Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Изобразительное искусство» составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту
обучающихся умственной отсталостью.
Уникальность и значимость «Изобразительного искусства» как школьной дисциплины
определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого
потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного, пространственного
мышления, интуиции, необходимых в любой профессии.
Цели образовательно-коррекционной работы
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В реализации требований АООП выделено несколько этапов:
I этап ― 1―4 классы (в случае пролонгированного обучения ― с 1-м дополнительным
классом);
II этап ― 5―9 классы;
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся. Уроки обучения изобразительному
искусству в 1–4 классах направлены на: всестороннее развитие личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),
развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его
положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации,
лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
• воспитание интереса к изобразительному искусству;
• раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
• воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
• формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
• расширение художественно-эстетического кругозора;
• развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
• формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
• обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и
работа в нетрадиционных техниках;
• обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
• обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
• формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению;

развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная
аппликация").
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
• коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство
и различие между предметами;
• развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы,
последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать
свои действия;
• коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения
аппликации.
• развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
•
•

1.1.Учет воспитательного потенциала уроков.
Формы учёта рабочей программы воспитания в рабочей программе по
изобразительному искусству.
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков изобразительного искусства. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
• Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
• Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
‒ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
‒ обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые
изучаются в данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых,
политиков, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад,
который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания
примеры их жизни, на мотивы их поступков;
‒ использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
• Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих проблемных ситуаций
для обсуждения в классе.
• Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям искусства.

•

•
•
•

•

•

Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 2 класса

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к
концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и
верить в свои силы.
Нарушения интеллекта и умственная отсталость обычно выявляются и
диагностируются рано, до года или в самые первые годы жизни ребенка, однако степень
дефекта, его структура, темп и характер развития у каждого ребенка могут иметь
значительные индивидуальные особенности.
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Недоразвитие двигательной сферы детей с нарушением интеллекта выражается в
нарушениях и слабости статистических и локомоторных функций, координации, точности
и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи, они плохо
бегают, не умеют прыгать.
Дети с нарушением интеллекта способны к развитию, которое осуществляется
замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы. Тем
не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные
изменения в психическую деятельность детей.
Сенсорное воспитание умственно отсталого ребенка это наглядное, чувственное
знакомство с предметами и их свойствами. Многие сенсорные недостатки, свойственные
умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при
котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению
многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование [26, с.18].
Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято и
осмыслено. Необходимы еще и специальные графические умения, т.е. умения владеть
рукой, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться карандашом,
кистью, красками и т.д.

Однако имеющиеся у детей нарушения препятствуют развитию таких умений. Так,
например, у многих обучающихся младших классов наблюдаются значительные
нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. В процессе
занятий рисованием указанные недостатки сглаживаются. Этому способствуют
специальные упражнения, которые, предусматривают выработку согласованной,
координированной деятельности анализаторов; эти упражнения в значительной мере
развивают глазомер ребенка, приучают руку к сознательным и точным движениям,
придают ей гибкость и твердость. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения
и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений.
В результате создаются благоприятные условия для развития навыков письма и
рисования.
1.3. Место предмета в учебном плане
Учебные предметы предметной области «Искусство», наряду с другими предметами
основных образовательных областей «Язык и речевая практика», «Математика»,
«Естествознание», «Технологии», «Физическая культура», составляют обязательную часть
учебных
планов
АООП
образования
умственно
отсталых
обучающихся
(интеллектуальными нарушениями) 2 класса (вариант 1).
Изучение предметов обязательной части учебного плана для всех образовательных
организаций, имеющих государственную аккредитацию и реализующих адаптированную
образовательную программу по ФГОС образования обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости обучающихся (интеллектуальных нарушений) (вариант 1),
предусмотрено в учебное (урочное) время.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Изобразительное
искусство» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование
умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
1. Обучение композиционной деятельности
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2–3 готовых вырезанных
изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над
понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное и
вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы
изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа; наряду со
словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление,
протяжённость, подчёркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое
построение). Обращение внимания на смысловые связи в рисунке, на возможные
варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое.
Составление узора в полосе с соблюдением чередования формы и цвета его элементов.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над
аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов
очерёдности.

