ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Обществознание: актуальные вопросы», 10-11 класс составлена в соответствии с: федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями; приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» приказом Министерства просвещения РФ от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». Программа составлена для более успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации по курсу обществознание, включает материал 10-11 класса, направлена на повторение теоретического материала по темам и подготовку к выполнение практической части заданий. Рабочая программа реализует компетентностный подход к образованию. Данная рабочая программа ориентирована на работу с предметной линией учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. На элективный курс «Обществознание: актуальные вопросы» учебным планом предусмотрено 1 час в неделю в 10 и 11 классе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами являются: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 2 использование элементов причинно-следственного анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; подкрепление изученных положений конкретными примерами; оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; 3 знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Вводное занятие Знакомство со структурой экзаменационной особенностями выполнения различных видов заданий. работы по обществознанию и Общество и человек Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. ДУХОВНАЯ СФЕРА Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Социальная сфера Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и 4 межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Экономическая сфера Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. Политическая сфера Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и 5 ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Право Право как особая система норм. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Гуманистическая роль естественного права. Развитие норм естественного права. Естественное право, как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Тестирование в форме ГИА 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование № Количество часов Тема 10 класс 1 2 3 4 5 6 Введение 2 Человек 5 Общество 7 Духовная сфера общества 9 Социальные отношения 9 Итоговое обобщение 2 Итог 34 Экономика 10 Политическая сфера общества 9 Право 10 Итоговое обобщение 5 Итог 34 Всего 68 11 класс 1 2 3 4 7 Календарно-тематическое планирование № Тема Количество Дата часов проведения 10 класс 1-2 Введение 2 3 Человек. Общество как совместная жизнедеятельность людей. 1 4 Структура общества. 1 5 Природа человека. 1 6 Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. 1 7 Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. 1 1 9 Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение 10 Единство свободы и ответственности личности 1 8 11 12 13 14 1 Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истинаи ее критерии. 1 Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. 1 Промежуточное тестирование 1 1 15 Духовная жизнь общества. 1 16 Культура и духовная жизнь. 1 17 Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. 1 18 Средства массовой информации. 1 19 Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. 1 20 Мораль и религия. Мораль, ее категории. 1 21 Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная 1 8 культура. 22 23 Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. 1 1 24 Социальная структура. Многообразие социальных групп. 1 25 Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. 1 26 Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. 1 27 Социальные аспекты труда. Культура труда. 1 28 Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. 1 29 Социальный контроль и самоконтроль. 1 30 Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. 1 31 Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса. 1 32 Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. 1 33-34 Итоговое обобщение 2 Итог 34 9 11 класс № урока № урока по теме Тема урока Факторы производства. 1 1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы 2 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 3 Банковская система. Ценные бумаги 4 Рынок труда. Безработица 5 Экономический рост и развитие. Инфляция 6 Роль государства экономики. Налоги. Государственный бюджет 7 Мировая экономика 8-10 Решение заданий по теме 11 Понятие власти. Государство и его функции 12 Политическая система 13 Типология политических режимов. Демократия 14 Гражданское общество и правовое государство 15 Политические партии и движения. Избирательная кампания в РФ 16 Политический процесс. Политическое участие. Политическая элита 17 Органы государственной власти РФ 18-19 Решение заданий по теме 20 Право в системе социальных норм 2 3 4 5 6 7 8-10 1 2 3 4 5 6 7 8-9 1 1 0 21 Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 22 Юридическая ответственность 23 Субъекты гражданского права. 24 Организационно-правовые деятельности 25 Административное право 26 Уголовное право 27 Семейное и трудовое право 28-29 Решение заданий по теме 20 Право в системе социальных норм 21 Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 22 Юридическая ответственность 23 Субъекты гражданского права. 24 Организационно-правовые деятельности 25 Административное право 26 Уголовное право 27 Семейное и трудовое право 28-29 Решение заданий по теме 30 Зачетное занятие по теме «Человек и общество» 31 Зачетное занятие по теме «Экономика» 32 Зачетное занятие по теме «Социальные отношения» 2 3 4 формы предпринимательской 5 6 7 8 9-10 1 2 3 4 формы предпринимательской 5 6 7 8 9-10 1 2 3 1 1 33 Зачетное занятие по теме «Политическая сфера» 34 Зачетное занятие по теме «Право» 4 5 Итого: 68 часов 1 2 Учебно-методический комплект: Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников: 1. Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2023 2. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник. Москва, АСТ, 2021 3. П.А. Баранов. Обществознание. Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2021 4. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Политика, АСТ, 2021. 5. П.А. Баранов. Обществознание. Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, АСТ, 2021. 6. П.А. Баранов. Обществознание. Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2021. 7. П.А. Баранов. Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Москва, Астрель, 2021. 8. П.А. Баранов. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Человек. Познание. Москва, Астрель, 2021. 9. П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2020. 10. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2023. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2023. 11. А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2023. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2023. 12. А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Москва, Эксмо, 2020. 13. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2023. Обществознание. Москва, Астрель, 2023. Ресурсы Интернета по обществознанию https://soc-ege.sdamgia.ru resh.edu.ru http://www.constitution.ru/ http://www.ege.edu.ru/– портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал 1 3