Паспорт кабинета № 35 химии, биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования с. Уэлен»

ПАСПОРТ
учебного кабинета техология № 35

Зав. кабинетом:
Бычкова Ирина Михайловна
2023-2024 учебный год

Учебный кабинет – учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями,
учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором
проводится методическая, учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися.
Цель паспортизации учебного кабинета:
Проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований
стандартов образования, определить основные направления работы по приведению
учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.

Положение о школьном кабинете
1. Школьный кабинет предназначен для обеспечения творческой работы учителя по

своему предмету, внеклассной и учебной работы, совершенствования педагогического
мастерства, для анализа, обобщения опыта методической работы.
2. Задачи кабинета:

нормативно-организационная (пропаганда решений и указаний отдела
образованием, руководства ОУ и решений педагогического совета по
вопросам обучения и воспитания);
2.2.
дидактико-методическая (в организации, подготовке и проведении
уроков, общешкольных мероприятий по предмету, организация научной
и исследовательской работы учащихся);
2.3.
информационно-проблемная (обеспечение сбора, хранения и
популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии,
методики обучения и воспитания);
2.4.
практическая (оказание помощи учащимся в подготовке и проведении
различных видов занятий, предоставление систематизированных
методических разработок и образцов творческих работ, организация
консультаций для слабоуспевающих учащихся);
Оборудование школьного кабинета:
2.1.

3.

1. стенды, отражающие организацию учебной работы в кабинете;
2. образцы творческих работ (практические работы, наглядные пособия и т.д.);
3. информационные указатели, выписки и каталоги литературы по вопросам

4.

обучения и воспитания;
4. каталоги учебных фильмов, диафильмов и других дидактических материалов,
используемых в учебной практике учителя;
5. материалы педагога по вопросам теории и практики обучения и воспитания в
виде печатных материалов;
6. технические средства для просмотра и прослушивания имеющихся
дидактических материалов;
7. письменные столы, классная доска.
В кабинете должен быть обеспечен свободный доступ учеников к литературе, а также
помощь и консультации учителей по различным вопросам подготовки и проведения
занятий. Имеющееся оборудование и литературные фонды должны обеспечить:
4.1.

самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой;

4.2.

консультации (индивидуальные и групповые) по подготовке к уроку
Должностная инструкция заведующей кабинетом
1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики заведующего кабинетом, утвержденной приказом
Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с
Министерством труд РФ (постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. №46).
1.2. Заведующий кабинетом должен знать:
-Конституцию РФ;
-законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием
по вопросам образования;
-Конвенцию о правах ребенка;
-Закон «Об образовании»
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-основы права, научной организации труда;
-правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.3. Заведующий кабинетом назначается и освобождается от должности директором
учреждения.
1.4. На должность заведующего кабинетом принимается лицо, имеющее среднее или
высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

2. Функции
2.1. Основное назначение должности заведующего кабинетом – содержание
закрепленного кабинета в рабочем режиме, осуществление наполнения кабинета
материально-техническими средствами из фонда развития ОУ, организация воспитания
обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета.
3. Обязанности
3.1.

Заведующий кабинетом обязан:
- контролировать целевое использование кабинета;
- организовывать внеклассные мероприятия в соответствии с назначением кабинета;

- организовывать пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим
имуществом, принимать материальные ценности (кроме мебели) на ответственное
хранение по разовым документам, обеспечивать сохранность подотчетного
имущества, участвовать в установленном порядке в инвентаризации и списании
имущества кабинета;
- разрабатывать и периодически пересматривать (не реже 1 раза в пять лет)
инструкции по охране труда, представлять их на утверждение директору;
- контролировать оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом,
медицинским и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией
по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- проводить или организовывать проведение другим педагогом инструктажа по
охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или
журнале установленного образца;
- не допускать проведения занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья
обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора по
УВР;
- вносить предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в
соглашение по охране труда;
- соблюдать чистоту и порядок в закрепленном кабинете;
- оформлять информационные стенды, постоянно обновлять сменную информацию
по направленности работы кабинета;
- следить за экологией кабинета, озеленять его.
4. Права
Заведующий кабинетом имеет право:
4.1. - участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке определяемом
Уставом школы, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
4.2. - получать от руководителей и специалистов учреждения информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности;
4.3. - представлять на рассмотрение директора учреждения предложения по вопросам
своей деятельности;
4.4. - требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих
должностных обязанностей;
4.5. - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения;

4.6. - на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от
работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
4.7. – защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования,
связанного с нарушением профессиональной этики;
4.8.- давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения,
относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать
обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке установленных
Уставом и Правилами внутреннего распорядка, Правилами о поощрениях и взысканиях
обучающихся школы.
5. Ответственность
5.1. Заведующий кабинетом привлекается к дисциплинарной ответственности в
соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за:
— некачественное и несвоевременное исполнение работ и обязанностей, перечисленных
в настоящей инструкции;
— незнание правил, норм и требований, перечисленных в настоящей инструкции;
— правонарушения, ставшие основанием для наложения штрафов и иных
административных взысканий;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора
школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных
настоящей инструкцией, заведующий кабинетом несет дисциплинарную ответственность
в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2. несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему
товарно-материальных ценностей.
5.3. заведующий кабинетом за совершение правонарушений в процессе своей
деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую,
административную и уголовную ответственность в порядке, установленном
законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Заведующий кабинетом:
6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки, в
соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых
общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на
которые не установлены нормы выработки;
6.2. в период каникул, не совпадающими с отпуском, привлекается администрацией
школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени,

не превышающего нагрузки до начала каникул. График работы в каникулы
утверждается директором школы;
6.3. проходит инструктаж по правилам санитарии и гигиены, по технике безопасности
и пожарной безопасности под руководством инженера по ОТ и ТБ;
6.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и
организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими
документами;
6.5. немедленно сообщает рабочему по обслуживанию и текущему ремонту зданий,
сооружений и оборудования о неисправностях электрического и санитарногигиенического оборудования, поломках дверей, замков, окон, стекол, запоров и т.п.
6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

Нормативные документы
Учебно-материальная база – Кабинет химии и биологии
1. Санитарно-гигиенические требования.
1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в
соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или
юго-восточную стороны горизонта.
1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем
освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство
правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны)
оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть
оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи,
тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные
светильники типов:ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034 4x36, ЦСП-5-2Х40.
Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам.
Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников.
Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей
зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники
должны размещаться выше верхнего края доски на О,3 м и на 0,6 м в сторону класса
перед доской.
1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся
при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500
лк.
1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в
теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг,
окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в

теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый,
темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный,
малиновый).
1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или
линолеумное на утепленной основе.
1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным
способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,70,8, пола-0,3-0,5.
1.10. Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией
с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21
градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.
1.11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или
форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих
трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными
для закрывания и открывания приспособлениями.
2. Требования к помещениям кабинета химии и биологии
2.1. Для кабинета химии и биологии должна быть отведена классная комната
площадью не менее 50 м2
2.2. Количество кабинетов определяют путем деления общего количества недельных
учебных часов по математике на 30 (оптимальная нагрузка учебного кабинета).
Допускается организовывать отдельные кабинеты для математики.
2.3. При наличии в школе нескольких кабинетов химии и биологии возможно
оборудование лаборантских помещений. Рекомендуется оборудовать, как минимум,
одну комнату, которая обслуживает все кабинеты по данному предмету.
2.4. Допускаются разные варианты планировки мебели в кабинетах: трехрядная
расстановка ученических столов, расположение столов полукругом, расположение
столов буквой "П" (в зависимости от выбранной организационной формы работы).
Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее - 0,6 м, между
рядами столов и продольными стенами - О,5-0,7 м, от первых столов до передней
стены - около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от
классной доски - 8,6 м.
2.5. В конце кабинета должно быть предусмотрено 1-2 рабочих места для работы с
компьютером.
2.6. Вдоль задней стены должны быть размещены секционные шкафы для хранения
учебного оборудования (от 8 до 18 секций в зависимости от площади помещения).
2.7. На передней стене должны быть расположены классная доска, подвесной экран,
часть постоянной экспозиции. К месту расположения телевизора должна быть
подведена антенна.
2.8. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и
временной экспозиции.
3. Требования к комплекту мебели в кабинетах химии и биологии
3.1. В комплект мебели должны входить мебель и приспособления для:

- организации рабочих мест учителя и обучающихся;
- для рационального размещения и хранения средств обучения;
- для организации использования аппаратуры;
- демонстрации печатных пособий;
- для систематизации имеющегося учебного фонда.
3.2. Мебель для оборудования рабочих мест обучающихся должна обеспечивать
комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой.
Мебель должна быть легкой, мобильной для изменения планировки в зависимости от
организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной).
Помимо мобильных рабочих мест следует оборудовать стационарные рабочие места
(1-2) для работы с компьютером. Площадь стола должна быть достаточной для
размещения аппаратуры и для письма.
3.3. Для оборудования рабочих мест обучающихся необходимы столы и стулья разных
ростовых групп: двух для девятилетней школы (№ 4 и № 5 в равном соотношении) и
трех для средней школы
№ 4 - 30%, №5 - 60%, №6 - 10%).
3.4- Стол для учителя должен иметь поверхность достаточной площади для
размещения нескольких книг, отделение для комплектов тетрадей, отделение для
комплектов раздаточного материала, используемых на конкретном уроке.
3.5. Для работы над почерком часть классной доски должна быть разлинована.
Наиболее благоприятным цветом доски является темно-зеленый; для разлиновки
рекомендуется светло-желтый. Поверхность доски должна быть матовой.
3.6. Мебель и приспособления для хранения средств обучения должны учитывать
специфику данного предмета.
По задней стене кабинета устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций (по
ГОСТ 18666-95):
- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 3-6 шт.;
- верхняя (устанавливается на нижнюю) с остекленными дверками - 3-6 шт.;
- верхняя (устанавливается на остекленную) с глухими дверками - 3-6 шт.
3.7. Для размещения книжного фонда в секциях должны быть предусмотрены полки,
установленные на регулируемой высоте.
3.8. Для размещения крупноформатных репродукций картин и таблиц в кабинете
должны быть предусмотрены специальные ящики.
3.9. Для обеспечения демонстрации диафильмов, слайдов необходимо иметь 2-3
столика или тележки для проекционной аппаратуры.
3.10. В кабинете должны быть экспозиционные стенды для организации выставки
тетрадей, книг, справочных таблиц, карточек со словами для запоминания, календаря
знаменательных дат. Это могут быть открытые стенды и закрытые застекленные
витрины для обеспечения сохранности ценных экспонатов.
4. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием
4.1. Кабинет химии и биологии комплектуются в соответствии с действующими
"Перечнями учебного оборудования по химии и биологии для общеобразовательных

учреждений России", утвержденным приказом Министерства образования Российской
Федерации.
4.2. Учебное оборудование должно быть ориентировано на разные виды восприятия и
разные организационные формы работы: печатные, экранные, звуковые и экраннозвуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал.
4.3. Состав печатных, экранных, звуковых и экранно-звуковых пособий определяется
для каждого кабинета в зависимости от возрастного состава обучающихся и задач
конкретной программы, по которой работает учитель.
4.4. В кабинетах технологии необходим книжный фонд для воспитания культуры речи
и чтения и для формирования навыков самостоятельной работы.
4.5. Книжный фонд для уроков технологии должен включать справочники школьного
типа, адресованные обучающимся; для занятий по химии и биологии - пособия для
обучающихся серии " Линия жизни». Справочные материалы.", облегчающие
организацию самостоятельной работы обучающихся.
4.6. В кабинете должен быть комплект научно-методических книг, которые также
используются непосредственно на урочных и внеклассных занятиях. К этой группе
книг относятся программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям,
сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические
работы.
4.7. В кабинете целесообразно предусмотреть фонд самодельных пособий,
отражающих краеведческие особенности и специфику преподавания в конкретном
общеобразовательном учреждении.
4.8. Для оптимального использования имеющегося в кабинете учебного оборудования
должны быть составлены картотеки: систематические, тематические, поурочные.
В первой картотеке средства обучения распределяются, систематизируются по видам
(книги, печатные наглядные пособия, экранные, звуковые); во второй и третьей - по
темам и вопросам программы.
4.9. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней
имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного
номера.
5. Требования к организации рабочего места учителя и обучающихся
5.1. В состав рабочего места учителя входят стол для учителя со стулом, классная
доска, экран.
5.2. Площадь стола должна быть достаточной для размещения книг, тетрадей,
раздаточного материала, используемых на конкретном уроке.
5.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими
поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного
щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь
магнитную поверхность.
5.4. Доски или панели над ними должны быть снабжены держателями для закрепления
таблиц.
5.5. Для рациональной организации рабочего места обучающихся должны быть
соблюдены следующие условия:

- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, выполнения опытов и других
видов самостоятельных работ;
- удобное размещение оборудования, используемого на уроке;
- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной
рабочей позы обучающегося;
- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).
Группа
мебели

Высота
переднего
края сиденья стула,
мм

Группа
роста, мм

Цвет
маркировки

Высота
стола, мм

4

380

1460
1600

до

Красный

640

5

420

1600
1750

до

Зеленый

700

6

460

1750
1800

до

Голубой

760

6. Требования к размещению и хранению учебного оборудования
6.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за
данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий
новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам
учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного
оборудования и правил безопасности.
6.2. Учебное оборудование должно размещаться так, чтобы вместимость шкафов и
других приспособлений были максимально использованы при соблюдении
перечисленных выше требований.
6.3. Книжный фонд (словари, справочники, научно-популярная и художественная
литература) должны храниться в секционном шкафу на специально выделенных
полках.
6.4. Часть средств обучения химии и биологии, составляющая точный материал
(текстовой и изобразительный) должна храниться в приспособлениях типа каталожных
ящиков, соответствующих формату изданных карточек.
6.5. Репродукция картин и таблицы, наклеенные на картон, должны храниться в
специальных ящиках под классной доской или установленных отдельно под
экспозиционными щитами. Таблицы размещаются в секциях по классам и темам с
указанием списка и номера таблиц.
6.6. Диапозитивы хранят в картонных коробках, диафильмы - в пластмассовых
коробках в специально изготовленных гнездах-укладках из дерева или пенопласта;
транспаранты - в полиэтиленовых конвертах. Все экранные средства должны
храниться в секциях с глухими дверками вдали от отопительных сооружений.