2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Формирование у обучающихся умения проводить сначала с помощью опорных точек,
затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также вертикальные,
горизонтальные и наклонные прямые линии (возможно использование приёма
дорисовывания).
Обучение приёмам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки
геометрических форм: эталоны круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала.
Использование приёма «дорисовывание изображения».
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и
способов изображения различных деревьев: береза, ель, сосна. Формирование
представления и развитие умения изображать человека в статической позе: человек стоит.
Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с использованием приёма
сравнения).
3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи
Обучение приёмам составления зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого
цветов в работе с акварелью. Совершенствование умений узнавать и называть локальный
цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью).
Обучение приёмам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре,
покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, и т.д.). Закрепление
приёма работы с акварелью «примакивание».
4. Обучение восприятию произведений искусства
Беседа по плану:
1. Кто написал картину?
2. Что изображено на картине?
3. Нравится ли вам картина? Объясни почему.
4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?
Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и книжной
графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю.
Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору
учителя).
Занятия проводятся в форме классно-урочной системы. Практическая изобразительная
деятельность обучающихся по обработке и оформлению собственных работ может
осуществляться также и во внеурочное время.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
‒ рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное
рисование.
‒ лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по
образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
‒ выполнение плоскостной и полуобъёмной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
‒ проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников,
книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного
искусства.
Формы организации учебных занятий
Обучение осуществляется:

а) на специально выделенных уроках по изобразительному искусству;
г) в условиях организованной деятельности под руководством воспитателей в интернате.
Основная форма организации учебных занятий – урок. Продолжительность урока со 2 по
4 классы составляет 40 минут.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная; групповая; парная;
индивидуальная.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательнокоррекционного процесса в образовательной организации.
Во внеурочной деятельности учителем организуются экскурсии в связи с изучаемыми
темами курса, а также дополнительные занятия по завершению начатой на уроке
деятельности (творческая индивидуальная деятельность обучающихся по обработке
изделий), коллективные выставки детских работ, викторины по изученным темам и др.
2.2. Связь учебного предмета «Изобразительное искусство» с базовыми
учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Изобразительное искусство», однако в наибольшей мере предмет «Изобразительное
искусство» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
‒ Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Коммуникативные учебные действия:
‒ Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
содноклассниками и учителем.
‒ Обращаться за помощью и принимать помощь.
‒ Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
‒ Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
‒ Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
‒ Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
‒ Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
‒ Пользоваться учебной мебелью.
‒ Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
‒ Работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место.
‒ Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
‒ Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников.
‒ Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
‒ Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Познавательные учебные действия:
‒ Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

‒
‒
‒

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных и других носителях).

‒
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования.
Освоение
обучающимися
с
легкой
степенью
умственной
отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
3.1. Личностные результаты обучения в связи с усвоением учебной программы по
изобразительному искусству:
•
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
•
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
•
адекватные представления о собственных возможностях;
•
оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче
свойств объектов и явлений окружающего мира, а также отражению собственных
впечатлений с помощью изобразительной деятельности;
•
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;
•
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
•
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому
творчеству;
•
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
•
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и
изобразительной деятельности;
•
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам изобразительной и творческой предметно-практической
деятельности.
•
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;

•
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
•
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
•
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
•
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
3.2. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
•
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними;
•
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
•
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
•
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
•
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
•
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
•
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
•
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
•
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
•
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
•
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

•
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
•
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
•
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
•
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
•
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и
др.;
•
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
•
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
•
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
•
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
•
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
•
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
•
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
•
применение разных способов лепки;
•
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
•
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
•
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
•
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к умениям и навыкам к концу обучения во 2 классе
Обучающиеся должны знать:
• элементарные сведения о работе художника, скульптора, декоратора, полученные
во 2 классе;
• основные требования к композиции изображения (рисунке, аппликации) на листе
бумаги, расположенном горизонтально или вертикально;
• характерные внешние признаки объектов, передаваемых в лепке, рисунке,
аппликации;
• правила организации рабочего пространства при осуществлении изобразительной
деятельности;
• приёмы работы с пластилином, красками, бумагой и ножницами;
• речевой материал, изучавшийся в связи с обучением изобразительной
деятельности во 2 классе (в том числе названия изготавливаемых объектов, их
частей, характеристика свойств, соотношений и взаиморасположения объектов и

отдельных элементов, названия материалов, инструментов и описание действий с
ними).
Обучающиеся должны уметь:
• наблюдать объекты и явления окружающего природного и социального мира,
рассматривать образцы художественного творчества и мастерства;
• передавать собственные наблюдения и впечатления через изобразительную
деятельность (в лепке, рисунке, аппликации);
• организовывать своё рабочее место с учётом вида предстоящей изобразительной
деятельности;
• ориентироваться на плоскости листа, оперировать понятиями и словарём,
передающими пространственное расположение объектов на изобразительной
поверхности;
• проводить прямые и волнистые линии карандашом (фломастером, мелком, кистью)
в заданном направлении, не поворачивая листа; рисовать сразу кистью или
фломастером; рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной
формы; использовать в работе шаблоны и заготовки по заданию учителя;
• повторять и воспроизводить действия учителя при работе над аппликацией, лепке,
рисовании;
• изображать знакомые предметы с помощью шаблонов, по точкам и
самостоятельно;
• изображать объекты окружающего мира (деревья, дома), передавая отличительные
признаки, учитывая строение;
• передавать фигуру и позу человека в лепке и рисунке;
• различать названия и оттенки цветов, смешивать краски (при работе с гуашью),
получая составные цвета;
• выполнять работу с опорой на определённую последовательность действий (под
руководством учителя или по заданиям, предложенным в учебнике);
• действовать самостоятельно при выполнении знакомых операций и по аналогии;
• выполнять узоры в полосе, круге, передавая ритм повторением и чередованием
форм и цвета;
• передавать основные смысловые связи в рисунке на заданную тему или по
рассказу-описанию;
• узнавать в иллюстрациях и репродукциях картин знакомых персонажей, проявлять
эмоционально-эстетическое отношение к изображённым сюжетам в рисунке,
аппликации, скульптуре.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• самостоятельная работа в альбоме;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.

