Рабочая программа по учебному предмету Чтение для 6 класса

1

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по Чтению (литературному чтению) построена на коммуникативноречевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид
речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим
придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором),
развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать
в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать
текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает
комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания
школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет
учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты
литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет
коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной
деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Актуальность изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)» заключается в том,
что он стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует их умственному
развитию. Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции
обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации,
социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье
и социуме. Содержание и специфика программы учитывает необходимость следования
принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении
произведения, интересные для чтения. На уроках чтения, кроме совершенствования техники
чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое
внимание развитию речи учащегося и его мышлению. Учащийся учится отвечать на
поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного текста. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать
их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Цель обучения: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
 совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
 развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Чтение (литературное чтение)» реализуется
через:
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

2













— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в
данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым лицам, произведениям художественной
литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного
задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими
обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь взрослого.
Так, на уроках чтения ученики, включенные в I группу, достаточно легко овладевают
первоначальными навыками чтения. Они хорошо понимают содержание прочитанных
текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным
местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по
плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с
единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном их
развитию уровне эти школьники овладевают устной речью.
3

Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
На уроках чтения они допускают больше ошибок в чтении, самостоятельно найти их
и исправить затрудняются. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить
пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной речью, но в то же
время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих
вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное
осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются
в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения
материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных
знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой
способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения
задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они
не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют
задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в
определенной мере осознанном процессе усвоения.
Трудности обучения чтению у детей этой группы проявляются, прежде всего там, где
требуется аналитико-синтетическая деятельность. Формирование связной устной речи у этих
школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания
отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения. Восприятие содержания у них
носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не
усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается
искаженно. При изложении выученного текста обучающиеся затрудняются отграничить
новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от
второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность
воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями
запоминания, низкой способностью обучающихся к анализу и обобщению, неумением
устанавливать причинно-следственные зависимости.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно.
Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать
выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого
задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно,
4

другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им
требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее
задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем
предлагается программой вспомогательной школы.
Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения.
Они допускают много ошибок. Особенно их затрудняет понимание читаемого. Школьники с
трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинноследственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная
устная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным
искажением смысла.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого
объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в
обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников
специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение
ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Чтение
(литературное чтение)» отводится 4 часа в неделю (136 ч/в год). Сроки реализации
программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества
(былина). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных
писателей XIX - XX вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах
во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: авторские сказки, былины, рассказы, рассказы-описания,
стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, рассказ,
стихотворение);
диалог, произведение;
герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
5

стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения
(коллективное или с помощью педагогического работника).
2.2. Связь учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Чтение (литературное чтение)», однако в наибольшей мере предмет «Чтение (литературное
чтение)» способствует формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом
специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и
т.п.);
 использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
 использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно
воспринимать окружающий мир,
его
временнопространственную организацию;
6



использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Программа преподавания предмета «Чтение (литературное чтение)» предусматривает
повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от класса к
классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных
знаний по учебному предмету:
- «Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады»;
- «Литературные сказки»;
- «Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы».
В 5-9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому
используется тематический принцип подбора литературного материала. Произведения
становятся более объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт
предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения,
представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор,
произведения русской классической и современной литературы, а также произведения
зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением
художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями,
посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие
познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание
нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и
прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах
школьников. Значительное место занимают доступные пониманию детей с
интеллектуальными нарушениями произведения о жизни и творчестве классиков
литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках Чтения (литературного чтения) в 6 классе формируются следующие
личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7



способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
 правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
 определение темы произведения (под руководством педагогического работника);
 ответы на вопросы педагогического работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
 участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством педагогического работника текста;
 пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
педагогического работника);
 выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
 установление последовательности событий в произведении;
 определение главных героев текста;
 составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам педагогического работника;
 нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью педагогического работника;
 заучивание стихотворений наизусть (4 - 6);
 самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
 правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
 ответы на вопросы педагогического работника своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
 определение темы художественного произведения;
 определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
 самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
 формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагогического работника);
 различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
 определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью педагогического работника);
8






пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью педагогического работника); самостоятельное чтение художественной
литературы;
знание наизусть 8 - 9 стихотворений.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
 слушание объяснений учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
 отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов, высказывание своего мнения;
 выполнение заданий;
 наблюдение;
 анализ проблемных ситуаций;
 работа с учебником, раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
 проектная деятельность;
 осуществление самопроверки, взаимопроверки;
 оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование метода проекта в работе с обучающимися с интеллектуальной
недостаточностью имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и
прежде всего, ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатками
интеллекта и на коллективную деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет
традиционную систему, а органично дополняет и расширяет её. Проект ценен тем, что в ходе
его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт
познавательной и учебной деятельности. Поэтому все этапы подготовки и планирования
обучающиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала
учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности,
формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности
между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа
выполняется обучающимися самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а
отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Особенность проекта на уроках заключается и в том, что работа ведется по двум
направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая,
самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Во-вторых – это нравственный
аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм,
сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на закрепление знаний и
практических умений обучающихся. Качество выполнения проекта зависит от того,
насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы.
Это, своего рода, контрольная работа. Варианты проектов могут быть различными. Проект
может выполняться как индивидуально, так и группой обучающихся. В работе над проектом
могут использоваться методы: активные, интерактивные, игровые, исследовательская
деятельность, метод творческого самовыражения. Продуктами проектной деятельности
обучающихся на уроках чтения (литературного чтения) могут быть: инсценировки и
спектакли к произведениям, презентации, самодельные книги, поделки, рисунки,
собственные стихотворения, сказки, рассказы и др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
9

Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой
чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце
урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.
Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе
фронтальной работы вызываются чаще других обучающихся класса, их ответы должны быть
более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Критерии для оценивания техники чтения:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и
передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, правильно,
выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки
при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с
помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при
10

передаче содержания;
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам, недостаточно
правильно, выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки
препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную
мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы
и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения.
Отметка «2» не ставится.
Оценка выполнения практического задания по разделу «Чтение (литературное
чтение)» в ходе комплексной экзаменационной работы по окончании 9 класса,
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
I раздел. Моя Родина
1. В. Песков «Отечество».
2. М. Ножкин «Россия».
3. Чтение наизусть. М. Ножкин «Россия».
4. М. Пришвин «Моя Родина»
5. Обобщающий урок по разделу: «Моя
Родина».
II раздел. Золотая осень
6. В. Бианки «Сентябрь».
7. И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
8. Чтение наизусть. И. Бунин «Лес, точно терем
расписной».
9. Ю. Качаев «Грабитель».
10. Б. Житков «Белый домик». Поведение детей.
11. Б. Житков «Белый домик». Преодоление
детьми трудностей.
12. А. Белорусец «Звонкие ключи». Жизнь
мальчика в деревне.

Кол-во
часов

ЭОР

1
1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник
11

А. Белорусец «Звонкие ключи». Решение
мальчика.
14. А. Белорусец «Звонкие ключи». Испытание
мальчика в ночном лесу.
15. К. Паустовский «Заячьи лапы». Ваня у
ветеринара.
16. К. Паустовский «Заячьи лапы». Помощь
Карла Петровича.
17. К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказ деда.
18. И. Тургенев «Осенний день в берёзовой
роще».
19. Е. Носов «Хитрюга». Просьба сына.
20. Е. Носов «Хитрюга». Таинственное
появление ежа.
21. В. Бианки «Октябрь».
22. Обобщающий урок по разделу: «Золотая
осень».
III раздел. Великая радость – работа
23. С. Михалков «Будь человеком».
24. Б. Заходер «Петя мечтает».
25. Чтение наизусть. Б. Заходер «Петя мечтает».
26. По Д. Биссету «Слон и муравей».
27. По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
28. Дж. Родари «Как один мальчик играл с
палкой». Знакомство Клавдио со стариком.
29. Дж. Родари «Как один мальчик играл с
палкой» Игры мальчика с палкой.
30. Дж. Родари «Пуговкин домик». Мечта
Пуговки.
31. Дж. Родари «Пуговкин домик». Доброта
Пуговки.
32. Обобщающий урок по разделу: «Великая
радость – работа».
IV раздел. Страницы истории
33. Былина «Илья Муромец и СоловейРазбойник».
34. Ф. Глинка «Москва» (в сокращении).
35. В. Бианки «Ноябрь».
36. По А.Алексееву «Без Нарвы не видать моря».
37. По А. Алексееву «На берегу Невы». Поездка
с Меньшиковым.
38. По А. Алексееву «На берегу Невы». Решение
Петра I.
39. По А. Алексееву «Медаль». Орден Суворова.
40. По А. Алексееву «Гришенька». Орден
Кутузова.
41. Е. Холмогорова «Серебряный лебедь».
42. Е. Холмогорова «Боевое крещение».
43. Е. Холмогорова «День рождения
Наполеона».
44. Е. Холмогорова «В дни спокойные».
45. Обобщающий урок по разделу: «Страницы
истории».
V раздел. Что такое хорошо и что такое плохо
13.