6.7. Аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них
на нужной высоте.
7. Требования к оформлению интерьера кабинета
7.1. Необходимо правильно подобрать цветовую гамму окраски стен кабинета.
Наиболее благоприятными для работы являются холодные цвета: зеленый, голубой,
сине-зеленый и их оттенки.
Расположение (этаж)

3

Длина (м)

5,52

Ширина (м)

4,45

Площадь (м2)

43,6

Естественное освещение
Количество окон

да
3 в классе+1 в лаборатории

Площадь окон (м2)
Оснащение окон решетками

нет

Оснащение окон затемнением

нет

Искусственное освещение

лампы

Количество ламп

7

Электророзетки (кол-во)

3

Пожарная сигнализация /
дымоуловители

имеется

Схема кабинета

1. _________________________________________________________
2. _________________________________________________________

1. Окно
2. Дверь
3. Шкаф вытяжной
4. Доска
5. Шкафы
6. Парта ученическая
7. Стол демонстрационный химический
8. Стол учительский
9. Стул
10. Стол учительский
11. Стенд
12. Раковина в лаборатории
13. Подставка
14. Телевизор
Оформление экспонируемых материалов должно гармонично сочетаться с окраской
стен, цветом и отделкой мебели.

7.2. В кабинете целесообразно разместить стенды: рабочие, относящиеся к какой-либо
теме программы; справочные (длительного пользования); юбилейные, не имеющие
прямого отношения к программам.
Основу экспозиции учебного кабинета составляют рабочие стенды. Содержание этих
стендов может быть связано с разными аспектами в изучении языка и литературы.
7.3. Справочно-информационный и инструктивный материал целесообразно
распределить между стендами; он может экспонироваться и на специальном щите.
7.4. Рабочие стенды размещают в центре боковой стены свободной от различных
приспособлений. Для юбилейных экспозиций используют верхнюю часть задней
стены.
7.5. Стенд не должен быть перегружен экспонатами.
2. Опись имущества кабинета
№
Наименование имущества
Количество
п/п
1. Стол учительский
2
2. Стол демонстрационный
1
3. Стол ученический
13
4. Стул учительский
1
5. Стулья ученические
26
6. Вытяжной шкаф
1
7. Доска наст.3-элементная ДН-54К (магнит,мел,маркер)
1
8. Шкафы для коллекций
4
9. Стеллажи и шкафы для приборов, раздаточного
7
материала и другого оборудования
10. Сейф для огнеопасных реактивов
1
11. Экран
1
12. Компьютер
1
13. Мультимедиа
1
14. Телевизор
1
15. Графопроектор
1
Перечень средств и медикаментов для аптечки учебного кабинета (лаборатории) химии
Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом
с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при
различного рода отправлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках
лекарств, кроме надписей о содержимом, проставляется порядковый номер, и тогда раздел
инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид:
- ожог термический: 12, 13 или 3, 2;
- ожог кислотный: 14, 13 или 3, 2.
Цифры соответствуют номерам медикаментов в следующем ниже перечне.
Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:
1. Бинт стерильный, 1 упаковка.
2. Бинт нестерильный, 1 упаковка.
3. Салфетки стерильные, 1 упаковка.
4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят в стерильной
стеклянной склянке с притертой пробкой.
5. Пинцент для наложения ватных тампонов на рану.
6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон 25 - 50 мл.

7. Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или темном Флаконе,
25 - 50 мл.
8. Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее
средство, 50 мл.
9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках ("Карболен"). Давать
внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4 - 6
таблеток (до и после промывания желудка).
10. Водный раствор аммиака 10%-ный. Давать нюхать с ватки при потере сознания и
при отравлении парами брома.
11. Альбуцид (сульфацил натрия) 30%-ный, 10 - 20 мл, капать в глаза после
промывания по 2 - 3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3
недель.
12. Спирт этиловый 30 - 50 мл для обработки ожогов и удаления капель брома с
кожи.
13. Глицерин 20 - 30 мл для снятия болевых ощущений после ожога.
14. Водный раствор гидрокарбоната натрия 2%-ный для обработки кожи после ожога
кислотой, 200 - 250 мл.
15. Водный раствор борной кислоты 2%-ный для обработки глаз или кожи после
попадания щелочи. Хранить в сосуде типа промывалки, 200 - 250 мл.
Растворы 14, 15 могут располагаться вне аптечки.
16. Пипетки 3 шт. для закапывания в глаз альбуцида
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
ПО химии, биологии

Класс
10-11

Название диска
«Уроки химии КиМ» (10-11кл)

9-8

«Уроки химии КиМ» (9-8кл)

11

«Уроки биологии КиМ» (11 класс)

10

«Уроки биологии КиМ» (10 класс)

6-7

«Уроки биологии КиМ» «Животные»

9

«Уроки биологии КиМ» «Растения, бактерии, грибы»

8

«Уроки биологии КиМ» «Человек и его здоровье»