3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными
художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно
трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность
мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными
словами формировать индивидуальность ребёнка.
На уроках ИЗО метод проектного обучения возможен практически по всем
предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть
пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя
творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»);
«Гравюра» (тема «Графика»); «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская
игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное
прикладное искусство») и т. д.
Цели и задачи: Внедрение в образовательный процесс метода проектного обучения,
открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Несомненным
плюсом применения метода является формирование надпредметных навыков и умений,
умение находить оптимальные пути достижения поставленных целей. Основной задачей
педагога, работающего с проектной методикой, является дидактически правильное
использование выбранного метода. Только в этом случае можно говорить о реализации
воспитательной и развивающей составляющих учебного процесса. Значит, необходимо
четко определить цель проекта.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству:
– соответствие или несоответствие научным знаниям и практике;
– полнота и надёжность усвоения;
– самостоятельность применения усвоенных знаний.
При оценке предметных результатов обучения используется традиционная система
отметок по 5-балльной шкале. Такой подход не исключает возможности использования и
других подходов к оцениванию результатов обучения учащихся. В любом случае, при
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных
компетенций.
Оценка «5» cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении
практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные
знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая
ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные
на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но
демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других
аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические
действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной
работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в
случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся
демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по
предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при
решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не
достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер
допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения
пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей
части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния
на содержание деятельности обучающегося.
В процедуре и выборе системы оценивания текущих и итоговых (на момент окончания
2 класса) достижений обучающихся определяющим фактором является возможность
стимулирования учебной и практической деятельности обучающихся, оказания
положительного влияния на формирование их жизненных компетенций.
Освоение обучающимися АООП (вариант 1) осуществляется по специальным
учебникам, а также с использованием наглядно-дидактических материалов и технических
средств обучения, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, отвечающим их особым образовательным потребностям и позволяющим
реализовывать выбранный вариант программы.
Достижение итоговых планируемых результатов освоения АООП определяется по
завершению I этапа образования (к концу 4 класса)
Система оценки БУД.
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Описание процедур итоговой и промежуточной аттестации
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №
273 от 21 декабря 2012 года (статья 58) освоение образовательной программы
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,

определённых учебным планом, и в порядке, установленном образовательной
организацией.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебного предмета, предусмотренного Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой. Проведение промежуточной аттестации направлено на
обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным
образом для достижения результатов освоения Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы, предусмотренных Федеральным государственным
образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится, начиная со второго класса,
по окончании четвертей (триместров), учебного года. Годовая промежуточная аттестация
проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной
(триместровой) аттестации.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы
по предмету;
- соотнесение фактического уровня с требованиями ФГОС образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
и
Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы;
- оценка достижений обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении
образовательной программы по предмету и учесть индивидуальные потребности
обучающегося в осуществлении образовательной деятельности;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Порядок, формы, периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся
определяются учителем с учетом образовательной программы по предмету.
При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать, что:
• контрольные мероприятия проводятся во время урока в рамках учебного
расписания;
• продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени
одного урока;
• в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное
мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее
четвертого урока;
• содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной
программе по предмету.
Формами промежуточной аттестации могут быть:
• письменная – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(заданий).К письменным ответам относятся: самостоятельные, контрольные,
творческие работы; тестовые задания; письменные описания, наблюдения и др.;
• устная – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов; пересказ,
беседы и др.;
• комбинированная – сочетание письменных и устных форм аттестации: викторины,
проведение выставки и др.
Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения АООП требуют
учёта особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
• адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала
как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций),

