Рабочая программа по учебному предмету Чтение для 4 класса

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению составлена в соответствии с АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
учебно-методическим комплектом «Чтение. 4 класс» (авторы-составитель С.Ю. Ильина).
Уроки чтения и развития речи являются действенным средством нравственного,
эстетического и экологического воспитания умственно отсталых обучающихся. Именно
на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с
историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
Сила воспитательного воздействия произведения зависит от его эмоциональной
выразительности, от умения учителя довести ее до детей, связать с конкретными детскими
переживаниями. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие
обучающихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о
людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых
объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Кроме того,
расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных
школьникам слов. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей.
Актуальность изучения предмета «Чтение» заключается в том, что он стимулирует
познавательную деятельность учащихся, способствует их умственному развитию.
Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции
обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации,
социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в
семье и социуме. Содержание и специфика программы учитывает необходимость
следования принципу практической направленности обучения, что побуждает
использовать в обучении произведения, интересные для чтения.
Цель: выработка осознанного, правильного навыка чтения, развитие связной речи.
Задачи:
• научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию
текст вслух и про себя;
• научить обучающихся осмысленно воспринимать прочитанное;
• повысить уровень общего и речевого развития обучающихся.
• выявить особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в обучении чтению и развитию речи;
• осуществить индивидуально ориентированную педагогическую помощь в
обучении чтению и развитию речи обучающимся с умственной отсталостью с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
• формировать нравственные качества обучающихся, читательскую
самостоятельность и культуру.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Чтение» реализуется через:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих
текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам,
произведениям художественной литературы и искусства;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных

отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
• применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
• применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
• выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Общими чертами для всех детей с нарушением интеллекта помимо их позднего
развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон
психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.
Для детей данной категории характерно поверхностное, глобальное восприятие, т.е.
восприятие предметов в целом, они не применяют анализа воспринимаемого материала, его
сравнения.
Для мышления учащихся с нарушением интеллекта характерны еще в большей степени
те же черты, что и для сенсорной деятельности: беспорядочность, бессистемность
имеющихся представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей,
трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная
затрудненность обобщений. Дети способны лишь к самым элементарным обобщениям. Они
могут установить различия между отдельными предметами; при обучении способны
объединить предметы в определенные группы (одежда, животные и др.). Однако различия
между отдельными предметами и явлениями устанавливаются ими только в пределах
конкретного; при необходимости отвлечения от конкретной ситуации они становятся
беспомощными. Понятийные обобщения у детей с нарушением интеллекта образуются с
большим трудом, часто заменяются ситуационными обобщениями или отказом от всякого
обобщения. Такие дети не могут расположить по порядку картинки, на которых в
определенной последовательности изображены события; они кладут их беспорядочно, без
учета изображенного содержания. С особой яркостью недостатки мышления умственно
отсталых детей проявляются при обучении грамоте или счету. Такие дети могут научиться
чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Воспитанники не могут
обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия,
из-за чего предложения текста оказываются логически не связанными между собой.
Допущенных ошибок дети не замечают, и, соответственно, не могут их исправить. Это
говорит о неосознанном, механическом усвоении материала.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Чтение»
отводится 4 часа в неделю (136 ч/в год). Сроки реализации программы 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета

Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказки,
считалки, заклички-приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки).
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX XX вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные
рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская
энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя
Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло,
честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, рассказы-описания,
стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор,
литературные жанры (сказка, басня, пословица, рассказ, стихотворение);
присказка, зачин, диалог, произведение;
4 герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и
персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью педагогического работника.
2.2. Связь учебного предмета «Чтение» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Мир природы и человека», однако в наибольшей мере предмет «Чтение» способствует
формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей.
• доброжелательно относиться, сопереживать.
• конструктивно взаимодействовать с людьми.
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
• уважительно и бережно относиться к людям труда;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
• формировать положительное отношение к окружающей действительности;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

