Рабочая программа по учебному предмету Русский язык для 8 класса

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает
формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем
поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять
адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением
интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика
отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в
структуре его размещения.
Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности в жизни
немыслима без овладения русским литературным языком. А для детей с умственной
отсталостью изучение русского языка как нельзя актуально. Для каждого человека, на каком
бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка,
умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Программа по русскому языку направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим
им для социальной адаптации.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные
навыки, воспитывается интерес к родному языку. Этот курс направлен на коррекцию
высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их
умственного и речевого развития.
Цель обучения: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Русский язык» реализуется через:
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в
данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их
поступков;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
2










художественной литературы и искусства;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими
обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает
возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез,
уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Значительная неоднородность состава обучающихся школы для обучающихся с ОВЗ
является её специфической особенностью.
По возможностям обучения умственно отсталые обучающиеся делятся на четыре
группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются
самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного
задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими
обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.
Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь взрослого.
Так, на уроках русского языка ученики, включенные в 1 группу, достаточно легко
овладевают звуко-буквенным анализом, первоначальными навыками письма, усваивают
несложные правила правописания. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими
безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На
доступном их развитию уровне эти школьники овладевают письменной речью.
Обучающиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе
обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый
материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их
отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в
помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые
условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Объяснения своих действий у обучающихся II группы недостаточно точны, даются в
развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
На уроках русского языка они допускают больше ошибок в письме, самостоятельно
найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно
применить их на практике. Эти ученики овладевают связной письменной речью, но в то же
3

время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих
вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметнопрактической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания
детьми того, что им сообщается. Для этих обучающихся характерно недостаточное
осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им
трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить
второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются
в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения
материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных
знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой
способности обучающихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений
выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения
задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой
трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они
не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют
задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в
определенной мере осознанном процессе усвоения.
Трудности обучения русскому языку у детей этой группы проявляются, прежде всего
там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Ученики медленно овладевают
звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила
правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной
письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу.
К IV группе относятся обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на
самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно.
Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных
приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать
выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
Обучающимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого
задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно,
другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им
требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее
задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро
забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем
предлагается программой вспомогательной школы.
Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения
и письма. Испытывая большие трудности при звуко-буквенном анализе, они допускают
много ошибок. Особенно их затрудняет усвоение правил правописания, которые они не
могут использовать на практике. Связная письменная речь формируется у них медленно,
отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
Стоит отметить, что отнесенность школьников к той или иной группе не является
стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут
переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Все ученики, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном
подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение
обучающихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных
предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное
объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут
сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
4

Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к
усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся
его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях.
Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого
объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в
обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников
специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение
ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствии с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Русский язык»
отводится 4 часа в неделю (136 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета
Грамматика, правописание и развитие речи:
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, ё, и, ю, я".
Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости,
звонкости - глухости. Разделительный "ь". Ударение. Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос
слов. Алфавит.
Морфология.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные
слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный "ъ".
Части речи.
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, наречие, предлог.
Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со
словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание
мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число
имен существительных. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение
имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение
существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имен существительных
единственного и множественного числа.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен
прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном
и множественном числе.
5

Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го
лица -шь, -шься. Глаголы на -ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и
числам. Неопределенная форма глагола. Правописание глаголов с -ться, -тся. Правописание
частицы "не" с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение.
Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и
второстепенные
члены
предложения.
Предложения
распространенные
и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте
с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора
существительного, синонимической замены).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки
препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными
союзами "и", "а", "но". Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных
предложений.
Развитие речи, работа с текстом.
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа
с деформированным текстом. Распространение текста.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам,
материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно
составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с
привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо.
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и
деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность,
расписка.
Письмо с элементами творческой деятельности.
2.2. Связь учебного предмета «Русский язык» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Русский язык», однако в наибольшей мере предмет «Русский язык» способствует
формированию следующих учебных действий:
Личностные учебные действия:
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
 уважительно и бережно относиться к людям труда;
 бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и т.д.);
6



слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом
специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый, незнакомый и
т.п.);
 использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач;
 использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия:
• применять и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия:
 дифференцированно
воспринимать окружающий мир,
его
временнопространственную организацию;
 использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей,
причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Русский язык» изучается ежегодно с
5 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие
разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и
последующих классов):
— «Звуки и буквы»;
— «Состав слова»;
— «Части речи»;
— «Предложение»;
— «Развитие связной речи».
В 5-9 классах, сохраняя преемственность с обучением в начальных классах,
обучающиеся продолжают в учебном предмете «Русский язык»» изучать следующие
разделы: грамматика, правописание и развитие речи. В начале каждого учебного года в
каждом классе в разделе «Повторение» отведены часы на повторение пройденного
материала по русскому языку в прошлом году, что способствует лучшему восприятию и
усвоению новых знаний.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что
определяется содержанием и структурой учебного предмета.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в
зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только
дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление
пройденного материала.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с нарушением
интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые
7

орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций
учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу.
Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.
Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются: состав слова и части речи.
Состав слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений
формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне
слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор
гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки
практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
воспитанников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Этот раздел
включен в программу всех лет обучения. На занятиях формируются навыки построения
простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной
письменной речи, т. к. возможности обучающихся с нарушением интеллекта, излагать свои
мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа
над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и
уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и
письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом
создают основу, позволяющую обучающимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как
изложение и сочинение.
В 5 - 9 классах программой предусмотрены задания с целью привития школьникам
навыка делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся
получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.);
в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении
автобиографии, заявления, расписки и др.).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках русского языка в 8 классе формируются следующие личностные
результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
8



овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Минимальный уровень:
 знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
 разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы
педагогического работника;
 образование слов с новым значением с опорой на образец;
 представления о грамматических разрядах слов;
 различение изученных частей речи по вопросу и значению;
 использование на письме орфографических правил после предварительного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
 составление различных конструкций предложений с опорой на представленный
образец;
 установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам
педагогического работника;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды
(с помощью педагогического работника);
 нахождение в тексте однородных членов предложения;
 различение предложений, разных по интонации;
 нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью
педагогического работника);
 участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
 выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме
текста;
 оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный
образец;
 письмо небольших по объему изложений повествовательного текста (45 - 50 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 составление и письмо небольших по объему сочинений (до 45 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
9

практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным
признакам;
 разбор слова по составу с использованием опорных схем;
 образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
 определение некоторых грамматических признаков изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам педагогического работника;
 нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической
задачи (под руководством педагогического работника);
 пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
 составление простых распространенных и сложных предложений по схеме,
опорным словам, на предложенную тему;
 установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре
предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам педагогического работника,
опорной схеме;
 нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием
опорных схем;
 составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
 составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
 различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по
цели высказывания;
 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
 отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли
текста (с помощью педагогического работника);
 выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и
основной мысли текста;
 оформление всех видов изученных деловых бумаг;
 письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 60 слов);
 письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (45-50 слов).
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых
результатов
 слушание объяснений учителя;
 слушание и анализ ответов обучающихся;
 самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе;
 отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
 просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
 формулировка выводов, высказывание своего мнения;
 выполнение заданий;
 наблюдение;
 анализ проблемных ситуаций;
 работа с учебником, раздаточным материалом;
 самостоятельная работа, работа в парах, группах;
 проектная деятельность;
 осуществление самопроверки, взаимопроверки;
 оценивание своих учебных достижений.
10

3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование метода проекта в работе с обучающимися с интеллектуальной
недостаточностью имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и
прежде всего, ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатками
интеллекта и на коллективную деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет
традиционную систему, а органично дополняет и расширяет её. Проект ценен тем, что в ходе
его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт
познавательной и учебной деятельности. Поэтому все этапы подготовки и планирования
обучающиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала
учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности,
формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности
между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа
выполняется обучающимися самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а
отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Особенность проекта на уроках заключается и в том, что работа ведется по двум
направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая,
самостоятельная практическая деятельность обучающихся. Во-вторых – это нравственный
аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм,
сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на закрепление знаний и
практических умений обучающихся. Качество выполнения проекта зависит от того,
насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы.
Это, своего рода, контрольная работа. Варианты проектов могут быть различными. Проект
может выполняться как индивидуально, так и группой обучающихся. В работе над проектом
могут использоваться методы: активные, интерактивные, игровые, лабораторные методы,
исследовательская деятельность, метод творческого самовыражения. Продуктами проектной
деятельности обучающихся на уроках русского языка могут быть: загадки, стихи, сочинения,
сказки, рассказы и др.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только
представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить
наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учитывается
мнение
родителей
(законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы
участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам повседневных
письменных работ, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются
обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по
учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные
диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы
перед написанием изложения или сочинения и т.д.
11

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные
виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе
установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических
заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не
только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще
не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить,
выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний,
правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений
тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в 9 классе – 75-80 слов. Учету
подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного
списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение
контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в
коррекционной школе не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных
диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального
продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
Критерии для оценивания письменных ответов:
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка «4» ставится работу с 1-3 орфографическими ошибками и (или) 2
пунктуационными.
Оценка «3» ставится за работу с 4-6 орфографическими ошибками и (или) 3
пунктуационными.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
метод воспитательного воздействия на обучающегося.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная
ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило
соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания
не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды
написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом
слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
 повторение одной и той же буквы;
 недописывание слов;
 пропуск одной части слова при переносе;
 повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются
ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена
12

гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные
специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или
не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» не ставится.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего
характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал,
учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций,
словаря и орфографии. Изложения пишутся по готовому плану или составленному
коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая
все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского
текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного
смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов,
влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске;
учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить
две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя;
допускает аграмматизмы в речи.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен
самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного
воздействия на обучающегося.
Оценка выполнения практического задания по разделу «Русский язык» в ходе
комплексной экзаменационной работы по окончании 9 класса, осуществляется на основании
применения метода экспертной оценки.
Система оценки БУД
13

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об
эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности БУД
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года
и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая
система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического
работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического
работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
I раздел. Повторение.
Предложение. Текст
1. Простые и сложные предложения
1
2. Составление сложных предложений
1
Однородные члены предложения
3. Выделение однородных членов из
1
предложения
4. Использование однородных членов в
1
предложении
Обращение
5. Знаки препинания при обращении
1
6. Использование обращений в
1
предложениях
7. Предложение. Закрепление знаний.
1
Контрольные вопросы и задания.
8. Деловое письмо. Адрес.
1
II раздел. Состав слова. Текст.
9. Корень. Однокоренные слова
1
10. Приставка, суффикс, окончание.
1
11. Разбор слов по составу.
1
Правописание гласных и согласных в корне и приставке
12. Проверка орфограмм в корне.
1
13. Нахождение орфограмм в корне и их
1
проверка.
14. Правописание приставок
1
15. Орфограммы в корне и приставке
1
16. Текст. Составление плана текста
1
Сложные слова
17. Сложные слова с соединительными
1
гласными О, Е.

ЭОР

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
14

Сложные слова без соединительной
1
гласной
19. Сложные слова с соединительной
1
гласной и без неё
20. Состав слова. Закрепление знаний.
1
Контрольные вопросы задания.
21. Сочинение по данному началу частей.
1
22. Деловое письмо. Поздравление.
1
III раздел. Части речи. Текст.
23. Различение частей речи
1
Существительное
24. Значение существительных в речи
1
25. Существительные, близкие по значению
1
26. Род, число и падеж существительных
1
Склонение существительных в единственном числе
27. Определение склонения
1
существительных
28. Ударные и безударные окончания
1
существительных
29. Правописание падежных окончаний
1
существительных 1-го склонения
30. Правописание падежных окончаний
1
существительных 2-го склонения
31. Правописание падежных окончаний
1
существительных 3-го склонения
32. Правописание падежных окончаний
1
существительных в единственном числе
Склонение существительных во множественном числе
33. Изменение по падежам
1
существительных во множественном
числе
34. Постановка падежных вопросов к
1
существительным во множественном
числе
35. Падежные окончания существительных
1
во множественном числе
36. Ударные и безударные падежные
1
окончания существительных во
множественном числе
37. Правописание падежных окончаний
1
существительных во множественном
числе
38. Окончания родительного падежа
1
существительных во множественном
числе
39. Склонение существительных.
1
Закрепление знаний
40. Существительное. Закрепление знаний.
1
Контрольные вопросы и задания.
Прилагательное
41. Значение прилагательных в речи
1
42. Прилагательные, близкие по значению
1
43. Словосочетания с прилагательными
1
44. Род и число прилагательных
1
18.

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
15

Склонение прилагательных в единственном числе
45. Изменение окончаний прилагательных
1
по вопросам
46. Постановка вопросов к прилагательным
1
47. Правописание падежных окончаний
1
прилагательных в единственном числе
48. Текст. Подбор примеров для
1
подкрепления основной мысли текста.
Склонение прилагательных во множественном числе
49. Выделение словосочетаний с
1
прилагательными во множественном
числе
50. Изменение прилагательных во
1
множественном числе по падежам
51. Постановка вопросов к прилагательным
1
во множественном числе
52. Правописание падежных окончаний
1
прилагательных во множественном
числе
53. Склонение прилагательных.
1
Закрепление знаний.
54. Прилагательное. Закрепление знаний.
1
Контрольные вопросы и задания.
55. Деловое письмо. Записка.
1
56. Характеристика литературного героя.
1
Местоимение
57. Значение местоимений в речи
1
58. Различение местоимений по лицам и
1
числам
Склонение личных местоимений
Склонение местоимений 1-го лица (я, мы)
59. Наблюдение за склонением
1
местоимения 1-го лица единственного
числа.
60. Склонение местоимения 1-го лица
1
единственного числа.
61. Наблюдение за склонением
1
местоимения 1-го лица множественного
числа.
62. Склонение местоимения 1-го лица
1
множественного числа.
63. Склонение местоимений 1-го лица
1
единственного и множественного числа
Склонение местоимений 2-го лица (ты, вы)
64. Наблюдение за склонением
1
местоимения 2-го лица единственного
числа.
65. Склонение местоимения 2-го лица
1
единственного числа.
66. Наблюдение за склонением
1
местоимения 2-го лица множественного
числа. Склонение местоимения 2-го
лица множественного числа.
67. Склонение местоимений 2-го лица
1