так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка
на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.);
• специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах
принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности),
дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету во 2 классе проводится на
основании выявленных достижений обучающихся по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных
результатов по учебному предмету осуществляется на основании анализа выполненных
ими контрольных работ. При проведении промежуточной аттестации учитываются
результаты выполненных контрольных работ, устных опросов, а также результаты
наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, степень их
самостоятельности в выполнении учебных заданий. При проведении итоговой аттестации
учитываются данные промежуточной аттестации.
Во 2 классе в течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за
достижением планируемых результатов. В соответствии с указаниями, изложенными в п.
2.1.3 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП)
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1), оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго
полугодия 2 класса, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные
навыки чтения, письма и счёта. В течение первого полугодия 2 класса целесообразно
поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку.
Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (раздел «2.1.3. Система
оценки
достижения
обучающимися
с
лёгкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы»).Оценка базируется на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. При использовании балльной
системы оценивания необходимо, чтобы оценка свидетельствовала о качестве усвоенных
знаний.
Примеры контрольно-оценочных материалов
Для контроля усвоения учащимися требований программы по предмету
«Изобразительное искусство» во 2 классе рекомендуется проведение самостоятельной
практической работы – рисунок по тексту-описанию, предложенному учителем в
словесной форме. Инструкция и рассказ описание:
‒ Весь учебный год ты учился (училась) рисовать деревья, цветы, человека, птиц,
зверей. Ты запомнил(а), как работать кистью и красками?
‒ Сегодня ты будешь рисовать. Посмотри страницы учебника. Вспомни, как
рисовать деревья, человека, птиц. Попроси у учителя лист бумаги.
‒ Посмотри, как можно нарисовать маму и девочку, кошку и собаку, уточек, берёзу и
подснежники (предлагаются образцы изображений объектов и персонажей – дерево с
распускающимися листочками, весенние цветочки, мама с дочкой, бегущие кошка и
собака, плавающие уточки).
‒ Прочитай рассказ и нарисуй свою картинку.
‒ Раскрась картинку красками акварель или гуашь, дорисуй цветными карандашами.
‒ Весна наступила
‒ Парк. В парке растут разные деревья (берёзы, дубы, ели и сосны). Под берёзами
показались весенние цветы: подснежники.
‒ В парк пришла мама с девочкой. Мама с девочкой стоят у пруда. В пруду плавают
белые уточки. Девочка держит маму за руку. Они смотрят на уточек.
‒ По дорожке бежит кошка, а за кошкой – собака.

Характеристика базовых учебных действий
Группа БУД
Личностные
учебные действия

Познавательные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

Учебные действия и умения
формировать навыки работы с материалами и инструментами
(карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты)
• формировать
представления
о
ЗОЖ,
элементарные
гигиенические навыки, охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
• проявлять интерес к изобразительному искусству
• развивать воображение, желание и умение подходить к своей
деятельности творчески
• развивать способности к эмоционально ценностному
отношению к искусству и окружающему миру
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги,в пространстве
под руководством учителя
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
• Уметь называть,характеризовать предметы по их основным
свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее
и различие с помощью учителя
• Группировать
предметы
на
основе
существенных
признаков(1-2) с помощью учителя
• Формировать приемы работы различными графическими
материалами
• Наблюдать за природой и природными явлениями
• Создавать элементарные композиции на заданную тему на
плоскости
• Участвовать в обсуждении содержания художественных
произведений
• Выражать свое отношение к произведению изобразительного
искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный,
верно, неверно, такой, не такой)
• Оформлять свои мысли в устной речи
• Соблюдать простейшие формы речевого этикета:
здороваться,прощаться, благодарить
• Слушать и понимать речь других
• Уметь работать в паре
• Умение отвечать на вопросы различного характер
• Учить понимать учебную задачу
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
• Определять план выполнения задания на уроках
изобразительного искусства под руководством учителя
• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
• Проверять работу, сверяясь с образцом
•

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

1

2

3

4

2 класс (2 часа в неделю)
Тема
Кол- Характеристика видов деятельности учащихся
во
часов
2 класс (68ч)
1-я четверть (18 ч)
Блок 1. «Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень!»
Блок 2. «Что нужно знать о цвете и изображении в картине?»
1.
2
Характеризовать красоту природы, осеннее состояние
Вспомним
природы.
лето.
Характеризовать особенности красоты осенних
Ветка
с
листьев, ягод вишни, учитывая их цвет и форму.
вишнями.
Изображать и лепить ветку с ягодами, глядя на
Рисование
предложенный учителем образец.
и лепка.
Овладевать
живописными
навыками
работы
акварелью, используя помощь учителя.
Использовать выразительные средства живописи и
возможности лепки для создания образа вишни на
ветке.
Овладевать навыками работы в технике лепки.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю.
2.Рисунок. 2
Воспринимать и эстетически оценивать красоту
Съедобны
природы в осеннее время года, внимательно слушать
е грибы .
рассказ учителя.
Изображать
грибы,
учитывая
характерные
особенности их формы.
Изображать живописными средствами осеннее
состояние природы.
Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю.
Овладевать навыками сравнения, учиться сравнивать
свою работу с оригиналом (образцом).
Знать названия съедобных грибов.
Посмотреть на работу своего товарища, сравнить
свою работу с работой других.
3. Лепка. 2
Уметь различать грибы, разные по цвету и форме.
Корзина с
Понимать, что такое простая и сложная форма.
разными
Изображать пластичными средствами разные грибы и
съедобным
корзину. Если работу выполнить трудно, обратиться за
и грибами.
помощью к учителю.
Овладевать навыками работы с пластичным
материалом.
Получать опыт эстетических впечатлений от красоты
природы.
Сравнивать свою работу с работами одноклассников.
4. Беседа 3
о

