1.1 Пояснительная записка Представленная программа будет реализована на базе Центра Точка роста естественно-научной и технологической направленностей в МБОУ «Ш-И СОО с. Уэлен». Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.18г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; - Проектом Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; - с действующими СанПин утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ; - Краевыми методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, региональный модельный центр дополнительного образования детей Краснодарского края, 2020 год; - Уставом; - Положением о порядке разработки, реализации и обновления дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; - Положением о проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; - Положением о форме календарного учебного графика; -Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности, регулирующие правила приема, режим занятий, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБУ ДО и родителями. Направленность программы Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся. 1.2. Планируемые результаты: В результате освоения программы «Волшебство в пробирке» обучающиеся на ступени основного общего образования: - получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практикоориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир; - познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире; - получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - использование справочной и дополнительной литературы; - владение цитированием и различными видами комментариев; - использование различных видов наблюдения; - качественное и количественное описание изучаемого объекта; - проведение эксперимента; Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Занятия - по группам. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Виды занятий - лекции, практические работы, опыты, экскурсии, викторины, праздники, лабораторные работы. Условия реализации программы: 1. Оборудование центра «Точка роста». 2. Цифровые лаборатории центра «Точка роста». 3. Натуральные объекты. 4. Гербарии. 5. Коллекции. 6. Комплекты микропрепаратов. 7. Цифровой микроскоп. 8. Световые микроскопы. 9. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ. 10. Лупа ручная. 11. Компьютер. 12. Интерактивная доска. Формы аттестации Для полноценной реализации данной программы используется вид контроля - итоговая аттестация. Форма аттестации - контрольный урок в форме устного опроса. Оценочные материалы: наблюдение, опрос детей в устной форме, беседа, лист наблюдений, практическое задание, творческая работа, лабораторные работы. 1.3 Содержание: Тема 1.Вступление в мир веществ.(4ч.) Как устроены вещества.Вещество. Молекула. Атом.Химический элемент. ПСХЭ Д. И. Менделеева.Химическая формула. Тема 2. Мир неорганических веществ (15ч.) Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц.Физические и химические явления.Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Самое необыкновенное вещество Вода. Уникальность воды. Вода – раствор Самое необыкновенное вещество Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель Органолептические показатели воды.Жесткость воды, ее определение и устранение.Жесткость воды, ее определение и устранение.Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения.Обнаружение кислот в продуктах питания.Карбонат кальция.Как сода способствует выпечке хлеба? Приготовим лимонад! Получаем поваренную соль.Металлы создают цвета, цветы, огни.Опыты с железом.Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода.Очистка воды. Тема 3. Мир органических веществ (14ч. ) Углеводы.Белки.Жиры.Польза и вред полиэтилена.Экологическая экспертиза продуктов питания..Лабораторная работа «Инструменты лаборанта».Лабораторная работа «Растворение поваренной соли». Резервное время (1ч.) 1.4 Тематическое планирование № п/п Содержание учебного предмета 1 Вступление в мир веществ 2 Мир неорганических веществ 3 Мир органических веществ Характеристика основных видов деятельности и форм организации учебных занятий Теория, практические работы Лабораторные и практические работы, видеоуроки, групповая работа Лабораторные и практические работы, видеоуроки, групповая работа Повторение Летние задания 4 Количество часов 4 15 14 1 1.5 Поурочное планирование Календарно-тематическое планирование № уроков Наименование разделов, модулей и тем уроков Кол-во часов Плановые сроки прохождения 1 Тема 1. Вступление в мир веществ (4ч) Как устроены вещества 1 06.09. 2 Вещество. Молекула. Атом. 1 13.09. 3 Химический элемент. ПСХЭ Д. И. Менделеева. Химическая формула 1 20.09. 1 27.09. 4 Тема 2. Мир неорганических веществ (15ч.) 7 8 9 Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц Физические и химические явления. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. 1 04.10 1 18.10 1 25.10 Скорректированн ые сроки прохождения 10 11 12 13 14 15 16 Самое необыкновенное вещество Вода. Уникальность воды. Вода – раствор Самое необыкновенное вещество Вода. Уникальность воды. Вода – растворитель Органолептические показатели воды. Жесткость воды, ее определение и устранение.Жесткость воды, ее определение и устранение Влияние синтетических моющих средств на зеленые водные растения. Обнаружение кислот в продуктах питания. Карбонат кальция 1 01.11 1 08.11 1 15.11 1 29.11 1 06.12 1 13.12 Как сода способствует выпечке хлеба? Приготовим 1 20.12 17 18 19 20 21 лимонад! Получаем поваренную соль 1 27.12 Металлы создают цвета, цветы, огни. Опыты с железом 1 10.01 1 17.01 Уголь, графит и углекислый газ – дети углерода Очистка воды 1 24.01 1 31.01 Тема 3. Мир органических веществ (14ч.). на лабораторные работы ,обобщение и летние задания) 23 Углеводы 1 07.02 24 Белки 1 11-15.03 25 Жиры 1 18-22.03 26 Польза и вред полиэтилена. 1 25-29.03 27 1 1-5.04 28 Экологическая экспертиза продуктов питания.. Повторение. 1 15-19.04 29 Повторение 1 22-26.04 30 Лабораторная работа «Инструменты лаборанта» 1 29-30.04 31 Лабораторная работа «Растворение поваренной соли» 1 6-8.05 32 1 13-17.05 33 Обобщающий урок по теме: «Вещество» Урок систематизации и обобщения знаний за курс «Чудеса в пробирке. 6 класс» 1 20-24.05 34 Резервное время 1 27-31.05 2.3. Список литературы: 1. Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». В.В.Буслаков, А.В.Пынеев. 2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991. 3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986. Интернет-ресурсы: 1. https://moodledata.soiro.ru/eno/met_rec.pdf. Лабораторный практикум по биологии. 2. https://urok.1sept.ru/articles/611487 методические разработки с использованием цифровой лаборатории. 3. http://window.edu.ru/resource/880/29880/files/ssu016.pdf Школьный практикум по биологии. 4. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» 5. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. Автор: Мухин В. А., Издание: Феникс: 2013 6. Ботаника. Автор: Лазаревич С. В. Издание: ИВЦ Минфина: 2012 6.Ботаника. Автор: Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Издание: Академия: 2012 7. Ботаника. Автор: Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Издание: ГЭОТАР- Медиа: 2013 8. Ботаника. Курс альгологии и микологии Издание: МГУ: 2011 9. Введение в экологию растений Автор: Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. Издание: Издательство МГУ: 2011 10. Естествознание. Ботаника Автор: Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Издание: Академия: 2012