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (МСО)
1. CD-ROM Химия.8 класс. (3 диска). «Просвещение-Медиа».
2. CD-ROM Химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем
мультимедиа, МарГТУ
3. CD-ROM Химия для всех. Решение задач.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Таблицы по химии.
Таблицы. Папка№1
1.Условия смещения хим.реакции
2. Гибридизация атомных орбиталей
3. Порядок заполнения электронных оболочек атомов
4. Хим.равновесие
5. Скорость хим.реакции и ее зависимость от разных факторов
6. Изомерия
7. Принципы Ле Шателье и смещение химического равновесия
8. Энергетика цепных реакций
9. Типичные степени окисления.11класс
10. Химическая связь и ее реакционноспособность
11. Электролиз.11 класс
12. Классификация хим.реакций
13. Теплота образования химической связи,11 класс
14. Общая характеристика металлов,11 класс
15. Свойства водородных соединений элементов,11 класс
16. Взаимодействие азотной кислоты с металлами
17. Сравнительная характеристика мономеров
18. Синтезы на основе пропилена
19. Синтезы на основе бензола
20. Синтезы на основе пентана
21. Синтезы на основе бутана
22. Действие азотной и серной кислот наметаллы,11 класс
23. Аминокислоты
24. Относительная сила кислот и их окислительная способность,11 класс
25. Электродные потенциалы и ряд напряжения металлов
26. Энергетические эффекты некоторых процессов,11 класс
27. Картины к урокам органической химии 10 класс «Углеводы»
28. Электролитическая диссоциация, 9 класс
Папка №2
1. Свойства соединений химических элементов
2. Темы уроков
3. Приемы обращения с лабораторным штативом
4. Приемы обращения с лабораторной спиртовкой
5. Изомерия углеводов
6. Лабораторная фарфоровая посуда и оборудование
7. Лабораторная стеклянная посуда
8. Основные оксиды
9. Нерастворимые основания
10. Кислоты
11. Химические реакции солей
12. Первоначальные химические понятия
13. Постоянная валентность
14. Признаки хим.реакции
15. Реакции хлора
16. Хим.реакции щелочей
17. Хим.реакции оксидов
18. Э.О. элементов

19. Реакции железа
20. Аллотропные видоизменения серы
21. Алюминий
22. Реакции металлов
23. Хим.свойства азотной кислоты
24. Специфические свойства серной кислоты
25. Химические свойства карбонатов
26. Реакции аммиака
27. Хим. свойства СО2
28. Хим.свойства фосфорной кислоты
29. Хим.свойства солей аммиака
30. Кислород.Озон.
31. Прямая,обратная реакции.
32. Альдегиды.
33. Производство NH4NO3
34. Электронные модели атомов элементов I и II периодов
35. Производство НNO3
36. Ионообменные смолы
37. Применение электролиза
38. Кривые растворимости солей
39. Гидролиз водных растворов солей
40. Химические знаки и атомные массы
41. Плавка чугуна в доменной печи
42. Производство аммиачной селитры
43. Электролиз в металлургии
44. Ионная связь
45. Ковалентная связь
46. Соотношение между различными типами химической связи
47. Химическая коррозия
48. Способы защиты металлов от коррозии
49. Электропроводность металлов
50.Схема очистки доменного газа
51. Кристаллические решетки металлов
52. Круговорот углерода в природе
53. Атомные радиусы элементов I-IV периодов
54.Распространенность химических элементов в земной коре
55. Электролиз раствора хлорида меди
56. Электрохимический ряд напряжения металлов
57. Мартеновская печь
58. Схема гальванического элемента
59. Амфотерные гидроксиды
60. Степени окисления элементов
61. Производство NH3
62. Получение и собирание газов
63. Основные работы в химической лаборатории
64. Нагревательные приборы
65. Синтез NH3
66. Схема растворения и электролитической диссоциации
67. Круговорот фосфора в природе
68. Обращение с различными веществами
69. Относительная электроотрицательность элементов

Учебные пособия по химии
Наименование

Кол-во
Коллекции

Алюминий

1

Каменный уголь и продукты его переработки

1

Металлы

1

Минералы и горные породы

1

Нефть и продукты её переработки

1

Пластмассы

1

Стекло и изделия из стекла

1

Топливо

1

Чугун и сталь

1
Аппараты и приборы:

Аппарат для демонстрации воды (220В)

1

Баня комбинированная лабораторная

1

Аппарат Киппа 250 мл
Прибор для опытов по химии с электрическим током
(демонстрационный)
Набор деталей к установке для перегонки веществ

1

Установка для фильтрования под вакуумом

1

Аппарат для проведения реакции

1

Модели
Демонстрационный набор для составления объёмных
моделей молекул
Модель «Кристаллическая решётка алмаза»

1

Модель «Кристаллическая решётка графита»

1

Модель «Кристаллическая решётка железа»

1

Модель «Кристаллическая решётка йода»

1

Модель «Кристаллическая решётка каменной соли»

1

Модель «Кристаллическая решётка льда»

1

Модель «Кристаллическая решётка магния»

1

Модель «Кристаллическая решётка газа»
Набор атомов для составления модели молекул
(лабораторный)
Набор ареометров

1

Посуда

1
1

1

8
19

Комплект мерной посуды
Набор склянок для растворов 250 мл.
(с притёртой пробкой)
Спиртовки для демонстративных работ
Комплект для демонстративных опытов по химии
универсальный (КДОХУ)
Набор склянок с дозаторами для хранения растворов

1

Ложки для сжигания веществ
Набор посуды и принадлежностей для лабораторных
работ по химии (НПХЛ)
Пробирки 14*120

3

1
3
1
1

8
100

Набор этикеток самоклеющихся

3

Пробирки 14*120

100

Пробирки 16 * 150

100

Штатив лабораторный химический

8

Столик подъёмно-переворотный с двумя плоскостями

1

Плитка электрическая малогабаритная 220 В

5

Реактивы и материалы
Наименование и квалификация
по химии
Наименование реактивов и
материалов

Квалификация

Масса
реактива на
набор,г.

№ 1С «Кислоты»
Чда

Кислота азотная HNO3
Кислота ортофосфорная H3PO4

Имп.
№3 ВС «Щёлочи»
Ч

Гидроокись калия KOH

Дата

200г
200г

14.04.2010

250г

Гидроокись натрия NaOH

Ч

200г

Гидроокись кальция Ca(OH)2

Ч

50г

08.04.2010

№5

Гексан C6H14

№6 С «Органические вещества»
Ч

50г

Д-глюкоза C6H12O6

Ч. фарм.

50г

Глицерин C3H5(OH)3

Ч. синт.

150г

03.02.2010

Кислота муравьиная HCOOH

Ч. техн.

50г

Кислота уксусная для пищевой
Ч
промышленности или кислота
уксусная синтетическая и
регенерированная CH3COOH
№7 «Минеральные удобрения»
Аммофоска
Техн.

200г

Карбамид (мочевина) C3H6O

Техн.

0,25

Натрий азотнокислый NaNO3

Техн.

0,25

Калий хлористый KCl

Техн.

0,25

Сульфат аммония (ΛH4)2SO4

Техн.

0,25

Суперфосфат гранулированный

Техн.

0,25

Селитра кальциева Ca(NO3)2

Техн.

