Рабочая программа по учебному предмету Мир природы и человека для 4 класса

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности использованию
знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа
для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который
находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать,
обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь. На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать, находить
сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы
помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными
изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают
внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цель обучения заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи обучения:
- уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её
элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические
данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит
детей бережному отношению к природе.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам,
который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном

виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных
ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и
т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации
знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой,
коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета
познания, преемственность изучаемых тем.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Мир природы и человека» реализуется через:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
художественной литературы и искусства;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
• применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
• применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
• выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность
обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической
проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
• установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего развития
и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон психики:
моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е.
восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его
сравнения.

Для мышления учащихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей степени те
же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность имеющихся
представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их
установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затрудненность
обобщений. Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они могут установить
различия между отдельными предметами; при обучении способны объединить предметы в
определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия между отдельными
предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах конкретного; при
необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся беспомощными.
Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с большим трудом,
часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого обобщения. Такие
дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в определенной
последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без учета
изображенного содержания. С особой яркостью недостатки мышления умственно отсталых
детей проявляются при обучении грамоте или счету. Такие дети могут научиться чтению,
однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Воспитанники не могут обобщить
прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия, из-за чего
предложения текста оказываются логически не связанными между собой. Допущенных
ошибок дети не замечают, и, соответственно, не могут их исправить. Это говорит о
неосознанном, механическом усвоении материала.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Мир природы и
человека» отводится 2 часа в неделю (68ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
«Мир природы и человека» входит в обязательную часть для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями в предметную область «Естествознание» и служит для
изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология»,
«География».
Сезонные изменения в природе .
Обобщение полученных знаний о влиянии Солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года,
закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав),
иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года
Неживая природа .
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы
Живая природа.
Растения .
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула,

зверобой.
Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля:
рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни
человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка.
Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные .
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы.
Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за
ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними
уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек .
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды,
воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк.
Заповедник.
Лесничество.
Безопасное поведение .
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы
светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение
взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
2.2. Связь учебного предмета «Мир природы и человека» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Мир природы и человека», однако в наибольшей мере предмет «Мир природы и человека»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
• доброжелательно относиться, сопереживать.
• конструктивно взаимодействовать с людьми.
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
• уважительно и бережно относиться к людям труда;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• формировать положительное отношение к окружающей действительности;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических
и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные учебные действия:
• выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
• дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,
который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся,
коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь
учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в
речь.
На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с предметами и явлениями
в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных
чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать, находить сходство и
различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за
погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем
мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи
между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные

данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках мир природы и человека в 4 классе формируются следующие личностные
результаты:
• осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
• адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;
• способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах в организации обучения;
• способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
• владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
жизни, в окружающем мире;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
• осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание предмета «Мир природы и человека»;
• осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
• овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
• правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
• различать объекты живой и неживой природы;
• выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
• называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
• называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
• соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный уровень:
• правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
• различать объекты живой и неживой природы;
• выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
• называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
• называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
• соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
• Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
• овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и
явлениями природы;
• узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

•

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным
признакам;
• знание правил гигиены, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Цель: обучения заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой
природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и
человека.
Задачи проекта:
• сформировать представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об
основных её элементах;
• научиться работать с дополнительными источниками информации;
• научиться применять в работе ИКТ-технологии;
• сформировать навыки публичного выступления;
• расширить кругозор в области географии, биологии, экологии, истории и культуры
России.
Этапы проекта:
• Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его реализации.
• Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.
• Итоговый: защита докладов.
Итоги проекта:
• формирование познавательного интереса в области географии, биологии, экологии;
• разработка продуктов проекта (мультимедийные презентации, брошюры, буклеты и
т.д.) по выбранной теме.
• публичное выступление и защита докладов по выбранным темам.
Темы проектов для выбора учениками:
• Свойство воды.
• Вода на Земле.
• Виды почв
• Лекарственные растения
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью

(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система
оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает
его смысла, помощь педагога не принимает.
1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в
процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной
ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагога.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных
случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.
4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно,
хорошо использует незначительную помощь педагога.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой ситуации,
способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает
вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по следующей
шкале:
0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации.
Для контроля и учёта предметных достижений обучающихся используются следующие
формы:
Поурочный контроль:
Практическая работа. Работа по карточке. Работа с картами. Работа в тетради на
печатной основе. Самостоятельная работа. Устный опрос. Проведение наблюдений.
Проектная деятельность.
Периодический (тематический) контроль:
Контрольный тест. Проверочная работа. Коллективный проект.
Критерии для оценивания письменных ответов:
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения измерений; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы;
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
было допущено два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
Отметка "3" ставится, если ученик:
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части;
провел работу с помощью учителя;
Оценка самостоятельных письменных работ
Отметка "5"ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета; не более двух-трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов;
при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки,
которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять знания,
нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и
заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися БУД осуществляется на
основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений всех участников образовательного процесса (педагоги,
родители, обучающиеся) в конце учебного года и заносится в индивидуальные дневники
наблюдения обучающихся.
Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
любых ситуациях.
Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по
замечанию учителя.
Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет
действия по указанию учителя.

Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию
учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
Сезонные изменения в природе.
1. Влияние Солнца на смену времен
года. Признаки осени.

Кол-во
часов
2

ЭОР
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2.

Растения и животные осенью

2

3.

Признаки зимы

2

4.

Растения и животные зимой

2

5.

Труд людей зимой

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

6.

Признаки весны

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

7.

Труд людей осенью и весной

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

8.

Растения и животные летом

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

9.

Труд людей летом. Обобщающий
тест к разделу Сезонные изменения
в природе

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

(мультимедийная учебная
презентация).
Неживая природа.
10. Почва.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

11.

Обработка почвы.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

12.

Песок и глина

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

13.

Рельеф. Тест к разделу: Неживая
природа

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Живая природа. Растения.
14. Растения.

15.

Лес.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

16.

Сад.

3

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

17.

Лекарственные растения.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

18.

Растения полей.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

(мультимедийная учебная
презентация).
3

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Животные.
20. Домашние животные

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

21.

Домашние животные

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

22.

Птицы.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

23.

Дикие и домашние животные

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

24.

Насекомые. Опрос по разделу
Животные

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

19.

Парки. Опрос по разделу Живая
природа. Растения.

Человек.
25. Человек.

26.

Профилактика травм головного
мозга

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

27.

Режим дня.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

(мультимедийная учебная
презентация).
28.

Профилактика переутомления

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

29.

Загрязнение воздуха, воды, почвы

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

30.

Заповедник.
Человек.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Тест:

к

разделу

Безопасное поведение.
31. Правила поведения в быту, в
школе

32.

ПДД.

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

33.

Транспорт.
Тест: к разделу Безопасное
поведение

1

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

34.

Тест: к разделу Безопасное
поведение

1

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».