Пояснительная записка
Представленная программа будет реализована на базе Центра Точка роста естественнонаучной и технологической направленностей в МБОУ «Ш-И СОО с. Уэлен». Программа
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не
секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей
компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях,
просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное
времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся
об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой
информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний.
Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего
мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для
реализации своего творческого потенциала.
Программа данного курса представляет систему развивающих занятий для учащихся
начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий.
На изучение курса внеурочной деятельности «Юный программист» отводится 1 час в
неделю, 34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с
учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для
организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании
традиционные и инновационные формы и методы работы.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к
компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
волевую сферы ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности,
переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное
место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет
сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии
материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим
основной формой объяснения материала является демонстрация.
Целью обучения по программе «Юный программист» является развитие интеллектуальных и
творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Задачи обучения:
- познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой;
- дать школьникам представления о современном информационном обществе,
информационной безопасности личности и государства;
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных
информационных и коммуникационных технологиях;
- научить учащихся работать с программами PAINT, Калькулятор, Блокнот;
- углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной
учебной деятельности;
- развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания
компьютерных технологий.
- сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
- Организовывать собственную деятельность.
- Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
- Формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение
этой цели;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Различать способ и результат действия;
-Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее
оценки и учета характера сделанных ошибок;
-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Осваивать способы решения проблем;
- Оценивать получающийся продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по
необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,
информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах
информационных образовательных ресурсов;
- Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
- Ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- Осуществлять анализ выполненной работы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-Аргументировать свою точку зрения;
- Выслушивать собеседника и вести диалог;
- Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
- Осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- Разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- Управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
- Владеть монологической и диалогической формами речи
Предметные результаты:
Ученик научится:
- набирать информацию на русском регистре;
- выполнять элементарные задания в графическом редакторе PAINT;
- выполнять различные операции в текстовом редакторе Блокнот;
- осуществлять поиск информации на компьютере;
- осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты.
Ученик получит возможность узнать:
-правила техники безопасности;
-устройство персонального компьютера, основные блоки;
-правила работы за компьютером;
-назначение и работу графического редактора PAINT;
-назначение и работу стандартной программы «Калькулятор»;
-возможности текстового редактора Блокнот;
-понятие информации, свойства информации;
-информационные процессы;
-понятие информации, свойства информации;
-основные понятия логики;
-устройства ввода и вывода информации;
-работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
-запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
-пошагово выполнять алгоритм практического задания;
Тематическое планирование
№
урока
1
2
3
4
5
6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-17
18
19-21
22
23-24
25
26-27
28
29-30
31-32
33-34
Тема урока
Человек и компьютер. Компьютер и его части. Техника безопасности. (вводный
урок).
Информация вокруг нас
Человек и информация. Виды информации.
Источники информации.
Приёмники информации.
Организация хранения информации в компьютере.
Информация в компьютере. Диски. Дискеты.
Графический редактор PAINT
Графический редактор PAINT. Назначение, создание, хранение и считывание
документа.
Выполнение рисунка с помощью графических примитивов.
Цвет в графике, изменение рисунка.
Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему.
Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зелёный»
Программа «Калькулятор»
Знакомство с программой «Калькулятор»
Работа с простейшими арифметическими действиями.
Текстовый редактор Блокнот
Текстовый редактор Блокнот. Назначение, структура окна.
Основные объекты редактора.
Создание, хранение и считывание документа.
Основные операции с текстом. Внесение исправлений в текст.
Проверка орфографии.
Копирование и перемещение текста.
Формирование текста (изменение шрифта, оформление абзаца)
Режим вставки.