0,25

0,25

20.05.2010

№8 С «Иониты»
Анионит АВ-17-8

50г

Катионит КЧ -2-8

50г

12.03.2009

№9 ВС «Образцы не органических веществ»
Алюминий азотнокислый 9Ч
50г
водный
Al(N
Бария окись
Ч
50г
Квасцы алюмокалиевые

Ч

50г

Калий фосфорнокислый
двузамещен. 3-вод.
Кобальт (II) сернокислый 7водный
Кислота борная

Ч

50г

Ч

50г

Ч

50г

Литий фтористый

Ч

50г

Марганец (II) сернокислый 5водный
Марганец хлористый

Ч

50г

Ч

50г

Натрий кремнекислый мета. 9водный
Никель сернокислый

Ч

50г

Ч

50г

Свинец (II) окись

Ч

50г

Аммиак водный

11.02.2010

№11 С «Соли для демонстрационных опытов»
Ч
50г

Аммоний углекислый кислый

Ч. техн

50г

Калий углекислый

Ч

50г

Калий углекислый кислый

Ч

50г

15.04.2010

Калий фосфорнокислый
двузамещённый
3-водный
Кальций фосфорнокислый

Ч

50г

Ч

50г

Кальций фосфорнокислый
двузамещённый 2- водный
Натрий углекислый

Ч

50г

Ч

50г

Натрий фосфорнокислый 12Ч
водный
Кальций фосфорнокислый
Ч
1-замещ., 1-водный
№12 ВС «Неорганические вещества
Калий железисто синеродистый
Ч
3-водный
Калий йодистый
Ч

50г

Калий роданистый

Ч

50г

Натрий бромистый

Ч

50г

Натрий сернокислый безводный

Ч

50г

Натрий сернокислый кислый

Ч

50г

Натрий углекислый

Ч

50г

Натрий фтористый

Ч

50г

Сера техническая природная
молотая

Ч

50г

50г

50г
50г

№13 ВС «Галогениды»
Алюминий хлористый 6-водный
Ч

50г

Железо хлорное

Техн.

50г

Калий хлористый

Чда.

50г

Цинк хлористый

Ч

50г

Кальций хлористый двухводный

Техн.

50г

Магний хлористый шестиводный

Техн.

50г

Медь II хлорид двухводный

Ч

50г

Натрий хлористый очищ.

Ч

50г

Аммоний хлористый

Ч

50г

Техн.

50г

Барий хлористый

11.02.2010

15.04.2010

№14ВС «Сульфаты, сульфиты, сульфиды»
Железный купорос
Техн.
50г
Железо (II) сернокислое 7-водное

Ч

50г

Медный купорос

Техн

50г

Цинковый купорос

Техн

50г

11.03.2010

Калий сернокислый

Техн

50г

Калий сернокислый кислый

Ч

50г

Кальций сернокислый 2-водный

Ч

50г

Магний сернокислый 7-водный

Ч

50г

Техн

50г

Аммоний сернокислый

Ч

50г

Алюминий сернокислый

Ч

50г

Тех. или Ч

50г

№15ВС «Галогены»
Ч

15г

Натрий сернокислый

Сульфат натрия безводный
Бром
Йод

Ч

№16 ВС «Металлы, оксиды»
Алюминий гранулированный
Ч

20г
50г

Железо металлическое
восстановленное

Ч

200г

Железо (III) оксид для ферритов

Ч

50г

Медь (II) окись порошкообразная

Чда

100г

Цинк гранулированный

Чда

100г

Алюминий азотнокислый 9водный
Аммоний азотнокислый

№17 С «Нитраты»
Ч

50

Барий азотнокислый

Ч

50

Калий азотнокислый

Ч

50

Натрий азотнокислый

Ч

50

Серебро азотнокислое

Ч

20

№18 ВС «Соединения хрома»
Аммоний двухромовокислый
Ч

0,2г

Калий двухромовокислый

Ч

0,05г

Калий хромовокислый

Ч

0,05г

Марганца (IV) окись
Калий марганцовокислый
Соляная кислота
Серная кислота

Ч
№20 ВС «Кислоты»
Ч
Ч

23.10.2009

50

Ч

№19 ВС «Соединения марганца»
Ч

20.01.2010

13.04.2010

29.10.2009

0,1г
0,1г

18.09.2008

Нет в
наличии

№21 ВС «Неорганические вещества»
Ч

Кальция окись

200г

Медь II сернокислая безводная
или медь II сернокислая 5-водная
Медь II углекислая основная

Ч

200г

Ч

200г

Натрий углекислый

Ч

200г

Натрий углекислый кислый

Ч

200г

№22 ВС «Индикаторы»
Чда

Лакомоид индикатор
Метиловый оранжевый
индикатор
Фенолфталеин индикатор
Натрий

11.03.2009

0,1г

Чда

0,1г

Чда

0,1г

22.12.2009

№24 ВС «Щелочные и щелочноземельные металлы»
Ч
10г

Кальций

Ч

10г

Магний (стружка)

Ч

15г

28.12.2009

№25 Для проведения термических работ
Горючее для спиртовок
0,33л
0,33л
0,33л

2010г

0,33л
Набор материалов по химии
Алюминий гранулированный

50г

Уголь активированный

50г

Карбонат кальция (мраморная
крошка)
Карбид кальция

500г

Крахмал картофельный

50г

Парафин

500г

Медь (кусочки)

50г
Группы хранения реактивов

Взрывчатые вещества.
В «Типовых перечнях» не значатся
Вносить в здание школы запрещено
II
Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы
Литий, натрий, кальций, магний металлические; карбид кальция
В лаборантской, в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ
III

50г

22.10.2009

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении
В «Типовых перечнях» не значатся
IV
Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ)
Диэтиловый эфир, ацетон,
бензол,
кислота аминоуксусная, нефть сырая,
В лаборантской в металлическом ящике или в специальной заводской укладке
V
Легковоспламеняющиеся твердые вещества
Фосфор красный, кислота пальмитиновая, активированный уголь, графит, парафин, сухое
горючее
В лаборантской, в шкафу под замком
VI
Воспламеняющие (окисляющие) реактивы
Перманганат калия, азотная кислота, нитраты калия, натрия, оксид марганца (IV),
пероксид водорода, нитрат алюминия, нитрат аммония
В лаборантской, в шкафу, отдельно от IV и Vгрупп
VII
Повышенной физиологической активности
аммиак, бария оксид гидроксид калия, гидроксид натрия, оксид кальция,
гидроксид кальция, оксид свинца (II ), дихромат аммония, нитрат бария,
анилин
В лаборантской в сейфе
VIII
Малоопасные вещества и практически безопасные
Хлорид натрия, сахароза,мел,
борная кислота,
сульфат магния…
В классе в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах
Учебные пособия по биологии
Наименование

Кол-во

Комплекты микропрепаратов
Комплект микропрепаратов «Анатомия»

8

Комплект микропрепаратов «Ботаника-1»

8

Комплект микропрепаратов «Ботаника-2»

8

Комплект микропрепаратов «Зоология»

8

Комплект микропрепаратов «Общая биология»

8

Коллекции
Коллекция «Голосеменные растения»

1

Коллекция «Морское дно»

1

Коллекция «Раковины моллюсков»

1

Коллекция «Семена и плоды»

1

Коллекция «Палеонтологическая»

1

Гербарии
Гербарий «Основные виды растений»

1

Гербарий «Сельскохозяйственные растения России»

1

Скелет
Скелет человека на штативе, 85 см.

1

Торс человека разобранный, 42 см.

