Пояснительная записка Представленная программа будет реализована на базе Центра Точка роста естественнонаучной и технологической направленностей в МБОУ «Ш-И СОО с. Уэлен». Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Одним из важнейших изобретений человечества является компьютер. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не познав подлинных возможностей компьютера. Чаще всего дети играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, просматривают множество бесполезной информации. Таким образом, бесконтрольное времяпрепровождение детей за компьютером способствует искажению представления учащихся об «информационном пространстве» в целом и компьютере, как средстве получения этой информации. В результате компьютер остается для них нереализованным источником знаний. Возникает потребность усилить воздействие компьютера как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, а также важного инструмента для реализации своего творческого потенциала. Программа данного курса представляет систему развивающих занятий для учащихся начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий. На изучение курса внеурочной деятельности «Юный программист» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к компьютеру осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация. Целью обучения по программе «Юный программист» является развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий. Задачи обучения: - познакомить школьников с устройством ввода информации - клавиатурой; - дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства; - дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; - научить учащихся работать с программами PAINT, Калькулятор, Блокнот; - углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности; - развить творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий. - сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам. Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. - Организовывать собственную деятельность. - Отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: - Принимать и сохранять учебную задачу; - Планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; - Формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; - Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - Адекватно воспринимать оценку учителя; - Различать способ и результат действия; -Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; -В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - Осваивать способы решения проблем; - Оценивать получающийся продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: - Осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; - Использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; - Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - Осуществлять анализ выполненной работы; Коммуникативные универсальные учебные действия: -Аргументировать свою точку зрения; - Выслушивать собеседника и вести диалог; - Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия; - Осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - Разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - Управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; - Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - Владеть монологической и диалогической формами речи Предметные результаты: Ученик научится: - набирать информацию на русском регистре; - выполнять элементарные задания в графическом редакторе PAINT; - выполнять различные операции в текстовом редакторе Блокнот; - осуществлять поиск информации на компьютере; - осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты. Ученик получит возможность узнать: -правила техники безопасности; -устройство персонального компьютера, основные блоки; -правила работы за компьютером; -назначение и работу графического редактора PAINT; -назначение и работу стандартной программы «Калькулятор»; -возможности текстового редактора Блокнот; -понятие информации, свойства информации; -информационные процессы; -понятие информации, свойства информации; -основные понятия логики; -устройства ввода и вывода информации; -работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы); -запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу. -пошагово выполнять алгоритм практического задания; Тематическое планирование № урока 1 2 3 4 5 6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-17 18 19-21 22 23-24 25 26-27 28 29-30 31-32 33-34 Тема урока Человек и компьютер. Компьютер и его части. Техника безопасности. (вводный урок). Информация вокруг нас Человек и информация. Виды информации. Источники информации. Приёмники информации. Организация хранения информации в компьютере. Информация в компьютере. Диски. Дискеты. Графический редактор PAINT Графический редактор PAINT. Назначение, создание, хранение и считывание документа. Выполнение рисунка с помощью графических примитивов. Цвет в графике, изменение рисунка. Изобретаем узоры. Работа на заданную или выбранную тему. Выполнение рисунка по стихотворению «У лукоморья дуб зелёный» Программа «Калькулятор» Знакомство с программой «Калькулятор» Работа с простейшими арифметическими действиями. Текстовый редактор Блокнот Текстовый редактор Блокнот. Назначение, структура окна. Основные объекты редактора. Создание, хранение и считывание документа. Основные операции с текстом. Внесение исправлений в текст. Проверка орфографии. Копирование и перемещение текста. Формирование текста (изменение шрифта, оформление абзаца) Режим вставки.