ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Волшебство в пробирке» предназначена для занятий учащихся 5 класса во внеурочное время и рассчитана на 34 часа. Согласно новым стандартам биологию в 5 классе изучают в количестве 1 часа в неделю. Безусловно, для реализации всех задач курса, для формирования УУД, развития ключевых компетенций, этого времени недостаточно. В связи с этим важная роль отводится дополнительной внеклассной работе по предмету. Изучение данного раздела предполагается проводить в форме лабораторных и практических работ. Программа внеурочной деятельности по биологии для 6 -7классов является составной частью основной образовательной программы и разработана на основе нормативных документов: Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом №1897 Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. (c изменениями и дополнениями); Программы основного общего образования по биологии Актуальность программы Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, экологии и цветоводства, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, совместные акции, внеклассные мероприятия, выполнение творческих работ. Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о растениях как об отдельно взятом организме и как части живой природы, об их месте и роли в биосфере, о современном состоянии окружающей среды; способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Результаты обучения Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования; Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира; Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами; Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся. Метапредметные: Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования; Умение соотносить свои действия с планом, осуществляя самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией; Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе; Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса; Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции; Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем; Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе; Предметные: Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки растений; Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу; Систематизация знаний о растениях и их роли природе и жизни человека; Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов); Освоение учащимися навыков выращивания рассады однолетников. Основные идеи программы Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние на экосистему. Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я – концепции». Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом. Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Учёт возрастных особенностей детей Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе: - принцип гуманизации – использование богатого гуманитарного потенциала содержания экологического образования, формирование системы моральных ценностей, уважение к законам природы, реализация права человека на благоприятную среду жизни. - принцип научности – достаточный уровень учебной информации об организации живых систем и биосферы. - принцип интеграции: обеспечение взаимодействия всех сфер практического сознания различных видов деятельности учащихся. теоретического и - принцип непрерывности: постепенное и этапное формирование компетенций личности школьника. Организация обучения, воспитания и развития школьников как в младшем, так и в среднем и старшем звене, как на уроках, так и во внеурочное время. - принцип активной и самостоятельной деятельности: возникающая в ходе самостоятельной работы поисковая доминанта вызывает возбуждение коры больших полушарий, является предпосылкой исследовательской деятельности, в результате которой ученик совершает «открытие» существенных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами, учится конструировать способы обнаружения этих связей. - принцип дифференциации: подразумевает личностно ориентированный, деятельностный подход, учитывает обученность и обучаемость детей, даёт возможность обучения каждого в «зоне ближайшего развития». Методы и формы организации учебного процесса Формы обучения: индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы); групповые (биологические эксперименты, опыты, викторины, конкурсы, игры); обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций). Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция); наглядные (наблюдение, показ, демонстрация); проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность); практические (лабораторные работы, практические работы); контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторнопрактический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков). Типы и виды занятий 1. 