1

Скелет голубя

1

Скелет костистой рыбы

1

Скелет кролика

1

Скелет лягушки

1
Модель

Модель строения листа

1

Модель цветок тюльпана

1

Модель инфузория туфелька

1

Модель червя

1

Модель кузнечика

1
Набор муляжей

Набор муляжей и корнеплодов и плодов

1

Набор муляжей грибов

1

Набор муляжей овощей

1

Набор муляжей фруктов

1

Человек
Модель гигиена зубов

1

Модель глаза

1

Модель гортани в разрезе

1

Модель желудка в разрезе

1

Модель зуба

1

Модель локтевого сустава

1

Модель микростроение клетки

1

Модель мозга в разрезе

1

Модель носа в разрезе

1

Модель почки в разрезе

1

Модель сердца в разрезе

1

Модель структуры ДНК

1

Модель ушной раковины

1

Модель части позвоночника

1

Модель черепа человека

1

Долька печени. Макр-микростроение

1

Ворсинка кишечная с сосудистым руслом

1

Железы внутренней секреции

1

Строение кожи в разрезе

1

Пищеварительный тракт

1

Посуда
Набор хим. Посуды и принадлежностей для лаб. Работ
по биологии 2
Спиртовка лабораторная 2

8
10

Штатив лабораторный комбинированный ШЛб
Набор хим.посуды и принадлежностей по
природоведению лаб. (НППЛ)
Набор хим. посуды и принадлежностей по
природоведению демонстрационный (КДОПР)
Набор луп

16

Лупа препаровальная

1

3
8
1

Правила пользования учебным кабинетом
1. Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
2. Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии учителя.
3. Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
4. Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
Правила техники безопасности
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

В кабинете невозможны подвижные игры. Запрещается бегать по кабинету.
Окна могут быть открыты только в присутствии учителя или отсутствии учащихся.
В отсутствии учителя запрещается прикасаться к электроприборам и розеткам.
В отсутствие учителя всё электрооборудование отключается.
В отсутствие учителя невозможно перемещение классной доски.
В отсутствие учителя класс не может быть заперт учащимися изнутри.
Дверцы шкафов и другой мебели должны быть закрыты.
Все указания учителя по обеспечению безопасности в классе выполняются
учащимися быстро и безусловно.

Правила поведения в кабинете химии
Ученики должны знать и уметь выполнять следующие правила:
1. Содержать закрепленное рабочее место в чистоте и порядке.
2. После окончания работы сдать рабочее место дежурному, который затем сдает
его преподавателю (лаборанту).
3. Соблюдать тишину. Запрещается есть, заниматься посторонними делами.
4. Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо уяснены его
цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте
имеется все необходимое для работы.
5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать
дисциплину, быть собранными, внимательными и предельно аккуратными.
6. Реактивами пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем,
жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки, держать склянку
этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись). Избыток взятого
вещества не ссыпать и не сливать обратно в банку с реактивами, а удалять в
санитарную склянку. Все работы с вредными веществами проводить в вытяжном
шкафу. Остатки неагрессивных реактивов и продукты их взаимодействия после
разбавления выливать (жидкие) или выбрасывать (твердые) с бытовым мусором.
7. Работать в халате. После окончания работы тщательно вымыть руки.
8. Наблюдения и выводы заносить в форме отчета в лабораторный журнал, записи
вести так, чтобы они кратко и логично описывали работу, используемые приборы и
реактивы. Отчет должен быть написан аккуратно, иметь заголовок (тема
практической работы) и даты. В отчет включают следующие сведения.
а) Цель работы в целом и каждого отдельного опыта (это может быть получение
вещества, исследование его свойств и др.).
б) Конкретные экспериментальные наблюдения (изменение цвета, выделение газа,
выпадение осадка или, наоборот, его растворение); при изменении окраски быть
внимательным и учиться характеризовать оттенки цвета (например, оттенки
красного цвета – розовый, малиновый, кроваво-красный, бледно-красный, темновишневый, цвет запекшейся крови и др.). Наблюдательность при проведении
химического эксперимента – очень ценная и важная черта профессионального
химика, которую нужно развивать.
в) Объяснение опыта и экспериментальных наблюдений с помощью уравнений
реакций, с использованием необходимых формул и расчетов по ним (с указанием
единиц измерения).
г) Выводы, где подводится итог работы.
9. Соблюдать максимальную осторожность. Вce опыты с токсичными и летучими
веществами, упаривание растворов проводить только в вытяжном шкафу.
10. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку
держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости
прогревать все содержимое пробирки.
11. Нюхать вещества в емкостях, не вдыхая пары полной грудью, a направляя
воздух от них к себе плавным движением ладони.
12. Работу с кислотами и щелочами проводить, наливая их растворы в пробирку на
расстоянии от себя, не допускать попадания агрессивных веществ на одежду, лицо
и руки.
13. При обращении с неизвестными веществами проявлять повышенную
осторожность. Ни в коем случае нельзя пробовать вещество на вкус!

14. Необходимо тотчас убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на столах и
полу. При проливании кислоты на пол это место засыпать песком, собрать его и
вынести, вымыть этот участок пола раствором соды.
15. Нельзя набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости,
следует пользоваться резиновой грушей.
16. Запрещается работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня.
17. При измельчении сухих щелочей следует надевать резиновые перчатки,
защитные очки. Брать твердую щелочь только пинцетом или щипцами.
18. Не использовать для опытов вещества из склянок и банок без этикеток и с
неразборчивыми надписями.
19. При приготовлении растворов нужно лить серную кислоту в воду, а не
наоборот (вследствие сильного местного разогревания возможно разбрызгивание
концентрированной кислоты). Следует пользоваться толстостенной склянкой или
фарфоровой посудой.
20. Запрещается брать вещества из лаборатории домой.
21. В целях противопожарной безопасности рекомендуется тушить горящую
спиртовку крышкой-колпачком (не дуть), уметь пользоваться асбестом, песком и
огнетушителем.
22. При необходимости уметь пользоваться содержимым аптечки, согласно
инструкции оказать первую помощь при ожогах и отравлениях.
23. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно ответившие
на вопросы по технике безопасности в кабинете химии.
Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии
Ι. Общие положения
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих
в кабинете химии.
2. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие
инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
3. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего
распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
4. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие
опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями, как:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании веществ
в пробирках, колбах и т. п.;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
— отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;
—
ожоги от
возникшего
пожара при неаккуратном обращении
с
легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;
— поражение электрическим током при нарушении правил пользования
электроприборами.
5. Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в присутствии учителя:
пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещается.
6. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта.
7. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классных комнат для занятий по
другим предметам и для групп продленного дня.

