Рабочая программа по учебному предмету Мир природы и человека для 2 класса

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности
использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как
биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,
который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть,
сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать
несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию
аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь. На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать,
находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические
работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и
сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире,
развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Цель обучения предмета заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека.
Задачи обучения :
• уточняет представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных
её элементах;
• расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
• вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные
• описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
• формирует знания учащихся о природе своего края;
• формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека,
учит детей бережному отношению к природе.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания предмета «Мир природы и человека» учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой
регуляции,
поведения
младших
школьников
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в

натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных
учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных
задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций
и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в
игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Мир природы и человека» реализуется через:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих
текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам,
произведениям художественной литературы и искусства;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
• применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
• применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
• выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е.
восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его
сравнения.

Для мышления учащихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей степени
те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность
имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей,
трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная
затрудненность обобщений. Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они
могут установить различия между отдельными предметами; при обучении способны
объединить предметы в определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия
между отдельными предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах
конкретного; при необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся
беспомощными. Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с
большим трудом, часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого
обобщения. Такие дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в
определенной последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без
учета изображенного содержания. С особой яркостью недостатки мышления умственно
отсталых детей проявляются при обучении грамоте или счету. Такие дети могут научиться
чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Воспитанники не могут
обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия,
из-за чего предложения текста оказываются логически не связанными между собой.
Допущенных ошибок дети не замечают, и, соответственно, не могут их исправить. Это
говорит о неосознанном, механическом усвоении материала.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Мир природы и
человека» отводится 2 часа в неделю (68ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Раздел «Неживая природа» посвящён изучению воды, её свойств и значения в жизни
природы. Работа осуществляется с учётом познавательных возможностей учащихся, опыты
проводятся учителем.
При изучении раздела «Сезонные изменения в природе» используются знания, полученные
при изучении воды, поэтому рекомендуется изучение этого материала в начале учебного года. В
процессе работы по изучению сезонных изменений в природе повторяется материал первого года
обучения, прежде всего роль солнца в смене времён года, но материал расширяется и
дополняется, вводятся новые признаки времён года и изменений в жизни растений и животных.
Учащиеся знакомятся с такими явлениями как заморозки, снегопад и т.д.
Изучая тему «Растения» следует обратить внимание на разнообразие растений, их
приспособление к разным условиям жизни и временам года. При этом у учащихся формируются
первичные представления о влаголюбивых, тенелюбивых растениях, плодах, семенах растений,
расширяется словарный запас.
Работая над разделом «Животные» следует обратить внимание на взаимосвязь внешнего
вида животных, их повадок со средой обитания, приспособлению к изменению в природе.
Раздел «Человек» предполагает формирование у учащихся элементарных представлений о
строении и работе пищеварительной системы человека.
В процессе обучения необходимо использовать различные игровые ситуации. Уроки должны
стать интересны ребенку, приносить радость, уверенность в своих силах.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца.
Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов,
потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые
дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб,
сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения
за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов.
Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Словарь: утро, день, вечер, ночь, сутки, похолодание, мороз, заморозки, пасмурно,
листопад, гербарий, снегопад, сосульки, оттепель, капель, туча, ливень, гроза
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода
горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Словарь: прозрачная, текучая, температура, термометр, лед, пар
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха,
воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными
растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в
питании человека.
Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в
питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Словарь: корень, стебель, лист, цветок, влаголюбивые, светолюбивые, корнеплод,
клубень, грядки, витамины
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид,
питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для
жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда
обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Словарь: звери, птицы, рыбы, насекомые, домашние, дикие, голова, туловище, крылья,
плавники, лапы, хвост: шерсть, перья, чешуя, окраска детеныши, птенцы, мальки, икринки
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Словарь: гигиена, утренняя гимнастика, молочные, рыбные, мясные продукты, завтрак,
обед, полдник, ужин.
2.2. Связь учебного предмета «Мир природы и человека» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Мир природы и человека», однако в наибольшей мере предмет «Мир природы и человека»
способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
• доброжелательно относиться, сопереживать.
• конструктивно взаимодействовать с людьми.
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
• уважительно и бережно относиться к людям труда;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• формировать положительное отношение к окружающей действительности;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные учебные действия:
• выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
• дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
2.3.
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,
который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности
учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь.
На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с предметами и
явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать,
находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения
за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об
окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные
данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции,
поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.
На уроках мир природы и человека во 2 классе формируются следующие
личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы «Мир природы и человека» формируются по
следующим направлениям:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в
коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
3. овладение навыками коммуникации;
4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной
организации;
5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей .

3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
иметь представления об изученных объектах и явлениях;
различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;
ухаживать за комнатными растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
различать изученных диких и домашних животных, рыб;
различать признаки времён года;
выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
правильно называть изученные объекты и явления;
различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными
растениями;
различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут,
как используются человеком;
различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
выполнять элементарные гигиенические правила;
различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в
природе;
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Цель: обучения заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи проекта:
• сформировать представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об
основных её элементах;
• научиться работать с дополнительными источниками информации;
• научиться применять в работе ИКТ-технологии;
• сформировать навыки публичного выступления;
• расширить кругозор в области географии, биологии, экологии, истории и культуры
России.
Этапы проекта:
• Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его
реализации.
• Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.

• Итоговый: защита докладов.
Итоги проекта:
• формирование познавательного интереса в области географии, биологии, экологии;
• разработка продуктов проекта (мультимедийные презентации, брошюры, буклеты и
т.д.) по выбранной теме.
• публичное выступление и защита докладов по выбранным темам.
Темы проектов для выбора учениками:
• Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
• Кошка и рысь Породы кошек.
• Питание человека
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет
не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система
оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает
его смысла, помощь педагога не принимает.
1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в
процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной
ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагога.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных
случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.
4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно,
хорошо использует незначительную помощь педагога.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой
ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти
не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа
делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по
следующей шкале:
0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся в ходе текущего контроля,
промежуточной и итоговой аттестации.
Система оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия II-го класса, т.е. в тот
период, когда у обучающихся сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и
счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них становится привычной, и они могут ее
организовывать под руководством учителя.

Промежуточная аттестация обучающихся 2 класса осуществляется без фиксации их
достижений в классном журнале в виде отметок, но дается качественная оценка уровня
усвоения предметных результатов, отражающаяся в дневниках наблюдений. Результат
продвижения обучающихся в обучении определяется на основе анализа их продукти
Для контроля и учёта предметных достижений обучающихся используются
следующие формы:
Поурочный контроль:
Практическая работа. Работа по карточке. Работа с картами. Работа в тетради на
печатной основе. Самостоятельная работа. Устный опрос. Проведение наблюдений.
Проектная деятельность.
Периодический (тематический) контроль:
Контрольный тест. Проверочная работа. Коллективный проект.
Критерии для оценивания письменных ответов:
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения измерений; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы;
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
было допущено два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного
недочета,
Отметка "3" ставится, если ученик:
работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части;
провел работу с помощью учителя;
Оценка самостоятельных письменных работ
Отметка "5"ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил:
не более двух грубых ошибок; не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного
недочета; не более двух-трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов;
при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он:
обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать,
обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять
знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися БУД осуществляется
на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой
процедуру оценки результатов на основе мнений всех участников образовательного
процесса (педагоги, родители, обучающиеся) в конце учебного года и заносится в
индивидуальные дневники наблюдения обучающихся.
Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
любых ситуациях.
Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по
замечанию учителя.
Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет
действия по указанию учителя.
Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по
указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной
задачей.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
Сезонные изменения в природе.
1. Влияние Солнца на смену времен
года

Кол-во
часов
2

2.

Сутки. Долгота дня зимой и летом

2

3.

Занятия семьи в течение суток.
Телефоны экстренных служб.
Звонок по телефону

2

4.

Осень

2

ЭОР
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).
ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

5.

Растения и животные осенью

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

6.

Занятия людей осенью. Правила
поведения на улице

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

7.

Зима

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

8.

Растения и животные зимой

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

9.

Занятия людей зимой

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

10.

Весна

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

(мультимедийная учебная
презентация).
11.

Растения и животные весной

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

12.

Занятия людей весной

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

13.

Лето

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

14.

Растения и животные летом

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

15.

Занятия людей летом.
Профилактика укусов насекомых

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Неживая природа
16. Вода. Вода в природе.

17.

Вода горячая и холодная.
Температура воды

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

18.

Значение воды. Правила
обращения с горячей водой (в
кране, чайнике)

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП

Живая природа. Растения
19. Части растений. Жизнь растений

(мультимедийная учебная
презентация).
20.

Растения: влаголюбивые и
засухоустойчивые, Светолюбивые
и тенелюбивые растения

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

21.

Комнатные растения. Уход за
комнатными растениями

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

22.

Овощи. Огород. Овощи в питании
человека

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

23.

Сад. Фрукты. Фрукты в питании
человека

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

24.

Уход за растениями сада и
огорода. Правила безопасного
использования садового
инструмента

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

Животные
25. Дикие и домашние животные

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

26.

Кошка и рысь Породы кошек

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

27.

Собака и волк. Породы собак

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

28.

Правила Поведения при контакте с
домашними животными

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

29.

Рыбы

Человек
30. Тело человека

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

31.

Органы пищеварения

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

32.

Питание человека

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

33.

Правила питания

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).

34.

Профилактика отравлений

2

ЭФУ (Электронная форма
учебника, тетради. МУП
(мультимедийная учебная
презентация).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».