•

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные учебные действия:
• выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.
• дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
2.3.
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
На этих уроках учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о
непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,
который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности
учащихся, коррекции их мышления.
В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается
словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова
включаются в речь.
На экскурсиях дети с лёгкой умственной отсталостью знакомятся с предметами и
явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе
непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, они учатся анализировать,
находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения
за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об
окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные
связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Чтение» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения
младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах.
На уроках чтения в 4 классе формируются следующие личностные результаты:
• осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
• адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении в окружающем мире;
• способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах в организации обучения;
• способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
• владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной
жизни, в окружающем мире;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
• осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание предмета «Чтение»;
• осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний
и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
• пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• выразительное чтение
• наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
• чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
• слушание учителя;
• слушание и анализ ответов обучающихся;
• самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
• просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;

• формулировка выводов;
• заполнение таблиц, построение схем;
• наблюдение;
• работа с учебником, раздаточным материалом;
• самостоятельная работа, работа в парах, группах;
• проектная деятельность;
• оценивание своих учебных достижений.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Цель: обучения заключается в формировании первоначальных знаний о живой и
неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи проекта:
• сформировать представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об
основных её элементах;
• научиться работать с дополнительными источниками информации;
• научиться применять в работе ИКТ-технологии;
• сформировать навыки публичного выступления;
• расширить кругозор в области географии, биологии, экологии, истории и культуры
России.
Этапы проекта:
• Подготовительный: обсуждение и выбор тем проекта, разработка плана его
реализации.
• Основной: поиск необходимой информации по теме проекта.
• Итоговый: защита докладов.
Итоги проекта:
• формирование познавательного интереса в области географии, биологии, экологии;
• разработка продуктов проекта (мультимедийные презентации, брошюры, буклеты и
т.д.) по выбранной теме.
• публичное выступление и защита докладов по выбранным темам.
Темы проектов для выбора учениками:
• «Школьная Жизнь»
• «Делу время потехе час».
• «Рассказы о животных»
• «В мире волшебной сказки»
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет
не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система
оценки:
0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает
его смысла, помощь педагога не принимает.

1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в
процесс выполнения только вместе с педагогом, помощь использует с трудом.
2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной
ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагога.
3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных
случаях способен выполнить его самостоятельно или обраться за помощью к взрослому.
4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно,
хорошо использует незначительную помощь педагога.
5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой
ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагога почти
не нуждается.
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа
делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по
следующей шкале:
0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во
внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на
вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями. Оценка выставляется на
основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая
проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений
и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности
ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на
обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются
учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других обучающихся класса,
их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть
мотивированной.
Критерии для оценивания устных ответов:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия
на обучающегося.
Критерии для оценивания техники чтения:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы
и передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, правильно, 9

выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две
ошибки при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или
части рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы
и при передаче содержания;
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: читает по слогам, недостаточно
правильно, выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки
препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную
мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на
вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение
воспроизведения.
Отметка «2» не ставится.
Система оценки БУД
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися БУД осуществляется
на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой
процедуру оценки результатов на основе мнений всех участников образовательного
процесса (педагоги, родители, обучающиеся) в конце учебного года и заносится в
индивидуальные дневники наблюдения обучающихся.
Первый уровень сформированности БУД 155-116 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
любых ситуациях.
Второй уровень сформированности БУД 115-69 баллов
Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в
знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по
замечанию учителя.
Третий уровень сформированности БУД 70-45 баллов
Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет
действия по указанию учителя.
Четвертый уровень сформированности БУД 44-0 баллов
В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по
указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной
задачей.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока

Кол-во
Тема урока

часов,
отводимых
на
освоение
каждой
темы

ЭОР

Раздел 1. Школьная жизнь
«Снова в школу» (По
повести Н. Носова
«Витя Малеев в школе и
дома»)

1

2.

Жил-был Учитель. Э.
Мошковская

1

3.

Чему учат в школе (в
сокращении)
М.
Пляцковский

1.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Как Маруся дежурила
(по повести Е. Шварца
«Первоклассница»)

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

6.

Шум и Шумок. По Е.
Ильиной

1

7.

Почему сороконожки
опоздали на урок. В.
Орлов

4.

5.

8.

9.

Поздравление
(по
рассказу Ю. Ермолаева
«Сами не ожидали»)

Три желания Вити (по
рассказу Л. Каминского
«Три
желания
второклассника Вити»)
Читалочка. В. Берестов

1

1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

10.

Зарубите на носу. По М.
Бартеневу

11.

Загадки

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

12.
Обобщающий урок по
теме
«Школьная
жизнь»

1

Раздел 2. Время листьям опадать
13.

Жёлтой краской ктото… Н. Антонова

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

14.