ЭОР

Стр 6-7
Элект
нный
учебник

Стр

8-9

Элект
нный
учебник

Стр10-11
Элект
нный
учебник

Понимать, что картина — это особый мир, созданный Стр 12-23
художником, наполненный его мыслями, чувствами и Элект

художник
ах и их
картинах

5

6

7

5. Линия. 2
Точка.
Пятно.
Рисование

6.
Фон 1
темный,
светлый.
Рисунок
зайца

7.Краски: 3
гуашь и
акварель.
Рисунок.
Листок
дерева

переживаниями.
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем
опыте восприятия произведений изобразительного
искусства.
Рассматривать и сравнивать картины разных
художников, рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает цветом
(радостное, праздничное, грустное, таинственное,
нежное и т. д.)
Усвоить понятие «пейзаж».
Знать имена знаменитых художников.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально
оценивать, отвечать на вопросы по содержанию
произведений художников
Использовать линию точку, пятно, как основу
изобразительного образа на плоскости листа. Если
задание самостоятельно выполнить трудно, обратиться
за помощью к учителю.
Соотносить форму пятна, множество точек и
разнообразие линий с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору – образ будущего
изображения.
Овладевать первичными навыками изображения на
плоскости с помощью пятна, точки, линии.
Создавать изображения на основе пятна, точки,
линии.
Сравнивать свою работу с работой одноклассников
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Объяснять, чем внешне отличаются зайки летом и
зимой.
Усвоить такие понятия, как «контраст», «фон»,
«изображение».
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Развивать навыки работы в технике рисунка.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.
Овладевать живописными навыками работы в
технике акварели. Работать самостоятельно, если
трудно, обратиться за помощью к учителю
Усвоить, чем краска акварель отличается от краски
гуашь.
Знать правила работы с гуашью и акварелью.
Научиться правильно смешивать краски во время
работы.
Сравнивать форму листа дерева с другими формами.
Находить природные узоры и более мелкие формы.
Изображать предмет, максимально копируя форму,
созданную природой.
При возникновении трудностей обращаться за
помощью к учителю.
Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе.

нный
учебник

Стр

24-25

нный
учебник

Стр

26-27

Элект
нный
учебник

Стр 28-33
Элект
нный
учебник

8

8. Рабочее 1
место для
рисования
красками
акварель.
Рисование
фона.
Небо

9

9.Главные 1
и
составные
цвета.
Рисунок.
Туча
.

10

10.
Рисунок.
Фрукты
на столе

11

12

1

Анализировать различные предметы с точки зрения
строения их формы.
Оценивать свою работу
Уметь располагать правильно лист при работе с
акварелью.
Ориентироваться на плоскости листа с учетом
полученных знаний и рекомендаций учителя.
Усвоить и закрепить понятия (пробник, палитра,
валик, просохший рисунок, яркость тона, блеклость,
яркость).
Практика совместной деятельности.
Овладевать живописными навыками работы в технике
акварели.
Усвоить понятия: главные и составные цвета.
Освоить практику получения составных цветов.
Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю
Воспринимать и эстетически оценивать красоту
природы в разное время года и разную погоду.
Изображать живописными средствами состояние
природы.
Характеризовать значимость влияния погоды на
настроение человека.
Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Работать самостоятельно, если трудно, обратиться за
помощью к учителю
Оценивать свою деятельность
Уметь различать фрукты и овощи, разные по цвету и
форме.
Изображать живописными средствами разные фрукты.
Если работу выполнить трудно, обратиться за помощью
к учителю.
Овладевать
живописными
навыками
работы
акварелью.
Сравнивать свою работу с работами одноклассников

2-я четверть (14 ч)
Блок 3. «Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении».
Блок 4. «Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники»
11.Рисова 3
Понимать
условность
и
субъективность
ние
художественного образа.
фигуры
Продолжать осваивать технику работы фломастерами
человека
и цветными карандашами.
по
Развивать навыки работы в технике вырезания.
шаблону
Обращаться к учителю, если необходима помощь.
Работать как индивидуально, так и в группе.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами
12.Беседа 1
Знать имена знаменитых художников.
о
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально
художник
оценивать, отвечать на вопросы по содержанию

