целой композиции работы.
Овладевать навыками работы в технике
акварели.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно,обратиться за помощью к
учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Наблюдать ритм в природе, в себе, вокруг
себя.
Рассматривать
работы
художников,
украшающихпредметы для нашей жизни
ритмическим узором.
Понимать стремление людей украшать
предметыритмическим узором, создавать
красоту.
Рассматриватьразныеузорывзакладках
Длякниги, предложенные учителем.
Усвоитьпонятия(ритм,ритмично,повторен
ие,чередование, элементы узора, штамп).
Запоминать
процесс
изготовления
штампа.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее сдругими работами.
Работать самостоятельно, если трудно,
обратитьсяза помощью к учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Наблюдать ритм в природе, в себе, вокруг
себя.
Рассматривать
работы
художников,
украшающихпредметы для нашей жизни
ритмическим узором.
Понимать стремление людей украшать
предметыритмическим узором, создавать
красоту.
Рассматриватьразныеузорывзакладках
для книги, предложенные учителем.
Усвоитьпонятия(ритм,ритмично,повторен
ие,чередование, элементы узора, штамп).
Запоминать
процесс
изготовления
штампа.
Оценивать критически свою работу,
сравнивая ее сдругими работами.
Работать самостоятельно, если трудно,
обратитьсяза помощью к учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Приниматьактивное
участие
в
беседе:внимательно
слушать
рассказ
учителя,
отвечать
напоставленные
вопросы.

Стр

74-75

нный
учебник

Стр

76-77

нный
учебник

Стр 78-79
Элект
нный
учебник

орнаментом.Рисован
ие элементов узора.

29

Украшение
2
изображений
Посудыузором(силуэ
товчайника,чашки,та
релки).
Аппликация.

30

Святой
праздник 2
Пасхи.Украшение
узором яиц (илиих
силуэтов)кпразднику
Пасхи.
Рисование.
Беседа на
тему.

Характеризоватьхудожественные изделия
—
посудусросписью,выполненнуюнародными
мастерами.
Различатьформы,цвета,строениецветов
Вприродеисравниватьихсизображением
Вдекоративно- прикладном искусстве.
Объяснять
значение
понятия
«декоративность».
Исполнять творческое задание согласно
условиям.
Выражать в творческой работе свое
отношение ккрасоте природы.
Участвоватьвподведенииитоговтворческо
йработы.
Обсуждать
творческие
работы
одноклассников
идавать
оценку
результатам своей и их творческохудожественной деятельности.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Объяснять
значение
понятий
«декоративность»
и«изменение»
(трансформация).
Определятьцентркомпозицииихарактер
расположения растительных мотивов, связь
декора сформой украшаемого предмета.
Участвоватьвобсужденииособенностей
композиции
ипередачиспособомаппликацииприемовтра
нсформацииприродныхформвдекоративны
е.
Прослеживатьсвязьдекорасформойоформ
ляемогопредмета,композиционное
разнообразие цветочных мотивов в
изделиях.
Исполнять творческое задание согласно
условиям.
Выражать в творческой работе свое
отношение ккрасоте природы.
Участвоватьвподведенииитоговтворческо
йработы.
Восприниматьнагляднуюинформацию.
Овладеватьнавыками сравнения, учиться
сравнивать свою работу с оригиналом
(образцом).
Усвоить понятия: роспись, расписывать,
орнамент, Пасха, пасхальное яйцо.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Анализироватьформу частей, соблюдать
пропорции.
Посмотреть на работу своего товарища,

Стр 78-79
Элект
нный
учебник

Стр

80-81

Элект
нный
учебник

31

Беседа на заданную 2
тему«Городецкая
роспись».
Элементыгородецкой
росписи. Рисование.

сравнить свою работу с работой других.
Восприниматьнаглядную информацию.
Овладевать
живописными
навыками
работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно,
если трудно, обратиться за помощью к
учителю.
Высказывать свое мнение о средствах
выразительности, которые используют
художники —народные мастера для
достижения
цельности
композиции,
передачи колорита.

Стр

82-83

Элект
нный
учебник

Анализировать
колорит
(какой
цвет
преобладает, каковы цветовые оттенки —
теплые или холодные, контрастные или
нюансные).
Понимать и объяснять смысл понятия
«городецкая роспись».
Участвовать
в
обсуждении
средств
художественной выразительности для передачи
формы, колорита.
Оценка своей деятельности.
Воспринимать наглядную информацию.