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
16

единственного и множественного числа.
Склонение местоимений 3-го лица (он, она, оно, они)
68. Наблюдение за склонением
1
местоимений 3-го лица единственного
числа. Склонение местоимений 3-го
лица единственного числа.
69. Наблюдение за склонением
1
местоимения 3-го лица множественного
числа. Склонение местоимения 3-го
лица множественного числа.
70. Склонение местоимений 3-го лица
1
единственного и множественного числа.
71. Местоимение. Закрепление знаний.
1
Контрольные вопросы и задания.
72. Деловое письмо. Письмо.
1
Глагол
73. Значение глаголов в речи
1
74. Глаголы, близкие по значению
1
75. Частица не с глаголами
1
76. Неопределённая форма глагола
1
77. Изменение глаголов по временам и
1
числам
Изменение глаголов по лицам
1-е лицо глагола
78. Знакомство с глаголами 1-го лица
1
79. Постановка вопросов к глаголам 1-го
1
лица
80. Употребление глаголов в 1-м лице
1
единственного и множественного числа
2-е лицо глагола
81. Знакомство с глаголами 2-го лица
1
82. Постановка вопросов к глаголам 2-го
1
лица
83. Правописание глаголов 2-го лица
1
единственного числа
84. Употребление глаголов во 2-м лице
1
единственного и множественного числа
3-е лицо глагола
85. Знакомство с глаголами 3-го лица
1
86. Постановка вопросов к глаголам 3-го
1
лица
87. Употребление глаголов в 3-м лице
1
единственного и множественного числа
88. Правописание глаголов, которые
1
заканчиваются на –тся и –ться
89. Различение глаголов по лицам и числам
1
90. Глагол. Закрепление знаний.
1
Контрольные вопросы и задания.
91. Деловое письмо. Объявление.
1
92. Изложение отрывка из повести.
1
Наречие
93. Наречие как часть речи.
1
94. Наречие – неизменяемая часть речи.
1
95. Значение наречий в речи.

Электронный учебник

Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник

Электронный учебник
Электронный учебник
Электронный учебник
17

Образование наречий от
1
Электронный учебник
прилагательных
97. Наречия, противоположные и близкие
1
Электронный учебник
по значению
Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
98. Наречия, отвечающие на вопрос как?
1
Электронный учебник
99. Наречия, отвечающие на вопрос где?
1
Электронный учебник
100. Наречия, отвечающие на вопрос когда?
1
Электронный учебник
101. Наречия, отвечающие на вопрос куда?
1
Электронный учебник
откуда?
102. Постановка вопросов к наречиям
1
Электронный учебник
103. Подбор наречий с опорой на вопросы
1
Электронный учебник
104. Наречие. Закрепление знаний.
1
Электронный учебник
Контрольные вопросы и задания.
105. Деловое письмо. Объяснительная
1
записка.
106. Сочинение по сюжетной картине и
1
словосочетаниям.
IV раздел. Предложение. Текст.
Простое предложение
107. Простое предложение с однородными
1
Электронный учебник
членами
108. Распространение предложений
1
Электронный учебник
однородными членами
Сложное предложение
109. Сложное предложение без союзов
1
Электронный учебник
110. Сложные предложения с союзами И, А,
1
Электронный учебник
НО
111. Составление сложных предложений с
1
Электронный учебник
союзами И, А, НО
112. Сравнение простых и сложных
1
Электронный учебник
предложений.
113. Распространение простых и сложных
1
Электронный учебник
предложений.
114. Предложение. Закрепление знаний.
1
Электронный учебник
Контрольные вопросы и задания.
115. Деловое письмо. Заявление.
1
116. Сочинение по личным наблюдениям.
1
V раздел. Повторение.
117. Состав слова
1
Электронный учебник
118. Существительное
1
Электронный учебник
119. Прилагательное
1
Электронный учебник
120. Местоимение
1
Электронный учебник
121. Глагол
1
Электронный учебник
122. Наречие
1
Электронный учебник
123. Предложение
1
Электронный учебник
124. Деловое письмо. Расписка.
1
125. Сочинение по серии сюжетных
1
картинок и словосочетаниям.
VI раздел. Контрольные работы.
126. Контрольная работа за 1 четверть
1
127. Работа над ошибками
1
128. Контрольная работа за 2 четверть
1
96.

18

129. Работа над ошибками
130. Контрольная работа за 3 четверть
131. Работа над ошибками
132. Контрольная работа за 4 четверть
133. Работа над ошибками
134. Годовая контрольная работа
135. Работа над ошибками
VII раздел. Проектные работы.
136. Проектная работа по теме «Рассказ о
слове»
Итого: 136 часов

1
1
1
1
1
1
1
1

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».