2.6 Рабочая программа учебного предмета История - актуальные вопросы для 10 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Обществознание: актуальные вопросы», 10-11 класс
составлена в соответствии с:
 федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
 приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
 приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
среднего
общего образования».
Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой
аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса, направлена на
повторение теоретического материала по темам и подготовку к выполнение практической
части заданий. Рабочая программа реализует компетентностный подход к образованию.
Данная рабочая программа ориентирована на работу с предметной линией учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова.
На элективный курс «Обществознание: актуальные вопросы» учебным планом
предусмотрено 1 час в неделю в 10 и 11 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
 отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства;
 признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
 убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
 умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной
практике, на:
2

 использование элементов причинно-следственного анализа;
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
 выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую
 (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
 подкрепление изученных положений конкретными примерами;
 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
 определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются:
 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
 знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять
с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
 знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
 знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы
и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
 знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
 понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
 понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
 знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
3

 знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
 понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводное занятие
Знакомство
со структурой экзаменационной
особенностями выполнения различных видов заданий.

работы по обществознанию

и

Общество и человек
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные
институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные
ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие
деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и
ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина
и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное
знание.
ДУХОВНАЯ СФЕРА
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное
образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная
культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая
культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Социальная сфера
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный
конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
4

межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных
отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые
отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных
ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Экономическая сфера
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние
экономики и политики. Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая
наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие
ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика
производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода
экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта.
Культура производства и потребления.
Политическая сфера
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее
происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в
политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества.
Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в
политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.
Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие.
Политическая культура.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и
5

ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое
поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его
опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Право
Право как особая система норм.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной
защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного,
гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Гуманистическая роль естественного права. Развитие норм естественного права.
Естественное право, как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской
Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной
юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного
процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в
условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Международное гуманитарное право.
Тестирование в форме ГИА

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование
№

Количество
часов

Тема

10 класс
1
2
3
4
5
6

Введение

2

Человек

5

Общество

7

Духовная сфера общества

9

Социальные отношения

9

Итоговое обобщение

2

Итог

34

Экономика

10

Политическая сфера общества

9

Право

10

Итоговое обобщение

5

Итог

34

Всего

68

11 класс
1
2
3
4

7

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Количество Дата
часов
проведения

10 класс
1-2

Введение

2

3

Человек. Общество как совместная жизнедеятельность
людей.

1

4

Структура общества.

1

5

Природа человека.

1

6

Человек как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции.

1

7

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

1
1

9

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы,
влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение

10

Единство свободы и ответственности личности

1

8

11
12
13

14

1

Познание и знание. Познание мира: чувственное и
рациональное, истинное и ложное.
Истинаи ее критерии.

1

Многообразие форм человеческого знания. Социальное и
гуманитарное знание.

1

Промежуточное тестирование

1

1

15

Духовная жизнь общества.

1

16

Культура и духовная жизнь.

1

17

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и
элитарная. Диалог культур.

1

18

Средства массовой информации.

1

19

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире.
Этика
ученого.
Непрерывное
образование
и
самообразование.

1

20

Мораль и религия. Мораль, ее категории.

1

21

Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная

1
8

культура.
22

23

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы,
основные направления. Эстетическая культура.
Тенденции духовной жизни современной России.

1

1

24

Социальная структура. Многообразие социальных групп.

1

25

Неравенство и социальная стратификация. Социальные
интересы. Социальная мобильность.

1

26

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и
взаимодействия. Социальный конфликт.

1

27

Социальные аспекты труда. Культура труда.

1

28

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Многообразие социальных норм. Девиантное поведение,
его причины и профилактика.

1

29

Социальный контроль и самоконтроль.

1

30

Национальные
отношения.
Этнические
общности.
Межнациональное сотрудничество и межнациональные
конфликты.
Национальная
политика.
Культура
межнациональных отношений.

1

31

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в
современном обществе. Бытовые отношения. Культура
топоса.

1

32

Молодежь в современном обществе. Молодежь как
социальная группа. Развитие социальных ролей в
юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

1

33-34

Итоговое обобщение

2

Итог

34

9

11 класс
№
урока

№
урока
по
теме

Тема урока

Факторы

производства. 1

1

Экономика и экономическая наука.
Экономические системы

2

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

3

Банковская система. Ценные бумаги

4

Рынок труда. Безработица

5

Экономический рост и развитие. Инфляция

6

Роль государства экономики. Налоги. Государственный бюджет

7

Мировая экономика

8-10

Решение заданий по теме

11

Понятие власти. Государство и его функции

12

Политическая система

13

Типология политических режимов. Демократия

14

Гражданское общество и правовое государство

15

Политические партии и движения. Избирательная кампания в РФ

16

Политический процесс. Политическое участие. Политическая элита

17

Органы государственной власти РФ

18-19

Решение заданий по теме

20

Право в системе социальных норм

2
3
4
5
6
7
8-10
1
2
3
4
5
6
7
8-9
1

1
0

21

Система российского права. Законотворческий процесс в РФ

22

Юридическая ответственность

23

Субъекты гражданского права.

24

Организационно-правовые
деятельности

25

Административное право

26

Уголовное право

27

Семейное и трудовое право

28-29

Решение заданий по теме

20

Право в системе социальных норм

21

Система российского права. Законотворческий процесс в РФ

22

Юридическая ответственность

23

Субъекты гражданского права.

24

Организационно-правовые
деятельности

25

Административное право

26

Уголовное право

27

Семейное и трудовое право

28-29

Решение заданий по теме

30

Зачетное занятие по теме «Человек и общество»

31

Зачетное занятие по теме «Экономика»

32

Зачетное занятие по теме «Социальные отношения»

2
3
4

формы

предпринимательской 5
6
7
8
9-10
1
2
3
4

формы

предпринимательской 5
6
7
8
9-10
1
2
3

1
1

33

Зачетное занятие по теме «Политическая сфера»

34

Зачетное занятие по теме «Право»

4
5

Итого:

68 часов

1
2

Учебно-методический комплект:
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе
учебников:
1. Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс,
Москва, Просвещение, 2023
2. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный
справочник. Москва, АСТ, 2021
3. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ.
Москва, АСТ, 2021
4. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва,
Политика, АСТ, 2021.
5. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для
подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2021.
6. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для
подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2021.
7. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к
ЕГЭ. Москва, Астрель, 2021.
8. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек.
Познание. Москва, Астрель, 2021.
9. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2020.
10. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2023. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва,
Экзамен, 2023.
11. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2023. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва,
Экзамен, 2023.
12. А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11
классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2020.
13. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ:
2023. Обществознание. Москва, Астрель, 2023.
Ресурсы Интернета по обществознанию
https://soc-ege.sdamgia.ru
resh.edu.ru http://www.constitution.ru/
http://www.ege.edu.ru/– портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».