' Пояснительная записка Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которое предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьников. План внеурочной деятельности МБОУ «Ш-ИСОО с. Уэлен» для 10-11 классов разработан на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.02.2021 № 10- ФЗ, от 24.03.2021 № 51-ФЗ, от 05.04.2021 № 85-ФЗ, от 20.04.2021 № 95-ФЗ, от 30.04.2021 № 114-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 310-ФЗ, от 02.07.2021 № 320-ФЗ, от 02.07.2021 № 321-ФЗ, от 02.07.2021 № 322-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 433-ФЗ, от 30.12.2021 № 472-ФЗ, от 16.04.2022 № 108-ФЗ, от 11.06.2022 № 154-ФЗ, от 21.09.2022 №371-ФЗ); - Федерального закона 371- ФЗ от 21 сентября 2022 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст.1); - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»; - Письма Министерства просвещения РФ от 26 января 2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»; - Письма Минпросвещения России от 05.07.2022 N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно - методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования"); − Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»; - Письма Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 15 августа 2022 г. № 03-1190 "О направлении методических рекомендаций"(вместе с "Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном") - Постановления Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодѐжи»; В МБОУ «Школа-интернат с. Уэлен» внеурочная деятельность осуществляется через: - дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); - образовательные программы учреждений культуры и спорта; - организацию деятельности групп продленного дня; - классное руководство (экскурсии, круглые столы, соревнования и т.д.); - деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога, педагогаорганизатора, социального педагога). Цели внеурочной деятельности создание условий для развития и воспитания личности учащихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм иправил. - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность. - Задачи внеурочной деятельности Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся в тесном взаимодействии с социумом. 1) 2) Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность. 3) Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 4) Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни. 5) 6) Организация информационной поддержки учащихся. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. 7) Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 9) Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 8) 10) Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. План внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности в формах отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 9-11 классах независимо от продолжительности учебной недели составляет не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничныедни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Направление Наименование внеурочной рабочей программы деятельности Спортивно- Подвижные игры оздоровитель ное Общеинтелле Функциональная грамотность ктуальное Робототехника Физический практикум Разговоры о важном Духовнонравственное Социальное «Арт-студия» Классы 10 Количество часов 11 ВСЕГО 10 11 34 34 68 1 1 1 1 34 34 68 2 1 2 1 68 34 68 34 136 68 1 1 34 34 68 1 34 34 «Юный патриот» 1 1 34 34 68 Профориентация 1 1 34 34 68 Факультатив «Этика и психология юношеских» Факультатив «Жизненные навыки» 1 1 34 34 68 34 34 1 Итого 10 10 340 340 680 Направления внеурочной деятельности среднего общего образования На основании анализа потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) в соответствии с социальным заказом в плане внеурочной деятельности представлены направления: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное. - спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, чувства ответственности за сохранение и укрепление его, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека. Оно представлено и реализуется через следующие формы внеурочной деятельности: «Подвижные игры», в 10-11 классах по 1 часу в неделю; духовно-нравственное направление ориентировано на воспитание патриотических чувств обучающихся, их гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и нравственных чувств и этического сознания; получение знаний, формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств. Данное направление представлено и реализуется через курс «Разговоры о важном» - 1 час в неделю в -х классах; - - социальное направление реализуется через курсы «Арт-студия» 1 час в неделю в 10-м классе, «Юный патриот» по 1 часу в 10-11 классах, факультатив «Жизненные навыки» 1 час в 11 классе, «Этика и психология юношеских отношений» 10-11-х классах по 1 часу, «Профориентация. Россия - мои горизонты» по 1 часу в неделю в 10-11 классах классах. В рамках общеинтеллектуального направления для обогащения запаса обучающихся научными понятиями и законами, формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомства с различными видами человеческой деятельности, возможности раннего выявления интересов и склонностей реализуются программы через следующие формы внеурочной деятельности: курс «Функциональная грамотность» в 10-11-х классах- - по 1 часу; «Робототехника» по 2 часа в неделю в 10-11 классах, курс «Физический практикум»» в 10-11-х классах по 1 часу в неделю. Кроме представленных курсов внеурочная деятельность в МБОУ «Школа-интернкат среднего общего образования с. Уэлен» будет реализована такими видами деятельности, как: Направления внеурочной деятельности Образовательные формы Уровень результатов внеурочной деятельности Духовнонравственное Социальное Общеинтеллект уальное Проведение тематических классных часов о - Приобретение школьником духовности, культуре поведения и речи; социальных знаний. -Формирование ценностного · Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, округа·, отношения к социальной реальности. «Уроки мужества»; -Получение опыта - Выставки рисунков; самостоятельного -Оформление газет, стендов и выставок о боевой славе народа; социального действия. - Оформление поздравительных открыток и проведение концертных мероприятий в рамках знаменательных дат для ветеранов; · Конкурсы рисунков; · Фестивали патриотической песни; · Проведение рыцарского турнира. Проведение субботников; Проведение Приобретение школьником Новогодних елок для детей, социальных знаний. находящихся в сложной жизненной ситуации, -Формирование ценностного Концерты, инсценировки, праздники на отношения к социальной реальности. уровне класса и школы. -Получение опыта самостоятельного социального действия. - Предметные недели; Приобретение школьником - Библиотечные уроки; социальных знаний. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, -Формирование ценностного конференции, деловые и ролевые игры ; отношения к социальной Участие в научно -исследовательских реальности. конференциях -Получение опыта На уровне школы,района, округа и т.д.; самостоятельного -Разработкаразличных проектов. социального действия. СпортивноРабота спортивных секций по оздоровительное волейболу, баскетболу, НВС; Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований; - Проведение бесед по охране здоровья; -Применение на уроках игровых моментов, физминуток; -Участие в районных и окружных спортивных соревнованиях. -Приобретение школьником социальныхзнаний. -Формированиеценностного отношения к социальной реальности. -Получение опыта самостоятельного социального действия. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, дополнительных объединений, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности составляет 30 – 40 минут с обязательным 10-минутным перерывом между занятиями. Продолжительность перерыва между учебными занятиями и внеурочной деятельностью составляет не менее 45 минут. Формирование групп осуществляется на основе заявлений родителей (законных представителей) учащихся. В течение учебного года обучающиеся и их родители (законные представители) имеют возможность дополнительного выбора или замены вида внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители, учителя по предметам). Координирующую роль выполняют заместители директора, педагоги, ответственные за реализацию мероприятий по направлениям внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в школе реализуется на общешкольном уровне, что позволяет охватить максимальное количество обучающихся. Многоплановая внеурочная работа позволяет обеспечить развитие общекультурных интересов обучающихся, способствует решению задач нравственного воспитания. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, организуется после уроков, в выходные и каникулярные дни и проводится в зависимости от направления деятельности: на спортивных площадках и в спортзалах, кабинете информатики, библиотеке, мастерских кабинета технологии, рекреациях, оборудованных средствами ИКТ и др. При организации внеурочной деятельности обучающимися могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного плана. Занятия проводятся в формах, отличных от классно - урочной, в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Внеурочная деятельность организована с учетом социокультурных особенностей, общешкольных традиций, интересов обучающихся. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется, в том числе через такие формы организации как экскурсии, походы, посещение театров и музеев, круглые столы, конференции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, образовательные игры, общешкольные праздники и пр.. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно- практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.