ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность (профиль) общеразвивающей программы:естественнонаучная. Актуальность программы. В современном обществе в воспитании обучающихся акцент делается на формирование личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать. Приобретению обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности способствует учебно-исследовательская деятельность. Ученическое исследование по химии способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы.Экспериментальная деятельность школьников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Система разнообразных опытов и экспериментов в программеспособствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41; 4. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Режим занятий: занятия проводятся на группу 1 раз в неделю по 1 часа, продолжительность 1 часа занятия – 40 минут. Объем и срок освоения программы: Всего – 34 часа Формы обучения: очная, аудиторная, внеаудиторная в условиях живой природы, групповая, индивидуально-групповая. Виды занятий:теоретические и практические занятия, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия и др. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:беседа, семинар, творческий отчѐт, защита проекта, круглый стол. Цели Цель и задачи программы программы: формирование и расширение у обучающихся представления об окружающей действительности через исследовательскую деятельность и эксперимент. Задачи: 1) воспитательные: - развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности обучающихся; - формирование позитивных, здоровых, экологически безопасных бытовых привычек; - осуществление трудового воспитания посредством работы с реактивами, оборудованием, в процессе работы над постановкой опытов и обработкой их результатов; - создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса обучающихся в глазах сверстников, педагогов и родителей. 2) обучающие: - развивать интерес к изучению учебного предмета химия; - усовершенствование навыков по химическому эксперименту; - подготовка обучающихся к практической деятельности; - совершенствование работы с компьютером, подготовка презентаций, защита своих работ; - совершенствование навыков исследовательской и проектной деятельности; - овладение методами поиска необходимой информации. 3) развивающие: - развитие познавательных интересов и творческих способностей; - развитие положительного отношения к обучению путем создания ситуации удивления, занимательности, парадоксальности; - формирование научного мировоззрения. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ Системно – деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает: - определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, поэтому стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся не только предметным, а в первую очередь личностным и метапредметным. Метапредметные результаты представляют собой освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Освоение программы обучающимися позволит получить следующие результаты: - В сфере развития личностных универсальных учебных действий создать условия для формирования: • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно- познавательной мотивации. - В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий программа способствует: • формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения. - Приоритетное внимание уделяется познавательным универсальным учебным действиям: • практическому освоению обучающимися основ проектно - исследовательской деятельности; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково- символических средств, широкого спектра логических действий и операций. - В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию. Содержание: Тема 1. Химия в центре естествознания (5 часов) Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Техника безопасности. Меры оказания первой помощи. Оборудование химической лаборатории. Лабораторная посуда. Реактивы. Особенности работы в лаборатории. Расположение электрических выключателей, водопроводных кранов, средств пожаротушения, медицинской аптечки первой помощи в кабинете. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества.Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него. Демонстрации Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии. Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит). Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк). Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф). Демонстрационные эксперименты Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений. «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах. Качественная реакция на кислород. Качественная реакция на углекислый газ. Лабораторные опыты Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке. Определение содержания воды в растении. Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение крахмала в пшеничной муке. Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду. Домашние опыты Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках. Практическая работа № 1-2. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.«Шесть правил техники безопасности». Практическая работа № 3. «Типовые правила техники лабораторных работ. Лабораторное оборудование и посуда. Работа со спиртовкой, с весами, мерной посудой. Ареометры. Работа с химическими реактивами. Оформление хода эксперимента и его результатов». «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки». Тема 2. Эти обычные необычные вещества (10 часов) Вещества вокруг нас, их значение для человека. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и еѐ очистка. Гидросфера. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода. Вода в масштабе планеты. Вода в организме человека. Пресная вода и еѐ запасы. Экологические проблемы чистой воды. Жесткость воды, виды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Что такое кислотные дожди и как они образуются? Родниковые воды. Практическая работа №6-8:«Очистка загрязнѐнной поваренной соли. Практическая работа №9-10:«Определение и устранение жесткости воды». Примечание: Очистка воды от твердых примесей, от жидких и газообразных веществ. (Взвеси: песок + Н2О; мел + Н2О; масло + Н2О; Н2О + чернила, воронка, фильтр, колба, делительная воронка, выпарительная чашка, спиртовка, спички, держатель для пробирки, пробирки.) Жесткость воды: постоянная, временная, общая. Способы устранения жесткости воды. (Образцы воды; Na2CО3, Са(ОН)2, нагревание, спиртовка, спички, держатель для пробирки, пробирки.) Тема 3. Явления, происходящие с веществами (10 часов) Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение и ни поглощение теплоты. Демонстрации Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом. Респираторные маски и марлевые повязки. Противогаз и его устройство. Демонстрационные эксперименты Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты. Домашние опыты Разделение смеси сухого молока и речного песка. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Изучение состава СМС. Практическая работа № 11. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Практическая работа № 12. Очистка поваренной соли. Тема 4. Рассказы по химии (4 часа) Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученые-химики». «История химии». Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение). Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций. Подготовка и защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе. Данные занятия проводятся в форме «круглого стола» или школьной конференции (в течение года). Учащиеся выступают с краткими творческими отчетами по изученным проблемам, рассказывают о результатах своих исследований. Тема 5. Химия в быту ( 5 часов) Виды бытовых химикатов. Мыло и моющие средства. Соли и щелочи в составе моющих средств. Химчистка на дому. Химия и приготовление пищи.Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и еѐ физиологическое воздействие. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке. Практическая работа № 13:Удаление пятен. Практическая работа № 14:Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение еѐ образования(домашний эксперимент). Практическая работа № 15: Необычные опыты. - В сфере развития планируемых воспитательных результатов курса: получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов. Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчѐта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Тематическое планирование № 1 Название раздела, темы Химия в центре естествознания всего 5 Количество часов теория практика 2 3 Формы аттестации или контроля Анализ выполненных практических работ 2 Эти обычные необычные вещества 10 4 5 3 Явления, происходящие с веществами 10 3 7 4 Рассказы по химии 4 4 - 5 Химия в быту 5 3 2 ИТОГО 34 15 18 Обсуждение результатов работы. Опрос. Тестирование. Сообщения. Защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе. «Круглый стол». Обсуждение результатов работы. Поурочное планирование № Название раздела, темы всего 1 Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Техника безопасности. Меры оказания первой помощи.Оборудование химической лаборатории. Лабораторная посуда. Реактивы. Особенности работы в лаборатории. Расположение электрических выключателей и водопроводных кранов, средств пожаротушения, медицинской аптечки первой помощи в кабинете. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование. Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины)вещества.Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для 1 1 Количество часов теор прак ия тика 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы аттестации или контроля Анализ выполненн ых практичес ких работ жизнедеятельности организмов. 2 3 Эти обычные необычные вещества. Вещества вокруг нас, их значение для человека. Эти обычные необычные вещества. Вещества вокруг нас, их значение для человека. 1 Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. 1 1 Получение поваренной соли и еѐ очистка. 1 Практическая работа №68:«Очистка загрязнѐнной поваренной соли. Гидросфера. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода. Вода в масштабе планеты. Вода в организме человека. 1 1 Пресная вода и еѐ запасы.Экологические проблемы чистой воды. 1 Жесткость воды, виды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. 1 Практическая работа №910:«Определение и устранение жесткости воды». Что такое кислотные дожди и как они образуются? Родниковые воды. Явления, происходящие с веществами 1 1 3 1 1 2 1 1 1 1 Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. 1 1 1 1 Практическая работа № 11. Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент). Практическая работа № 12. Очистка поваренной соли. Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Кристаллизация или выпаривание. 1 Опрос. Тестирован ие.. Разделение смесей. Способы разделения смесей и очистка веществ. 1 2 4 Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Лабораторные работы Разделение смеси порошка серы и железных опилок. Разделение смеси порошка серы и песка. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей. Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение и ни поглощение теплоты. Лабораторные работы: Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации. Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды. Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора. Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты. Рассказы по химии Ученическая конференция. «Выдающиеся русские ученыехимики». «История химии» 1 1 1 .Конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение). 1 1 2 2 1 1 3 - Защита творчески х отчетов о проведен ной исследовательс кой работе. «Круглый стол». 5 Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций. Подготовка и защита творческих отчетов о проведенной исследовательской работе. 2 Химия в быту Виды бытовых химикатов. Мыло и моющие средства. Соли и щелочи в составе моющих средств. Химчистка на дому. Химия и приготовление пищи.Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и еѐ физиологическое воздействие. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.. Чего не хватает в вашей аптечке. 1 Практическая работа № 13:Удаление пятен. Практическая работа № 14:Удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение еѐ образования(домашний эксперимент). 1 1 Практическая работа Необычные опыты. 1 1 ИТОГО № 15: 2 Обсуждение результа тов работы. 1 1 34 44 28 Организационно-педагогические условия реализации программы: Для реализации программы используется кабинет химии, биологии. Санитарное и техническое состояние кабинета соответствует санитарным нормам и правилам техники безопасности. В оборудование кабинета входят следующие технические средства обучения: Экран Мультимедийный проектор. Колонки. Методические пособие учителя Ресурсы сети Интернет Дидактический, раздаточный материал Научно-популярная литература Мультимедийные обучающие программы. Материально-техническое обеспечение: лабораторное оборудование (посуда, реактивы, тест-комплекты, тест-системы, реактивы и др.), Цифровые лаборатории. Список литературы Учебно-методический комплект учителя: 1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80 2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74. 3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 -2013. 4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2010. 5. Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64 6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985 7. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 15-26 8. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.с. 64-70 9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища". // Химия в школе.-2005.- № 5.с. 18-29 10. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65. Учебно-методический комплект учащихся: 1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003. 2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000. 3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория. 4. Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Дополнительная литература: 1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80 2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74. 3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 -2013. 4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2010. 5 Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.1999.- № 3.- с. 58-64 6. Григорьев Д.В., Степанов П.Н. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2013 7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985 8. Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек.- М: Интеллект-Центр, 2009 9.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 15-26 10.Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей.- М: Белый город, 2009 11.Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – Химия, 1986 12. Мойе Стивен У. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – АСТ, 2007 13. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70 14. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища". // Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 18-29 15. Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996 16. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65. 17. Твои первые научные опыты.- М: Литерра, 2011 Интернет-ресурсы • http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал. • http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений. • http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия • http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII век