1.1 Пояснительная записка
Представленная программа будет реализована на базе Центра Точка роста
естественно-научной и технологической направленностей в МБОУ «Ш-И СОО
с. Уэлен». Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.18г. №196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам;
Концепцией развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Проектом Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года;
- с действующими СанПин утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ;
- Краевыми методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
региональный модельный центр дополнительного образования детей
Краснодарского края, 2020 год;
- Уставом;
- Положением о порядке разработки, реализации и обновления
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации
учащихся по реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ;
- Положением о форме календарного учебного графика;
-Положением об организации и осуществлении образовательной
деятельности, регулирующие правила приема, режим занятий, порядок и
основания перевода, отчисления и восстановления, порядок оформления
возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ
ДО и родителями.
Направленность программы
Практическая направленность содержания программы заключается
в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и
умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе
обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для
решения конкретных задач.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
программы Актуальность программы заключается в формировании
мотивации к целенаправленной познавательной деятельности,
саморазвитию,
а
также
личностному
и
профессиональному
самоопределению учащихся.
1.2.
Планируемые результаты:
В результате освоения программы «Волшебство в
пробирке» обучающиеся на ступени основного общего
образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных объектах и явлениях как
компонентах единого
мира,
овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на
мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы,
начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные
справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные)
и литературу о природе с целью поиска познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных
или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев
успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с природными объектами.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения
программы внеурочной деятельности:
- осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения внеучебных заданий с использованием учебной
литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом
круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях.
Занятия - по группам.
Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Виды занятий - лекции, практические работы, опыты,
экскурсии, викторины, праздники, лабораторные работы.
Условия реализации программы:
1. Оборудование центра «Точка роста».
2. Цифровые лаборатории центра «Точка роста».
3. Натуральные объекты.
4. Гербарии.
5. Коллекции.
6. Комплекты микропрепаратов.
7. Цифровой микроскоп.
8. Световые микроскопы.
9. Набор химической посуды и принадлежностей по
биологии для демонстрационных работ.
10. Лупа ручная.
11. Компьютер.
12. Интерактивная доска.
Формы аттестации
Для полноценной реализации данной программы используется вид
контроля - итоговая аттестация. Форма аттестации - контрольный урок в
форме устного опроса.
Оценочные материалы: наблюдение, опрос детей в устной
форме, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая
работа, лабораторные работы.
1.3 Содержание:
Тема 1.Вступление в мир веществ.(4ч.)
Как устроены вещества.Вещество. Молекула. Атом.Химический элемент. ПСХЭ
Д. И. Менделеева.Химическая формула.
Тема 2. Мир неорганических веществ (15ч.)
Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц.Физические и
химические явления.Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Самое необыкновенное вещество Вода. Уникальность воды. Вода – раствор
Самое необыкновенное вещество Вода. Уникальность воды. Вода –
растворитель Органолептические показатели воды.Жесткость воды, ее
определение и устранение.Жесткость воды, ее определение и
устранение.Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные
растения.Обнаружение кислот в продуктах питания.Карбонат кальция.Как
сода способствует выпечке хлеба? Приготовим лимонад! Получаем
поваренную соль.Металлы создают цвета, цветы, огни.Опыты с
железом.Уголь, графит и углекислый
газ – дети углерода.Очистка воды.
Тема 3. Мир органических веществ (14ч. )
Углеводы.Белки.Жиры.Польза и вред полиэтилена.Экологическая экспертиза
продуктов
питания..Лабораторная
работа
«Инструменты
лаборанта».Лабораторная работа
«Растворение поваренной соли».
Резервное время (1ч.)
1.4
Тематическое планирование
№ п/п
Содержание учебного предмета
1
Вступление в мир веществ
2
Мир неорганических веществ
3
Мир органических веществ
Характеристика основных
видов деятельности и форм
организации учебных
занятий
Теория, практические
работы
Лабораторные и
практические работы,
видеоуроки, групповая
работа
Лабораторные и
практические работы,
видеоуроки, групповая
работа
Повторение
Летние задания
4
Количество
часов
4
15
14
1
1.5 Поурочное планирование
Календарно-тематическое планирование
№
уроков
Наименование разделов,
модулей и тем уроков
Кол-во
часов
Плановые
сроки
прохождения
1
Тема 1. Вступление в мир веществ (4ч)
Как устроены вещества
1
06.09.
2
Вещество. Молекула. Атом.
1
13.09.
3
Химический элемент. ПСХЭ
Д. И. Менделеева.
Химическая формула
1
20.09.
1
27.09.
4
Тема 2. Мир неорганических веществ (15ч.)
7
8
9
Опыты, доказывающие
движение и взаимодействие
частиц
Физические и химические
явления.
Факторы, влияющие на
скорость химической
реакции.
1
04.10
1
18.10
1
25.10
Скорректированн
ые сроки
прохождения
10
11
12
13
14
15
16
Самое необыкновенное
вещество Вода.
Уникальность воды. Вода –
раствор Самое
необыкновенное вещество
Вода. Уникальность воды.
Вода – растворитель
Органолептические
показатели воды.
Жесткость воды, ее
определение и
устранение.Жесткость воды,
ее определение и устранение
Влияние синтетических
моющих средств на зеленые
водные растения.
Обнаружение кислот в
продуктах питания.
Карбонат кальция
1
01.11
1
08.11
1
15.11
1
29.11
1
06.12
1
13.12
Как сода способствует
выпечке хлеба? Приготовим
1
20.12
17
18
19
20
21
лимонад!
Получаем поваренную соль
1
27.12
Металлы создают цвета,
цветы, огни.
Опыты с железом
1
10.01
1
17.01
Уголь, графит и углекислый
газ – дети углерода
Очистка воды
1
24.01
1
31.01
Тема 3. Мир органических веществ (14ч.). на лабораторные работы ,обобщение и
летние задания)
23
Углеводы
1
07.02
24
Белки
1
11-15.03
25
Жиры
1
18-22.03
26
Польза и вред полиэтилена.
1
25-29.03
27
1
1-5.04
28
Экологическая экспертиза
продуктов питания..
Повторение.
1
15-19.04
29
Повторение
1
22-26.04
30
Лабораторная работа
«Инструменты лаборанта»
1
29-30.04
31
Лабораторная работа
«Растворение поваренной
соли»
1
6-8.05
32
1
13-17.05
33
Обобщающий урок по теме:
«Вещество»
Урок систематизации и
обобщения знаний за курс
«Чудеса в пробирке. 6 класс»
1
20-24.05
34
Резервное время
1
27-31.05
2.3. Список литературы:
1. Методическое пособие «Реализация образовательных программ
естественнонаучной и технологической направленности по биологии с
использованием оборудования центра «Точка роста». В.В.Буслаков,
А.В.Пынеев.
2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е
изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.:
Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы:
1. https://moodledata.soiro.ru/eno/met_rec.pdf. Лабораторный практикум
по биологии.
2. https://urok.1sept.ru/articles/611487 методические разработки с
использованием цифровой лаборатории.
3. http://window.edu.ru/resource/880/29880/files/ssu016.pdf Школьный
практикум по биологии.
4. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования»
5. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. Автор: Мухин
В. А., Издание: Феникс: 2013
6. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012
6.Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева
О. Н., Джикович Ю. В. Издание: Академия: 2012
7. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание:
ГЭОТАР- Медиа: 2013
8. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2011
9. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина
Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011
10. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина
Е. М. Издание: Академия: 2012