8. В кабинете химии из числа внеурочных мероприятий разрешатся проводить только
занятия химического кружка и факультатива по химии.
9. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в кабинете химии и
лаборантской, принимать пищу в спеподежде.
10. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.
11. Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо применять индивидуальные
средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены. Администрация школы
обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами
индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат,
защитные очки, фартук из
химически стойкого материала, резиновые перчатки; халат должен застегиваться только
спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах, длина халата — ниже колен).
Стирать халат, испачканный химическими реактивами,
необходимо отдельно от
остального нательного белья.
12. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя
огнетушителями, ящиком с песком, накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 мх
1,8 м и 0,5 м х 0,5 м.
13. В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка первой медицинской
помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для
школьных кабинетов химии.
14. Каждый работающий в кабинете химии должен знать местонахождение средств
противопожарной защиты и аптечки первой медицинской помощи.
15. В каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить администрации школы.
16. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила техники безопасности и
пожарной безопасности, выполнять требования инструкций по безопасному обращению с
реактивами, лабораторным оборудованием и электроприборами, содержать в чистоте
рабочее место.
17. На видном месте в кабинете химии должен быть Уголок техники безопасности, где
необходимо разместить конкретные инструкции с условиями безопасной работы и
правила поведения в химическом кабинете.
18. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда,
привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами
внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной
проверке знаний норм и правил охраны труда.
ΙΙ. Требования безопасности перед началом работы
1. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.
2. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить
к использованию средства индивидуальной защиты.
3. Подготовить к работе необходимое оборудование, лабораторную посуду, реактивы,
приборы.
III. Требования безопасности во время работы
1. Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок
на рабочем месте.
2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь
осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к
сосуду и не вдыхая полной грудью.
3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и
рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4. Опыты нужно проводить только в чистой посуде.
5. На всех банках, склянках и другой посуде, где хранятся реактивы, должны быть
этикетки с указанием названия вещества. Запрещается хранить реактивы в емкостях без
этикеток или с надписями, сделанными карандашом по стеклу, растворы щелочей — в
склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости — в
сосудах из полимерных материалов.
6. Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а
другой снизу поддерживать за дно.
7. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка
оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда,
снимают верхним краем той посуды, куда наливается жидкость.
8. При пользовании пипеткой категорически запрещается втягивать жидкость ртом.
9. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков,
ложечек, шпателей, пробирок.
10. При нагревании жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять
их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые
сосуды во избежание возможного поражения в результате химической реакции.
11. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы
кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и
огнеопасные вещества. Все отходы нужно сливать в специальную стеклянную тару
емкостью не менее Зле крышкой (для последующего обезвреживания).
12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с
открытой спиралью.
13. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической
природе.
14. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не
превышающих их необходимое количество для данного эх «перимента, а растворов —
концентрацией не выше
5%. На рабочих местах для постоянного размещения
допускаются только реактивы и растворы набора типа НРП, утвержденного
Министерством просвещения РФ.
IV. Требования безопасности по окончании работы
1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в
лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.
2. Отработанные растворы реактивов слить в специальную стеклянную тару с крышкой,
емкостью не менее 3 л (для последующего обезвреживания и уничтожения).
3. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.
4. Тщательно вымыть руки с мылом.
5. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.
V. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. В случаях с разбитой лабораторной посудой, не собирать ее осколки незащищенными
руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, руководствуясь требованиями
инструкции по безопасной работе с соответствующими химическими реактивами.
3. В случае с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью и ее загоранием немедленно
сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания
первичными средствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить
об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в
ближайшее лечебное учреждение.
Оказание первой медицинской помощи
Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в
медицинское учреждение.
1. Отравление кислотами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем
выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого
сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6
л.
При попадании внутрь концентрированных кислот и при потере сознания запрещается
вызывать искусственную рвоту, применять карбонаты и гидрокарбонаты как противоядие
(вместо оксида магния). В этом случае необходимо вызвать врача.
2. Отравление щелочами: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем
выпить столько же водного раствора уксусной кислоты с массовой долей вещества 2 %.
После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой.
3. Отравление фенолом: выпить 4 - 5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить
столько же розового раствора перманганата калия и снова вызвать рвоту. Третье
промывание сделать водным раствором этанола с массовой долей вещества 5 % (объем не
менее 1 л).
4. Отравление парами брома: дать нюхать с ватки нашатырный спирт (водный раствор
аммиака с массовой долей вещества 10 %), затем промыть слизистые оболочки носа и
горла водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2 %.
5. Отравление газами: чистый воздух и покой, в тяжелых случаях - кислород.
6. Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки
обожженного участка. Запрещается также применять красящие вещества (растворы
перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки).
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную
повязку.
Во всех остальных случаях после охлаждения места ожога накладывают стерильную
повязку и обращаются за медицинской помощью.
Иные виды поражения организма:
при попадании на кожу едкого вещества основная задача - как можно быстрее удалить его
стряхиванием или снятием пинцетом, сухой бумагой или стеклянной палочкой;

при попадании на кожу растворов кислот или щелочей смывают их после стряхивания
видимых капель широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать
пораженный участок увлажненным тампоном;
при ожогах негашеной известью запрещается пользоваться водой для удаления вещества:
снимать известь с кожи следует пинцетом или тампоном, смоченным минеральным или
растительным маслом.
После удаления с кожи вещества пораженный участок обмывают 2%-ным раствором
уксусной

кислоты

или

гидрокарбоната натрия

такой

же

концентрации,

затем

ополаскивают водой и накладывают повязку с риванолем или фурацилином.
Йод и жидкий бром удаляют с кожи этиловым спиртом и накладывают примочку из 5%ного раствора гидрокарбоната натрия. В случае ожога бромом немедленно обратиться в
медпункт.
Помощь при порезах и ушибах:
1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда,
давящая повязка).
2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из
глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или
раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.
3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают
стерильный тампон, смоченный

3%-ным раствором пероксида водорода, затем

стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови,
новую накладывают поверх старой.
4. Первая помощь при ушибах - покой поврежденному органу. На область ушиба
накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке).
Ушибленному органу придают возвышенное положение.
5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают "скорую
помощь".
6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым
тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 -10 минут. Для подачи
воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.
7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем
раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера
попавшего вещества.
8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести
2 - 3 капли 30%-ного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.

