Рабочая программа по учебному предмету Музыка для 3 класса

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Музыка» – учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития

их музыкальных способностей,

мотивации к музыкальной

деятельности. Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

как

к

неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета
«Музыка»:
– накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства
и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
– приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления
от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к
слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной
деятельности и др.
– развитие способности получать удовольствие от музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
–

формирование

простейших

эстетических

ориентиров

и

их

использование в организации обыденной жизни и праздника.
– развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю,

игровой

направленностью,

эмоциональной

дополнительностью используемых методов.
Музыкально-образовательный

процесс

основан

на

принципе

индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи

обучения

комплексности

и

воспитания,

обучения,

оптимистической

доступности,

перспективы,

систематичности

и

последовательности, наглядности.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 3
класса
У детей с нарушениями интеллекта в связи с затруднениями в
осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования
смысловой догадки и узкостью поля зрения темп чтения примерно в два раза
медленнее,

чем

у

нормально

развивающихся

детей.

Наблюдается

значительная амплитуда колебания скорости чтения у отдельных учащихся.
Недостаточное

развитие

произносительной
пониженные

звукового

стороны

речи,

работоспособность

анализа
слабость

и

и

синтеза,

зрительного

внимание,

бедность

нарушение
восприятия,
словаря

и

несовершенство грамматического строя речи, затруднение в понимании
логических связей – всё это приводит к тому, что обучающиеся читают текст
со значительными искажениями. Часто пропускают слова, заменяют и
переставляют буквы и слоги, сливают конец одного слова с началом другого,
теряют строку.
Так же не соблюдают правильный темп, неправильно распределяют
дыхание, не контролируют силу голоса. Недостатки анализа и синтеза
мыслительной деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта,
бедность их жизненного опыта, несовершенство речевой практики приводят к
сложностям при осознании сюжетной канвы текста.
1.2. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в ГБОУ ЛО «Киришская школа интернат» на предмет «Музыка» отводится 1
час в неделю (34 ч/в год).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
В

содержание

программы

входит

овладение

обучающимися

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для

них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности:
восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на
музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного
теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности,
музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных
упражнений.
Восприятие

музыки

Репертуар

для

слушания:

произведения

отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская;
детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о
природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной
жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и
пр. 89
Слушание музыки:
– овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие

элементарных

представлений

о

многообразии

внутреннего

содержания прослушиваемых произведений;
–

развитие

эмоциональной

отзывчивости

и

эмоционального

реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по
своему характеру;
– развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
– развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
– развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и

в инструментальном произведении;
– развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
– ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
– знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.)
2.2. Связь учебного предмета с базовыми учебными действиями
Личностные

учебные

действия:

Положительное

отношение

к

окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с
ней и эстетическому ее восприятию; Сотрудничать со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные учебные действия: Входить и выходить из учебного
помещения со звонком; Ориентироваться в пространстве класса (зала,
учебного

помещения);

Пользоваться

учебной

мебелью;

Адекватно

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.); Работать с учебными принадлежностями
(инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; Активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников; Соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия: Пользоваться знаками, символами,
предметами-заместителями.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Освоение

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
3.1. Личностные результаты обучения
-

положительная мотивация к занятиям различными видами

музыкальной деятельности;
-

готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с

взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной
деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и
принятыми нормами социального взаимодействия;
-

готовность

к

практическому

применению

приобретенного

музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и
другими окружающими людьми;
-

осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной;

-

адекватная самооценка собственных музыкальных способностей;

-

начальные навыки реагирования на изменения социального мира;

-

сформированность

музыкально-эстетических

предпочтений,

потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений;
-

наличие

доброжелательности,

отзывчивости,

открытости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;
-

сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное

отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
3.2 Предметные результаты обучения
Занятия

музыкой

способствуют

достижению

обучающимися

следующих результатов:
Минимальный уровень:
-

определение содержания знакомых музыкальных произведений;

-

представления о некоторых музыкальных инструментах и их

звучании;
-

пение с инструментальным сопровождением и без него (с

помощью педагога);
-

выразительное совместное исполнение выученных песен с

простейшими элементами динамических оттенков;
-

правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое

произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
-

правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

-

различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания

песни;
-

различение песни, танца, марша;

-

передача

ритмического

рисунка

мелодии

(хлопками,

на

металлофоне, голосом);
-

определение

разнообразных

по

содержанию

и

характеру

музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
-

владение элементарными представлениями о нотной грамоте.