Стр 34-35
Элект
нный
учебник

Стр 36-37
Элект
нный
учебник

Стр 46-47
Элект
нный
учебник

Стр 50-58
Элект
нный
учебник

Стр 42-45
Элект
нный

ах и их
картинах.
Лепка
человека

13

13.
1
Рисунок.
«Мама в
новом
платье»

14

14. Лепка. 2
Снеговик.
Рисунок.
«Снеговик
и
во
дворе»

15

15.
2
Панорама
«В
лесу
зимой».
Работа с
бумагой и
ножницам
и.
Аппликац
ия
и
рисунок

16

16.
Рисунок.
Петрушка

2

произведений художников.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Овладевать приёмами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).
Создавать изображение в технике лепки с передачей
пропорций.
Оценивать свою деятельность
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Выполнять творческое задание согласно условиям.
Анализировать
последовательность
выполнения
рисунка, учитывая пропорции фигуры.
Создавать композицию рисунка самостоятельно.
Подбирать необходимые цвета для выполнения
работы.
Усвоить понятия (гардероб, верхняя одежда, портрет).
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Изображать предметы, предложенные учителем.
Уметь находить центр композиции.
Уметь создавать предметы, состоящие из 2-3 частей,
соединяя их путем прижимания друг к другу.
Слушать и понимать заданный вопрос, понятно
отвечать на него.
Продолжать знакомиться с предметами круглой
формы.
Проявлять интерес к лепке, рисунку.
Изображать пластичными средствами снеговика с
метлой. Если работу выполнить трудно, обратиться за
помощью к учителю.
Овладевать навыками работы с пластичным
материалом
Характеризовать красоту природы, зимнее состояние
природы.
Изображать характерные особенности зимнего леса,
глядя на предложенный учителем образец.
Использовать выразительные средства живописи и
возможности аппликации для создания образов зимней
природы, елок.
Усвоить такие понятия, как «сугробы», «заснеженные
ели», «бурелом».
Овладевать
живописными
навыками
работы
акварелью, в технике аппликации, используя помощь
учителя.
Работать как индивидуально, так и в группе
Участвовать в обсуждении особенностей работы по
созданию рисунка кукольного персонажа — Петрушки.
Создавать графическими средствами эмоциональновыразительный эскиз сказочного героя — Петрушки.
Передавать
с
помощью
цвета
характер
и
эмоциональное состояние персонажа.
Выполнять рисунок на заданную тему.
Выражать в творческой работе своё отношение к
персонажу.

учебник

Стр 59
Элект
нный
учебник

Стр 60-63
Элект
нный
учебник

Стр 64-65
Элект
нный
учебник

Стр 66-67
Элект
нный
учебник

17

18

19

20

17.Апплик 3
ация
«Хоровод
»

Участвовать в коллективной работе над рисунком.
Обсуждать и оценивать творческую работу в
коллективе
Развивать декоративное чувство при рассматривании
цвета, при совмещении материалов.
Видеть характер формы декоративных элементов.
Овладеть навыками работы в аппликации.
Участвовать в создании коллективных работ.
Понимать роль цвета в создании аппликации.
Обретать опыт творчества и художественнопрактические навыки в создании нарядов для
пляшущих возле елки детей.
Оценивать свою деятельность.
Формировать навыки совместной работы

3-я четверть (20 ч)
Блок 5. «Любимые домашние животные. Какие они?»
Блок 6. «Дымковская игрушка. Кто и как её делает?»
Блок 7. «Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации».
Блок 8. «Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай»
18.Разные 2
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Развивать навыки работы в технике лепки.
породы
Продолжать овладевать навыками изображения в
собак.Леп
объеме (скульптура).
ка
Знать, как называются разные части тела у собаки.
«Собака»
Овладевать приёмами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание, защипление,
примазывание).
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.
Выполнять работу, если не получается, посмотреть,
как делают другие
19.
1
Объяснять значение понятий «анималистический
Рисунок
жанр» и «художник-анималист».
«Собака»
Участвовать в обсуждении роли животных в жизни
человека, художественных выразительных средств,
используемых художниками для передачи образа
животных в различных материалах.
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и
представлению.
20.Разные 2
Развивать навыки работы в технике лепки.
породы
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
кошек.
Продолжать овладевать навыками изображения в
Лепка
объеме (скульптура).
«Кошка»
Знать, как называются разные части тела у кошки.
Овладевать приёмами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание, защипление,
примазывание).
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.
Выполнять работу, если не получается, посмотреть,
как делают другие

Стр 68-71
Элект
нный
учебник

Стр 72-73
Элект
нный
учебник

Стр 72-73
Элект
нный
учебник

Стр 74-76
Элект
нный
учебник

21

21.
Рисунок
«Кошка»

2

22

22.Апплик 2
ация
«Мишка»

23

3
23.
Дымковск
ая
игрушка.
Лепим
«Барыню»