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1
1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

12

По Н.Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Особенности героев.
47. По Н.Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Неудачные сочинения Незнайки.
48. Внеклассное чтение. Н.Носов «Заплатка».
49. Внеклассное чтение. Н.Носов «Фантазёры».
50. Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль.
51. Е. Пермяк «Тайна цены». Корень ценностей.
52. По переводу Д.Гальпериной «Здравствуйте»
(в сокращении).
53. Обобщающий урок по разделу: «Что такое
хорошо и что такое плохо».
VI раздел. Здравствуй, гостья – Зима
54. В. Бианки «Декабрь».
55. Е. Благинина «Новогодние загадки».
56. А. Никитин «Встреча зимы».
57. А. Дорохов «Тёплый снег».
58. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
59. Чтение наизусть. А. Пушкин «Вот север,
тучи нагоняя…»
60. Д. Хармс «Пушкин». Детские годы Пушкина.
61. Д. Хармс «Пушкин». Знакомство с
Державиным.
62. В. Бианки «Январь»
63. Х.-К. Андерсен «Ель». Мечты Ёлочки.
64. Х.-К. Андерсен «Ель». Рождество Ёлочки.
65. Х.-К. Андерсен «Ель». Жизнь на чердаке.
66. Х.-К. Андерсен «Ель». Несбыточные мечты
Ёлочки.
67. А. Чехов «Ванька».
68. И. Никитин «Весело сияет месяц над
селом…» (отрывок)
69. И. Суриков «Белый снег пушистый»
70. Чтение наизусть. И. Суриков «Белый снег
пушистый»
71. М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка.
72. Ю. Рытхэу «Пурга».
73. Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».
74. В. Бианки «Февраль».
75. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Отношение Мачехи и дочери к Падчерице.
76. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Отношение Месяцев к Падчерице.
77. По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (1
часть).
78. По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (2
часть).
79. По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (3
часть).
80. По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (4
часть).
81. По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (5
часть).
46.

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1
1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

13

По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (6
часть).
83. По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (7
часть).
84. По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» (8
часть).
85. Обобщающий урок по разделу «Здравствуй,
гостья Зима».
VII раздел. Весна-красна
86. С. Смирнов «Первые приметы»
87. Чтение наизусть. С. Смирнов «Первые
приметы»
88. В. Бианки «Март»
89. В. Песков. «Весна идёт»
90. М. Пришвин «Жаркий час»
91. Г. Скребицкий «Весенняя песня». Желание
птиц помочь Весне.
92. Г. Скребицкий «Весенняя песня». Помощь
жаворонка.
93. В. Жуковский «Жаворонок»
94. Чтение наизусть. В. Жуковский «Жаворонок»
95. А. Толстой «Детство Никиты»
96. А. Твардовский «Как после мартовских
метелей».
97. А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой…».
98. Внеклассное чтение. Ф.Тютчев «Весенняя
гроза».
99. В. Бианки «Апрель».
100. К. Паустовский «Стальное колечко».
Подарок Варюше от бойцов.
101. К. Паустовский «Стальное колечко». Варина
беда.
102. К. Паустовский «Стальное колечко».
Ожидание весны и радости Варюши.
103. Обобщающий урок по разделу «Веснакрасна».
VIII раздел. Рассказы о животных
104. По В. Астафьеву «Злодейка».
105. По Е. Барониной «Рассказы про зверей».
Обитатели зоосада.
106. По Е. Барониной «Рассказы про зверей».
Приёмы ветеринара при лечении больных
животных.
107. В. Драгунский «Кот в сапогах». Создание
костюма «Кота в сапогах»
108. В. Драгунский «Кот в сапогах». Настоящая
дружба ребят.
109. Д. Хармс «Заяц и Ёж».
110. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
111. Внеклассное чтение. Е.Чарушин «Друзья»
112. По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».
Дружба мангуста.
113. По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».
Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
82.

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1
1

Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

Электронный учебник

14

114. По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».
Избавление мангуста от Карайт.
115. По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».
Битва с Нагом.
116. По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».
Битва с Нагайной.
117. По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави».
Победа мангуста.
118. Обобщающий урок по разделу «Рассказы о
животных».
IX раздел. Рассказы, сказки, стихи для детей
119. В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на
лету…»
120. Чтение наизусть. В. Набоков «Дождь
пролетел и сгорел на лету…»
121. В. Бианки «Май»
122. М. Дудин «Наши песни спеты о войне»
123. В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Аня по
прозвищу Брунька.
124. В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Совет
Ани от лени.
125. В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Совет
Ани от трусости.
126. В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Заветная
мечта Бруньки.
127. По К.Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками». Знакомство композитора с Дагни.
Обещание Э. Грига.
128. По К.Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками». Ожидание долгожданной
встречи.
129. По К.Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками». Получение удивительного
подарка.
130. По А. де Сент – Экзюпери «Маленький
принц». Разочарование Маленького принца.
131. По А. де Сент – Экзюпери «Маленький
принц». Встреча с Лисом.
132. В. Астафьев «Зорькина песня»
133. Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка
весел…»
134. Обобщающий урок по разделу «Рассказы,
сказки, стихи для детей».
135. Итогово-обобщающий урок по изученным
произведениям в 6 классе.
X раздел. Проектные работы
136. Проектная работа по теме «Весёлые рифмы»
Итого: 136 часов

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1
1

Электронный учебник
Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

Электронный учебник

1

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».