Достаточный уровень:
-

самостоятельное

исполнение

разученных

песен,

как

с

инструментальным сопровождением, так и без него;
-

представления обо всех включенных в Программу музыкальных

инструментах и их звучании;
-

сольное пение и пение хором с выполнением требований

художественного

исполнения,

с

учетом

средств

музыкальной

выразительности;
-

ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;

-

различение разнообразных по характеру и звучанию песен,

маршей, танцев;
-

знание

основных

средств

музыкальной

выразительности:

динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа

(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
-

владение элементами музыкальной грамоты, как средства

графического.
3.3 Организация проектной деятельности и учебноисследовательской деятельности обучающихся
Тема проекта: «Весёлые нотки»
Цель проекта: Создание условий для обучающихся в классе для
изготовления и оформления музыкальных нот по порядку.
3.4. Система оценки достижений планируемых результатов
Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»:
Отметка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый
интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен
различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить
музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые
песни; отвечает на вопросы о прослушанных произведениях.
Отметка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к
предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью
различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие
в хоровом пении; отвечает на вопросы о прослушанных произведениях с
незначительной помощью.
Отметка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на
знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные
инструменты, запоминает простейшие мелодии, исполняет их, способен
сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественноэстетических видов деятельности.
Отметка «2» не ставится.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Тема урока

Кол-во
часов
I раздел. Слушание музыки.
Вводный урок
Калинка. Русская
народная песня.
1
Оркестр им. Н.Е.
Осипова
(балалайка).
«Дружба школьных
лет»
Веселые
путешественники.
Из одноименного
1
кинофильма.
Музыка М.
Старокадомского,
слова С. Михалкова
Песенка Крокодила
Гены. Из
мультфильма
«Чебурашка».
1
Музыка В.
Шаинского, слова
А. Тимофеевского.
Нотная грамота –
это …?
Чему учат в школе.
Музыка В.
Шаинского, слова
М. Пляцковского.

1

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
1
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
II раздел. Музыкальная предметно-развивающая среда.
6.

«Песенки для детей
№ 1» (музыкальный
альбом).

1

ЭОР

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

В. Моцарт. Аллегро.
Из «Маленькой
ночной серенады»,
М.Теодоракис.
Сиртаки.
Знакомство с
музыкальным
инструментом и его
звучанием:
саксофон.
Р.Паулс. Мелодия.
Из кинофильма
«Долгая дорога в
дюнах» (саксофон).
Обобщение по теме:
«Дружба школьных
лет»
Повторение нот,
изготовление нот.
Почему медведь
зимой спит?
Музыка Л.
Книппера, слова А.
Коваленкова.
Новогодняя.
Музыка А.
Филиппенко, слова
Г. Бойко.
Три поросенка.
Музыка М.
Протасова, слова Н.
Соловьевой.
Кабы не было зимы.
Из мультфильма
«Зима в
Простоквашино».
Музыка Е.
Крылатова,
Бу-ра-ти-но. Из
телефильма
«Приключения

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
1

1

1

1

1

1

1

1

1

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в

16.

17.

18.

Буратино». Музыка
А. Рыбникова, слова
Ю. Энтина.
Облака. Из
мультфильма
«Трям!
Упражнения на
выполнение детьми
простейших
движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими»
жестами.
Упражнения на
выполнение детьми
простейших
движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими»
жестами.
Обобщение по теме:
«Что такое Новый
год?»

I раздел. Слушание музыки.
19. «Будем в армии
служить» Стой, кто
идет? Музыка
В.СоловьеваСедого, слова С.
Погореловского.
20. Звуки природы.

цифровом виде; электронные
энциклопедии.

1

1

1

1

1
21.

22.

Динамические
оттенки.
Повторение нотной
грамоте.

1

1

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в

23.

24.

Бескозырка белая.
Музыка народная,
слова
З.Александровой.
Дудочка,
свистулька.

1

1

цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.

«Мамин праздник»
Праздничный вальс.
Музыка А.
1
Филиппенко, слова
Т. Волгиной.
26. Белые кораблики.
Подборка музыкальных и
Из мультфильма
художественных произведений в
«Площадь
цифровом виде; электронные
картонных часов».
1
энциклопедии.
Музыка В.
Шаинского, слова
Л. Яхнина.
27. П.И. Чайковский.
Подборка музыкальных и
Вальс цветов. Из
художественных произведений в
балета
цифровом виде; электронные
1
«Щелкунчик».
энциклопедии.
Ф. Шуберт. Аве
Мария.
28. «Пойте вместе с
Подборка музыкальных и
нами»
художественных произведений в
Пойте вместе с
цифровом виде; электронные
1
нами. Музыка и
энциклопедии.
слова А.
Пряжникова.
II раздел. Музыкальная предметно-развивающая среда.
29. Мир похож на
Подборка музыкальных и
цветной луг. Из
художественных произведений в
мультфильма
цифровом виде; электронные
«Однажды утром».
энциклопедии.
1
Музыка В.
Шаинского, слова
М. Пляцковского.
25.

30.

31.

32.

33.

Крылатые качели.
Из телефильма
«Приключения
Электроника».
Музыка Е.
Крылатова, слова
Ю. Энтина.
Музыкально –
дидактические
игры. Погремушки.
Обобщение по теме:
«Пойте вместе с
нами»

1

1

1

Обобщающий урок.
2

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.

Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».