Объяснять значение понятий «анималистический
жанр» и «художник-анималист».
Участвовать в обсуждении роли животных в жизни
человека, художественных выразительных средств,
используемых художниками для передачи образа
животных в различных материалах.
Выполнять наброски животных с натуры, по памяти и
представлению.
Выражать в художественно-творческой деятельности
своё эмоционально-ценностное отношение к образу
животного.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческохудожественной деятельности.
Сопоставлять изображения животных, выполненных
художниками в разных материалах и техниках.
Следовать в своей работе условиям творческого
задания.
Находить общее и различное.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Приводить примеры скульптурного изображения
домашних или диких животных в своем городе
Овладевать техникой и способами аппликации.
Создавать и изображать на плоскости средствами
аппликации и графическими средствами (цветные
карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка).
Продолжать
овладевать
навыками
работы
карандашами, кистью, ножницами.
Понимать и использовать особенности изображения
на плоскости с помощью цветового пятна (цветная
бумага).
Продолжать осваивать приёмы работы графическими
материалами.
Соблюдать
принцип
систематичности
и
последовательности в работе — от простого к
сложному.
Наблюдать за работой одноклассников
Познакомиться
с
происхождением
промысла
народной дымковской игрушки, элементами её
росписи.
Учиться лепить и украшать дымковские игрушки с
помощью цветного пластилина.
Познакомиться
с
техникой
создания
узора
дымковской росписи с помощью печаток, тычков
ватными палочками.
Развивать чувство ритма, цвета.
Выражать в художественно-творческой деятельности
своё эмоционально-ценностное отношение к народному
промыслу, интерес к народной игрушке.
Продолжаем совершенствовать свои умения в технике
лепки.
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Стр 74-76
Элект
нный
учебник

Стр 78-79
Элект
нный
учебник

Стр 80-85
Элект
нный
учебник

24

24.
Рисунок
«Птичказарянка»

2

25

25.Апплик 2
ация
«Сквореч
ник
на
березе»

26

26.
Аппликац
ия «Ваза»

3

27

27.
Рисунок.
«Ваза»

1

Продолжать овладевать навыками изображения в
объеме (скульптура)
Понимать, как прекрасен и многолик мир птиц.
Овладевать навыками поэтапного выполнения работы
— от простого к сложному.
Изображать живописными средствами птицу с
присущей ей расцветкой.
Овладевать
живописными
навыками
работы
акварелью.
Изображать предмет (птицу-зарянку), максимально
копируя форму предложенного учителем образца.
Понимать простые основы геометрии, симметрию.
Оценивать свою деятельность
Характеризовать
красоту
природы,
весеннее
состояние природы.
Характеризовать особенности красоты белоствольных
берез с молодыми зелёными листочками.
Рассматривать и сравнивать реальные скворечники
разных форм.
Овладевать навыками конструирования из бумаги.
Анализировать различные предметы (здания) с точки
зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять
и
конструировать
из
простых
геометрических
форм
(прямоугольников,
треугольников) изображения березы и скворечника в
технике аппликации.
Оценивать свою деятельность
Понимать выразительные возможности цветной
бумаги, используя её в технике аппликации.
Развивать наблюдательность.
Понимать значение слова «функциональность».
Уметь пользоваться шаблоном.
Получать опыт эстетических впечатлений.
Осваивать приёмы работы в технике аппликации.
Овладевать приёмами работы с бумагой.
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Сравнивать свою работу с работой других
Использовать образец для создания целой формы
изображаемого предмета — вазы.
Посмотреть, как использует образец твой товарищ.
Соотносить простую и сложную форму с опытом
зрительных впечатлений.
Видеть в сложной форме составляющие — простые
формы.
Воспринимать и анализировать форму предмета.
Если самостоятельно провести анализ сложно,
обратиться за помощью к учителю.
Создавать изображения на основе простых и сложных
форм Оценивать свою деятельность.
Сравнивать выполненную работу с работой
одноклассников