Основные направления работы кабинета








Кабинет как средство выполнения государственного стандарта: проведение
учебных занятий в соответствии с Федеральным компонентом государственного
стандарта общего образования по биологии и химии, примерными и авторскими
программами курсов по данным предметам, учебным планом образовательной программы
образовательной организации; обновление раздаточного дидактического материала с
учетом принципов системно-деятельностного подхода.
Кабинет как средство развития ученика: разработка и реализация программ
факультативных и элективных курсов; пополнение банка заданий для подготовки к
школьному, муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады
школьников; обновление памяток по выполнению различных видов заданий по данным
предметам; составление рекомендаций для обучающихся по выполнению проектных и
исследовательских работ с учетом специфики предметов.
Здоровьесберегающая деятельность: обеспечение соблюдения санитарногигиенических требований, требований пожарной безопасности, охраны труда и правил
поведения для обучающихся.
Обеспечение сохранности имущества кабинета: оформление своевременных
заявок заведующему хозяйством образовательной организации.
Цель работы кабинета химии и биологии:
создание оптимальных условий для организации образовательного процесса в
соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего
образования по биологии и Федеральным компонентом государственного стандарта
общего образования по химии.
Задачи:
- организация работы по оснащению кабинета в соответствии с требованиями
Минобрнауки России (оформление заявки на приобретение средств материальнотехнического обеспечения для кабинета биологии и химии);
- совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета путем
самостоятельного создания педагогом раздаточного и стендового демонстрационного
материала для обучающихся в соответствии с Программами по биологии и химии;
- систематизация материала для организации внеурочной деятельности по направлениям:
подготовка к олимпиадам, проектная и исследовательская деятельность школьников,
работа с классными коллективами.

Режим работы кабинета (2023-2024 учебный год)
Расписание звонков
1 урок

8.30 – 9.10

2 урок

9.25 – 10.05

3 урок

10.20 – 11:00

4 урок

11.20– 12.00

5 урок

12.20 – 13.00

6 урок

13.15 – 13.55

7 урок

14.10 – 14.50

Занятость кабинета № 35 на 2023-2024 учебный год
(по четвертям).
Урочные часы работы кабинета.
Урок Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
1 Биология 10кл Биология
Химия 10 кл Биология10 кл Биология 11 кл.
9Б кл
2 Биология 5 кл
Химия 9А кл Биология 8 кл. Биология 6 кл. Биология 9Б кл.
3
Химия 9Б кл
Биология 11кл Биология 7-9 Биология 8 кл. Биология 7-9 кл.
кл.
4 Химия 9А кл
Химия 8 кл
Химия 11 кл Биология 9Б кл Химия 9Б кл
5 Биология 11кл Биология 9Б Биология
Биология 7Б кл. Химия 8 кл
кл
10 кл
6
Биология
Биология 11 Биология 11кл .
7Акл.
кл.
Урок Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Элективные занятия
Класс
11

Время работы
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг
Биология 1430

Пятница
Биология
14-30

Занятия «Точки роста»
Класс
1

2

Время работы
Понедельник
Зеленая
лаборатория
15-00

Вторник

Среда

Четверг

Зеленая
лаборатория
15-00;
Зеленая
лаборатория
15-00

3

4

5

Волшебство в
пробирке 1540;

9Б

Волшебство в
пробирке
16-30;

Волшебство в
пробирке 6кл
15-40;
8 кл 16-30

Зеленая
лаборатория
15-00
Волшебство в
пробирке 7кл
15-40;
9Акл 16-30

Подготов
ка к ОГЭ
биология
Волшебство в
пробирке 1540;
Волшебство в
пробирке
16-30

6

8

7
9А

Пятница

Подготов
ка к ОГЭ
биология

Волшебство в
пробирке 1540;
Волшебство в
пробирке
16-30

Методическая и справочная литература
Методические пособия
Химия 8 класс:
Учебники:
Химия. 8 класс : учебник для общеобразовательных организаций ; / О.С. Габриелян,
И.Г.Остроумов, С.А.Сладков –М. : «Просвещение», 2019. – 175с.. [1] с. : ил. ISBN 978-509-071604-8
Контрольно-измерительные материалы:
Контрольные и проверочные работы по химии. О.С. Габриелян, М.: Дрофа, 2018 г.
Промежуточное тестирование. Химия. 8 класс. ФГОС / Н.С. Павлова. – М. : Издательство
«Экзамен», 2016. – 63, [1] с. (Серия «Промежуточное тестирование») ISBN 978-5-37710521-3.
Химия 9 класс:
Учебники:
Химия. 9 класс : учебник учебник для общеобразовательных организаций ; / О.С.
Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков –М. : «Просвещение», 2019. – 223с.. [1] с. :
ил. ISBN 978-5-09-071608-6
Контрольно-измерительные материалы:
Тесты по химии. М.В. Салыгина, Санкт-Петербург: Вктория, 2018 г.;
Химия. 9 класс. Тематический и итоговый контроль / Каверина А.А., Молчанова Г.Н. –
М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. ISBN 978-5-4454-0478-1.
Химия 10 класс:
Учебники:
Химия. 10 класс. Базовый уровень : учебник для общеобразовательных организаций ; /
О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков –М. : «Просвещение», 2019. – 195с.. [1] с. :
ил. ISBN 978-5-09-071604-8
Контрольно-измерительные материалы:
Химия. 10 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна
«Химия. Базовый уровень. 10 класс» : учебное пособие / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин,
А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа, 2019. – 253. [3] с. : ил. ISBN 978-5-358-14747-8.
Химия 11 класс:
Учебники:
Химия. 11 класс. Базовый уровень : учебник для общеобразовательных организаций ; /
О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков –М. : «Просвещение», 2019. – 127с.. [1] с. :
ил. ISBN 978-5-09-072089-2
Контрольно-измерительные материалы:
Химия. 11 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна
«Химия. Базовый уровень. 11 класс» : учебное пособие / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин,
А.А. Ушакова и др. – М. : Дрофа, 2019. – 220. [4] с. : ил. ISBN 978-5-358-14655-6.

План работы кабинета
на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1
2
3

Что планируется

Сроки

Установка оборудования
Подключение к Интернету

Отметка об
исполнении

сентябрь - октябрь
В течении года

Перспективный план развития кабинета
№
п/п
1
2

Что планируется
Обновление материала
Приобретение оборудования

Сроки
В течение года
В течение года

Ответственный
Зав. кабинетом
Зав. кабинетом

Результат

1. Оценка деятельности кабинета № 35 за 2022-2023 учебный год

1. Самоанализ работы зав кабинетом, самооценка (по результатам анкетирования, см.
приложение№4): кабинет соответствует требованиям САНПИНа, отлично.
__________________________________________________________________________
________________________________________________
2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования, см. приложение №5): отлично.

3. Оценка методического объединения учителей (на основе диагностической карты;

см. приложение № 1):
отлично._______________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Оценка методического совета (на основе диагностической карты; см. приложение
№1): отлично.
_______________________________________________________________________

5. Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета:
6. Продолжать работу в кабинете.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________
7. Аттестация учебного кабинета: аттестовать.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________

Протокол № 1
решения методического совета школы
о готовности учебного кабинета
к обеспечению условий реализации образовательной программы
на 2023 — 2024 учебный год
Кабинет № 35
Зав. кабинетом Бычкова Ирина Михайловна
Замечания методического совета: замечаний по заведованию кабинетом № 35 нет.
Решение методического совета: 1. Кабинет технологии № 35 считать готовым к
обеспечению условий реализации образовательной программы на 2023 — 2024
учебный год.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________
Дата:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».