2. Учебные занятия: комплексное; индивидуальные; лабораторные и практические работы. Контрольные занятия: выставка; круглые столы; анкетирование; викторины; Структура программы Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии, охране природы. Содержание: Раздел 1. Введение (3 часа) Включает в себя занятия по изучению общих вопросов о растительном организме. Растение рассматривается как отдельно взятый живой организм. Учащиеся знакомятся с особенностями растительной клетки и особенностями растительных тканей. Происходит знакомство школьников с основными методами исследования. Обсуждаются правила поведения в кабинете биологии и в природе. Поводится вводный инструктаж. В данном разделе планируется проведение лабораторных работ: Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, традесканции»; Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей» Раздел 2. Особенности растительного организма (5 часов) Данный раздел начинается с изучения отличительных особенностей растительного организма. Далее рассматривается, как устроено растение. Раздел включает теоретические и практические занятия по изучению строения органов растения. Дается понятие, что является органом растения, обсуждается закон единства и взаимосвязи строения и функции органа. Отдельно рассматривается строение наземных (видимых) и подземных органов. Заостряется внимание учащихся на видоизмененных органах (корневище, клубень, луковица). Кроме этого в данном разделе продолжительность жизни растений. рассматриваются жизненные формы и В данном разделе предусмотрена работа над проектом, в ходе которого учащиеся представляют тот или иной орган растения, раскрывают его особенности строения и функции. Лабораторная работа. «Распознавание органов цветкового растения (побега, частей побега)». Лабораторная работа. «Распознавание видоизмененных органов цветкового растения (клубня, луковицы, корневища)». Раздел 3. Процессы жизнедеятельности растений (7 часов) Раздел включает в себя материал, посвящённый изучению процессов жизнедеятельности растений. Данный раздела начинается с изучения ключевой темы «Фотосинтез». Далее рассматриваются такие процессы как дыхание, минеральное питание, размножение, рост. Кроме этого предусмотрено изучение особенностей раздражимости и движения растений. Предусмотрено проведение викторины, практических работ, проектная деятельность. Лабораторная работа «Свет – необходимое условие для фотосинтеза». Лабораторная работа «Дыхание растений». Практическая работа «Окрашивание цветка растения различными красителями». Лабораторная работа «Изучение строения семени двудольного растения». Практическая работа «Черенкование и укоренение комнатных растений». Лабораторная работа. «Верхушечный и интеркалярный рост растения». Лабораторная работа «Фототропизм у растений». Раздел 4. Экология растений и охрана растительного мира (12 часов) Содержание учебных занятий данного раздела направлено на формирование у школьников более прочных знаний о закономерностях существования растений в природе. В данном разделе растения рассматриваются не как отдельно взятые живые организмы, а совместно с другими живыми организмами (растениями, животными), а также с факторами неживой природы. Учащиеся более подробно знакомятся с различными экологическими группами растений, учатся по внешнему виду определять их принадлежность к той или иной экологической группе. Важное место в разделе занимает изучение влияния человека на растительный мир. Учащиеся знакомятся с редкими и исчезающими видами растений ЧАО и мерами, направленными на их сохранение. Раздел 5. Агротехника выращивания рассады однолетников (7 часов) Данный раздел включает в себя практические занятия по выращиванию рассады однолетних цветковых растений (бархатцев, петунии). Учащиеся на практике знакомятся с правилами подготовки семян к посеву, технологией посева, особенностями ухода за рассадой и ее высадкой в открытый грунт. На каждом занятии предусмотрено ведение дневника наблюдений, в котором учащиеся самостоятельно отмечают результаты своих наблюдений (дату посева, появление всходов, дату пикировки и др.) Результаты наблюдений могут быть использованы при оформлении исследовательских работ и экологических проектов. Предполагаемые результаты освоения программы. Учащиеся должны знать: отличительные особенности растительного организма; роль растений в природе и в жизни человека; строение и основные процессы жизнедеятельности растений; особенности влияния факторов живой и неживой природы на растения; взаимосвязь растений с другими организмами; современные проблемы охраны растительного мира; редкие и исчезающие виды растений Ульяновской области; агротехнические приемы выращивания рассады; требования к написанию и оформлению экологического проекта, исследовательской работы; термины и основные понятия курса. Учащиеся должны уметь: объяснять особенности растительного организма; объяснять роль растений в природе и жизни человека; различать и описывать органы растений; устанавливать взаимосвязь строения и функции органов растений; объяснять особенности процессов жизнедеятельности растений; приводить примеры влияния факторов живой и неживой природы на растения; устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; дать характеристику основных экологических групп растений; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества;; осуществлять посев семян, уход за рассадой и высадку растений в открытый грунт; проводить наблюдения за прорастанием и развитием проростков однолетних цветковых растений; фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов; под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы Практический выход деятельности учащихся: создание и реализация экологических проектов; просветительская деятельность среди школьников: подготовка рассады для школьных клумб; участие в областных, городских, районных акциях. Тематическое планирование № Тема Кол-во часов 1. Введение 3 2. Особенности растительного организма 5 3. Процессы жизнедеятельности растений 7 4. Экология растений и охрана растительного мира 12 5. Агротехника выращивания рассады однолетников 7 ИТОГО: 34 Поурочное планирование Дата проведения Кол-во часов № занятия Тема занятия По плану Раздел 1. Ведение (3 часа) 1. Растение – живой организм! 1 2. Основа основ – клетка. 1 Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, традесканции». 3. Растительные ткани и их особенности. Лабораторная работа «Рассматривание микроскопом различных растительных тканей». 1 под Раздел 2. Особенности растительного организма (5 часов) 4. 5. Отличительные особенности растительного организма. Наземные органы растений. Лабораторная работа. «Распознавание органов цветкового растения (побега, частей побега)». 1 1 Фактичес ки 6. Подземные органы растений. 1 Лабораторная работа. «Распознавание видоизмененных органов цветкового растения (клубня, луковицы, корневища)». 7. Жизненные формы растений. 1 8. Продолжительность жизни растений. 1 Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности (7 часов) 9. Фотосинтез, или величайшая тайна зеленого растения. Лабораторная работа «Свет – необходимое условие для фотосинтеза» 1 10. Лабораторная работа «Дыхание растений». 1 11. Минеральное питание растений. Практическая работа «Окрашивание цветка растения различными красителями». 1 12. Половое размножение. Лабораторная работа «Изучение строения семени двудольного растения». 1 13. Особенности вегетативного размножения. 1 Практическая работа «Черенкование и укоренение комнатных растений». 14. Загадки роста. 1 Лабораторная работа. «Верхушечный и интеркалярный рост растения». 15. Раздражимость и движения у растений. 1 Лабораторная работа «Фототропизм у растений». Раздел 4. Экологические группы растений и охрана растительного мира (12 часов) 16. Свет и фотосинтез. Экологические группы растений по отношению к свету. Практическая работа «Определение светолюбивых растений по внешнему виду» 1 17. Тепло как необходимое условие жизни растений. Экологические группы растений по отношению к теплу. 1 18. Вода как необходимое условие жизни растений. «Определение влаголюбивых растений по внешнему виду». 1 19. Влажность как экологический фактор. Приспособление растений к различным условиям влажности. 1 20. Почва как необходимое условие жизни растений. 1 Лабораторная работа «Определение механического состава почвы» 21. Приспособленность растений к сезонам года. *Лабораторная работа «Распускание почек на побегах различных деревьев» 1 22. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. 1 * Исследовательская работа «Фенологические наблюдения за древесно - кустарниковой флорой территории Ишеевского лицея» 23. Растительные сообщества, их видовой состав. 1 24. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. 1 25. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. 1 26. Обеднение видового разнообразия растений. 1 27. Редкие и охраняемые растения Ульяновской области. 1 Раздел 5. Агротехника выращивания рассады однолетников (7 часов) 28. Исследовательская семян» работа. «Условия прорастания 29. Способы подготовки семян к посеву. 1 1 Практическая работа «Подготовка семян к посеву» 30. Практическая работа бархатцев, петунии» «Технология посева семян 31. Практическая работа «Особенности ухода за рассадой однолетников» 1 1 32. Пикировка рассады и ее значение. Практическая работа «Пикировка рассады бархатцев, петунии». 1 33. Профилактика болезней рассады 1 34. Агротехнические 1 правила высадки рассады в открытый грунт Раздел 6. Заключение (1час) Итоговое занятие 35. 1 ИТОГО: 35 Информационно-методическое обеспечение Методическая литература для учителя 1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Пишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005; 2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998. Литература для учащихся Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304с 6 ил.; И. Акимушкин. Невидимые нити природы.- М.: Мысль, 2005 г.-142 с. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. , Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. 5. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. 6. Энциклопедя для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. 7. Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова; Правительство Ульяновской области. Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с. 1. 2. 3. 4. Мультимедийная поддержка курса 1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана- Граф», 2007 Интернет-ресурсы 1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» 2. http://www.fcior.edu.ru/ 3. www.bio.1september.ru – газета «Биология» 4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии 5. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» 6. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы 4. 5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 6. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28. 15 16