Стр 86-87
Элект
нный
учебник

Стр 88-89
Элект
нный
учебник

Стр 90-91
Элект
нный
учебник

Стр

92-93

Элект
нный
учебник

28

29

30

31

4-я четверть (18 ч)
Блок 9. «Красивые разные цветы».
Блок 10. «Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны»
28.Погово 1
Рассматривать картины художников, изображающих
рим
о
цветы.
цветах.
Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения
Цветы в
работ различными художниками.
работах
Рассказывать о цветах, изображаемых на картинах,
известных
знать названия цветов.
художник
Высказывать суждение о разнообразии приёмов и
ов
манер, техник при выполнении работ.
Объяснять смысл понятия «графика».
Определять, какие цвета использовал художник для
выполнения работы.
Учиться создавать образ (образ формы) и
необходимый цвет в процессе создания образа
(конкретного цветка)
29.Рисуно 1
Знать первые весенние цветы.
к
Уметь правильно закомпоновать и построить рисунок.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту
«Подснеж
ник»
природы.
Внимательно слушать рассказ учителя.
Изображать живописными средствами первый нежный
весенний цветок.
Характеризовать значимость влияния погоды на
настроение человека.
Овладевать
живописными
навыками
работы
акварелью.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю
30.Апплик 1
Воспринимать и эстетически оценивать красоту
природы.
ация.
Знать первые весенние цветы.
«Подснеж
Изображать средствами аппликации первый нежный
ник»
весенний цветок.
Характеризовать значимость влияния погоды на
настроение человека.
Овладевать живописными навыками работы в технике
аппликации.
Внимательно слушать рассказ учителя.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю
31.
2
Выполнять эскиз рисунка вазы с цветами.
Рисунок
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и
«Ваза
с
холодные, контрастные и сближенные) подойдут для
цветами»
передачи структуры материала для вазы (стекло) и
букета цветов.
Прорисовывать детали рисунка кистью гуашью, а фон
— акварельными красками.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческо-

Стр 94-95
Элект
нный
учебник

Стр 96
Элект
нный
учебник

Стр 96-97
Элект
нный
учебник

Стр 97
Элект
нный
учебник

32

32.
3
Аппликац
ия «Ваза с
цветами»

33

33.
Рисунок
«Кактус»

34

34.Открыт 3
ки
к
праздника
м весны.
Рисунок
«Открытк
а
к
празднику
»

35

35.
3
Рисунок
по
описанию
«В парке
весной»

36

36.
2
Зверюшки
и другие
игрушки.
лепка.

2

художественной деятельности
Понимать выразительные возможности цветной
бумаги, используя её в технике аппликации.
Осваивать приёмы аппликации.
Изображать, соблюдая правила композиции.
Развивать навыки работы в технике аппликации.
Создавать и изображать на плоскости средствами
аппликации заданный образ (ваза с цветами).
Закреплять навыки работы от общего к частному
Выполнять эскиз рисунка кактуса в горшке.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и
холодные, контрастные и сближенные) подойдут для
передачи структуры материала для горшка (глина) и
кактуса.
Соблюдать пропорции в процессе рисования.
Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными
красками.
Участвовать в подведении итогов творческой работы.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческохудожественной деятельности
Создавать открытку к определенному событию
(весенний праздник).
Приобретать навыки выполнения лаконичного
выразительного изображения.
Определять, какие цвета (темные и светлые, теплые и
холодные, контрастные и сближенные) подойдут для
передачи темы весны в открытке.
Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом
и размером.
Прорисовывать детали рисунка кистью акварельными
красками.
Работать максимально самостоятельно, если трудно,
обратиться за помощью к учителю
Выполнять многофигурную композицию «В парке
весной» согласно условиям.
Выделять характерные наиболее яркие черты в
поведении и внешности людей.
Выражать в творческой работе своё отношение к
весне, весеннему настроению.
Закреплять умение выделять главное в рисунке цветом
и размером.
Участвовать в подведении итогов творческих работ.
Обсуждать творческие работы одноклассников и
давать оценку результатам своей и их творческохудожественной деятельности
Развивать навыки работы с целым куском пластилина.
Развивать навыки работы в технике лепки.
Продолжать овладевать навыками изображения в
объеме (скульптура).
Знать, как называются разные части тела у собаки.

Стр 97
Элект
нный
учебник

Стр 98-99
Элект
нный
учебник

Стр
100101
Элект
нный
учебник

Стр
102103
Элект
нный
учебник

Стр 77
Элект
нный
учебник

Овладевать приёмами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание, защипление,
примазывание).
Закреплять навыки работы от общего к частному.
Оценивать критически свою работу, сравнивая её с
другими работами.
Выполнять работу, если не получается, посмотреть,
как делают другие
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение адаптированной
образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым образовательным
потребностям.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В
таких организациях создаются специальные условия для получения образования
указанными обучающимися.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования
специальных учебников по предмету «Изобразительное искусство», адресованных данной
категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора
учебного и дидактического материала (на I-ом этапе обучения преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками
с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебнометодической литературой и учебными материалами по всем основным учебным
предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования, в том числе по предмету «Изобразительное искусство».
Технические средства обучения(включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и
художественного творчества требует специальных и специфических инструментов
(ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в
процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим
большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для
развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла
(батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских.
6. Учебно-методическая и справочная литература
1. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват.
Организации, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/М.Ю.Рау,
М.А.Зыкова.-2-е изд. –М. :Просвещение, 2018.

2. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.
3. Коротеева, Е. Графика, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009. 129
4. Коротеева, Е. Живопись, первые шаги. – М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2009.
5. Кульневич, С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С.В. Кульневич, Т.П.
Лакоценина. – Волгоград: Учитель, 2002.
6. Никологорская, О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная пресса, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».