Осенняя сказка. По Н.
Абрамцевой

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

15.

Подарки
осени.
Благинина

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

16.

Лесные подарки (из
повести Л. Воронковой
«Подружки идут в
школу»)

1

17.

Лес
осенью.
Твардовский

1

18.

В осеннем лесу (по
рассказу В. Путилиной
«Вишнёвая ветка»)

Е.

А.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Славная
осень!..
(отрывок из поэмы Н.
Некрасова «Железная
дорога»)

1

20.

Отчего Осень грустна.
По Ю. Шиму

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

21.

Осень. К. Бальмонт

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

22.

Три сойки.
Ковалю

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

19.

По

Ю.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Холодная зимовка (по
рассказу Н. Сладкова
«Курорт «Сосулька»)

1

24.

Скучная
картина!..
(отрывок) А. Плещеев

1

25.

Сказка про маленького
жучка (по рассказу О.
Иваненко «Спокойной
ночи!»)

1

26.

Пчёлы и мухи. По К.
Ушинскому

1

27.

Время
листьям
опадать… (по рассказу
Г. Граубина «Почему
осенью листопад»)

23.

28.

Загадки

29.

Обобщающий урок по
теме «Время листьям
опадать …»

1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 3. Делу – время, потехе – час.
Пекла
пирожки…
потешка)

кошка
(русская

31.

Сенокос
потешка)

(чешская

32.

Карусели.
Пантелееву

По

33.

Прятки. По Н. Носову

34.

Считалки

35.

Жмурки.
Булатову

30.

По

Л.

М.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

36.

Обобщающий урок по
теме «Делу – время,
потехе – час»

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 4. В мире животных
37.

Бодливая корова. По К.
Ушинскому

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

38.

Упрямый котёнок. По
В. Бирюкову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

39.

Пушок.
По
Гаранжину

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

40.

Томка. По Е. Чарушину

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

41.

Охотник и собаки. По Б.
Житкову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

42.

Чук
заболел
(по
рассказу Л. Матвеевой
«Меня курица клюнула
в нос»)

1

43.

Хитрый бурундук. Г.
Снегирёв

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

44.

Барсучья кладовая. По
А. Баркову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

45.

Гостья. По А. Дорохову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

46.

Игрушки лисят.
Корольков

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

47.

Лиса (из книги Ю.
Дмитриева «Календарь
зелёных чисел»)

В.

Г.

48.

Загадки

49.

Обобщающий урок по
теме
«В
мире
животных»

Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела

1

1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

50.

Миша-мастер.
Ладонщиков

Г.

51.

Пичугин мост. По Е.
Пермяку.

52.

Михаськин
Хомченко

53.

Когда люди радуются
(по
повести
С.
Баруздина «Алёшка из
нашего дома»)

54.

сад.

В.

Про
каникулы
и
полезные дела. По Ю.
Ермолаеву

55.

Котёнок. Е. Благинина

56.

Птичка. В. Голявкин

57.

Обобщающий урок по
теме «Жизнь дана на
добрые дела»

1

1

1

1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 6. Зима наступает
58.

Снег идёт.
Воронковой

59.

По.

Л.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Снегурочка. А. Слащёв.
Часть 1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

60.

Снегурочка. А. Слащёв.
Часть 2

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

61.

Зима (отрывок)
Суриков

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

62.

Декабрь (отрывок) С.
Маршак

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

63.

Ёлка. По В. Сутееву.
Часть 1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

И.

64.

Ёлка. По В. Сутееву.
Часть 2

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

65.

Вечер под Рождество.
По Л. Клавдиной

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

66.

Где лежало «спасибо»?

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

67.

На горке. По Н. Носову.
Часть 1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

68.

На горке. По Н. Носову.
Часть 2

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

69.

Лисичка-сестричка
и
волк (русская народная
сказка). Ч. 1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Как Солнце с Морозом
поссорились.
А.
Бродский

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

72.

Зимняя
сказка.
Головкин

П.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

73.

Митины
друзья.
Скребицкий. Ч. 1

Г

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

74.

Митины
друзья.
Скребицкий. Ч. 2

Г

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

75.

Снежная
Бирюков

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

76.

В шубах и шапках. По
А. Тумбасову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

77.

Не ветер бушует над
бором... (Отрывок из
поэмы Н. Некрасова
«Мороз, Красный нос»

70.

71.