32

Кухоннаядоска.Рисов 3
ание.Украшениесилу
эта
доски городецкой
росписью.

Работать по образцу, в технике гуаши.
Определятьместоположениеглавного
предмета
(группы
предметов)
в
композиции.
Изображать узоры росписи, используя
составные,осветленные цвета.
Применять знания о композиции.

Стр

84-85

Элект
нный
учебник

Использовать приемы композиции рисунка
росписи (ритм, симметрия и асимметрия,
равновесие частей, выделение сюжетнокомпозиционного центра).
Применять выразительные живописные и
графические средства в работе.
Выполнять творческое задание согласно
условиям.
Участвовать в подведении итогов творческой
работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников
и давать оценку результатам своей и их
творческо-художественной деятельности.
Воспринимать наглядную информацию.

33

Иллюстрация
в 2
книге.Беседаназадан
нуютему
«Иллюстрацияк
сказке,зачем нужна
иллюстрация».
Вспоминаниеэпизода
изсказки «Колобок».

Рассматривать иллюстрации в книгах, Стр 86-87
запечатлевшие образы сказочных героев.
Сравнивать особенности изображения добрых Элект
и злых героев.
нный
Различать
средства
художественной учебник
выразительности в творчестве художниковиллюстраторов — мастеров книжной графики.
Высказывать свое мнение о средствах
художественной выразительности, которые
используют художники для достижения
впечатления фантастических превращений и

необычных событий, сказочности композиции;
о роли цвета, атрибутов, предметов, которые
дополнят создаваемый образ в характеристике
сказочного героя.
Понимать условность и субъективность
сказочного художественного образа.
Участвовать в обсуждении изображения
добрых и злых героев в книжной графике (в
сказках), роли цвета в характеристике
сказочного героя, средств художественной
выразительности для передачи сказочности
происходящих событий и действий.
Воспринимать наглядную информацию.

34

Эпизодизсказки
3
«Колобок». Нарисуй
колобканаокне.
Украсьставнигородец
койросписью.
Раскрасьрисуноккрас
камигуашь.

35

Помечтаем о лете, о 2
походах в лес за
грибами.
«Летом за грибами!»
Лепка. Рисование.
Завершающее задание.

Повторятьиварьироватьсистему
несложных действий с художественными
материалами,
выражая
собственный
замысел.
Творческииграть в процессе работы с
художественными материалами, изобретая,
экспериментируя, моделируя
в художественной деятельности свои
впечатления от сказочного сюжета.
Учитьсяпоэтичному
видению
мира,
развивая
фантазию
и
творческое
воображение.
Выделятьэтапы работы в соответствии с
поставленной целью.
Развиватьнавыки работы с живописными
и графическими материалами.
Создавать
иллюстрацию
к
сказке
«Колобок».
Оценка своей деятельности.
Восприниматьнаглядную информацию.
Рассматривать картину художника А.
Пластова.
Рассказыватьо содержании картины по
наводящим вопросам.
Участвоватьвобсуждениикартины,привод
итьпримерыизжизни,соответствующиесюж
етукартинки.
Изображатьилепитькартинку«Летомза
грибами!», глядя на образец.
Овладеватьживописныминавыкамиработы
акварелью, используя помощь учителя.
Использовать выразительные средства
живописи ивозможности лепки для
создания рисунка «Летом загрибами!»
Овладевать навыками работы в технике
лепки иакварели.
Работатьмаксимальносамостоятельно,если
трудно, обратиться за помощью к учителю.
Восприниматьнагляднуюинформацию.

Стр 86-87
Элект
нный
учебник

Стр

88-91

Элект
нный
учебник

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение адаптированной
образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым образовательным
потребностям.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В
таких организациях создаются специальные условия для получения образования
указанными обучающимися.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования
специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной
категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора
учебного и дидактического материала (на I-ом этапе обучения преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками
с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебнометодической литературой и учебными материалами по всем основным учебным
предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».
Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и
художественного творчества требует специальных и специфических инструментов
(ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в
процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим
большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для
развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла
(батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских.
6. Учебно-методическая и справочная литература
1. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват.
Организации, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/М.Ю.Рау,
М.А.Зыкова.-2-е изд. –М. :Просвещение, 2018.
2. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
3. Коротеева, Е. Графика, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. 129
4. Коротеева, Е. Живопись, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009.
5. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П.
Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.
6. Никологорская, О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».