Лисичка-сестричка
и
волк (русская народная
сказка). Ч. 2

шапка.

В.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Находчивый медведь
(По рассказу В. Бианки
«Приспособился»)

1

79.

Зимние приметы. По А.
Спирину

1

80.

Е.
Благинина,
А.
Рождественская,
Е.
Тараховская.
Произведения о зиме.

1

Обобщающий урок по
теме «Зима наступила»

1

78.

81.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 7. Весёлые истории

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Как Винтик и Шпунтик
сделали пылесос. По Н.
Носову. Ч.2

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

84.

Одни неприятности. Г.
Остер

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

85.

Однажды утром.
Пляцковский

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

86.

Почему
комары
кусаются. В. Бирюков

82.

83.

87.

Как Винтик и Шпунтик
сделали пылесос. По Н.
Носову. Ч.1

М.

Вот какой рассеянный
(Отрывок). С. Маршак

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

88.

Две лишние коробки.
По О. Кургузову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

89.

Отвечайте, правда ли?
(Отрывки). Г Чичинадзе

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

90.

Обобщающий урок по
теме
«Весёлые
истории»

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает…
91.

Март. В. Алфёров

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

92.

Восьмое марта. П о М.
Фроловой. Ч. 1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

93.

Восьмое марта. П о М.
Фроловой. Ч. 2

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

94.

Забота. Е. Благинина

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

95.

Бабушкина вешалка. По
А. Соколовскому

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

96.

Последняя льдина. По
В. Бианки

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

97.

Весна. А. Плещеев

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

98.

Скворцы прилетели. По
А. Баркову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

99.

Всему свой срок. По Э.
Шиму

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

100.

Полюбуйся,
весна
наступает... И. Никитин

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

101.

Весенний вечер. По Ю.
Ковалю

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

102.

Опасная красавица. По
Ю. Дмитриеву

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

103.

Загадки. Обобщающий
урок
по
теме
«Полюбуйся,
весна
наступает…!»

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 9. В мире волшебной сказки
104.

Хаврошечка (Русская
народная сказка) (В
сокращении)

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

105.

106.

107.

Хаврошечка (Русская
народная сказка) (В
сокращении)
Сказка о серебряном
блюдечке и наливном
яблочке
(Русская
народная сказка) (В
сокращении)
Сказка о серебряном
блюдечке и наливном
яблочке
(Русская
народная сказка) (В
сокращении)

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
1

У
лукоморья
дуб
зелёный... (Отрывок из
поэмы
«Руслан
и
Людмила» А. Пушкина)

1

109.

Подарки феи. По Ш.
Перро

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

110.

Подарки феи. По Ш.
Перро

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

111.

Горшочек каши. Братья
Гримм

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

112.

Наши сказки.

108.

По В. Порудоминскому
113.

Обобщающий урок по
теме
«В
мире
волшебной сказки»

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 10. Родная земля
114.

Царь-колокол.
Ильин

М.

115.

Город на
Васильева

С.

116.

Где всего прекрасней на
земле. Д. Павлычко

Неве.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

117.

Сочинение на тему. С.
Вербова

118.

Какое это слово? (По
рассказу Л. Кассиля
«Как
пишется
это
слово»)

119.

Главное
дело
(По
рассказу
Б.
Никольского «О самом
главном»)

120.

Защита. А. Усачёв

121.

Никто не знает,
помнят все. По
Кассилю

но
Л.

122.

День
Победы.
Белозёров

Т.

123.

Обобщающий урок по
теме «Родная земля»

1

1

1

1

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Электронный учебник, электронная
тетрадь.
Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Раздел 11. Лето пришло
124.

Ливень. С. Козлов

125.

Тучка. Г. Граубин

126.

Хитрый одуванчик. Н.
Павлова

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

127.

Хитрый одуванчик. Н.
Павлова

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

128.

Одуванчик.
Благинина

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

129.

Встреча со змеёй. По А.
Дорохову

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

130.

Летний
Бродский

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

Е.

снег

А.

131.

После зимы будет лето.
В. Голявкин

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

132.

Загадка. Хозяюшка. О.
Тарнопольская

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

133.

Летние приметы. По А.
Спирину

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

134.

Обобщающий урок по
теме «Лето пришло»

1

Электронный учебник, электронная
тетрадь.

135-136

Внеклассное
чтение
стихов, рассказов о лете

2

Электронный учебник, электронная
тетрадь.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».