ПОЛОЖЕНИЕ о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФОП и ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования села Уэлен»

«РАССМОТРЕНО»
На заседании педагогического совета
МБОУ «Ш-ИСОО с.Уэлен»
№4 от 18.04.2023 года

«УТРЕВЖДЕНО»
Директором МБОУ «Ш-ИСОО с. Уэлен»
Г. Н. Дрововозовым
Приказ № 01-05/60-1 от 19.04.2023 года

Положение
о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в
соответствии с требованиями ФОП и ФГОС начального
общего, основного общего и среднего общего образования
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в
соответствии с требованиями Федеральных образовательных программ
Федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднее общее образование, (далее – Положение)
регулирует структуру, порядок разработки, оформления, утверждения и
хранения рабочих программ учебных предметов, модулей и курсов, в том
числе курсов внеурочной деятельности МБОУ «Ш-ИСОО с.Уэлен» (далее –
школа).
1.2. Положение разработано на основе следующих нормативных актов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»
(далее-ФОП НОО);
основного общего и среднего общего образования;
Приказа Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»
(далее-ФОП ООО);
основного общего и среднего общего образования;
Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (далее-ФОП НОО);
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №
286 (далее – ФГОС НОО);
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №

287 (далее – ФГОС ООО);
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 17.05.2012 №
413 (далее – ФГОС СОО);
Приказа Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства
образования и науки от 17 мая 2012 № 413;
Федеральной образовательной программой начального общего
образования, утверждённой Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023
г. № 372;
Федеральной
образовательной
программой
основного
общего
образования, утверждённой Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023
г. № 370;
Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утверждённой Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 371.
1.3 В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
 уровень образования (НОО, ООО, СОО) – завершенный цикл
образования, характеризующийся определённой единой совокупностью
требований;
 федеральная основная общеобразовательная программа – учебнометодическая документация (федеральный учебный план, федеральный
календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная
рабочая
программа
воспитания,
федеральный
календарный план
воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или)
определённой
направленности,
планируемые
результаты
освоения
образовательной программы;
 образовательная программа – комплекс основных характеристик
образования
(объем,
содержание,
планируемые
результаты)
и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;
 рабочая
программа – методический документ, определяющий
организацию образовательного процесса, конкретизирующий содержание
обучения и обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения
ООП соответствующего уровня образования;
 учебный предмет – единица (компонент) содержания образования,
отражающий предмет соответствующей науки, а также дидактические
особенности изучаемого материала и возможности его усвоения
обучающимися разного возраста и уровня подготовки;
 учебный курс – целостная, логически завершённая часть содержания
образования, расширяющая освоение относительно самостоятельного
тематического блока учебного предмета и углубляющая материал предметных
областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно
самостоятельного тематического блока учебного предмета;
 учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой
осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического

блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких
взаимосвязанных разделов;
 оценочные средства – методы оценки и соответствующие им
контрольно-измерительные материалы.
1.3. Рабочая программа предназначена для реализации требований к
минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося, определёнными
ФГОС и ФОП соответствующего уровня образования по конкретному
учебному предмету (курсу) учебного плана образовательной организации.
Разработка рабочей программы относится к компетенции образовательной
организации и осуществляется педагогическим работником
или группой педагогических работников для определенных классов
(групп) и учитывает возможности методического, информационного и
технического обеспечения образовательной деятельности, уровень подготовки
обучающихся, отражает специфику обучения в данном классе (классах,
группах) школы.
1.4 Рабочая программа выполняет следующие функции:
•обеспечениереализациивполномобъёмеобразовательной программыв
соответствии с календарным учебным графиком;
 обеспечение преемственности содержания между годами обучения и
уровнями образования;создание условий для реализации системнодеятельностного подхода к обучению;
 обеспечение
достижений
планируемых
результатов
каждым
обучающимся;
 определение содержания, объёма и порядка изучения учебного предмета
(курса, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной
деятельности школы и контингента обучающихся;
 приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения в российском обществе.
1.4. Школа предусматривает непосредственное применение при
реализации ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным
предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир».
1.5. Школа предусматривает непосредственное применение при
реализации ООП ООО и ООП СОО федеральных рабочих программ по
учебным предметам «Русский язык»,
«Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы
безопасности жизнедеятельности».
1.6. Федеральные рабочие программы служат методической основой для
разработки рабочих программ по учебным предметам обязательной части ООП
НОО, ООП ООО, ООПСОО.
1.7. Обязанности педагогического работника в части разработки,
коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей
программы в полном объёме определяются должностной инструкцией
педагогического работника.
1.8. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и
действует бессрочно, до замены его новым положением.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением
в соответствии с требованиями:
 ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №
286; ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №

287 (далее — ФГОС третьего поколения);
 ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО;
 локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.
2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов,
учебных курсов (в том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей
ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения.
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС
третьего поколения, должны содержать следующие обязательные
компоненты:
 пояснительную записку (по выбору педагога);
 содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
 планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в
том числевнеурочной деятельности), учебного модуля;
 тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании, в
том числе с учетом рабочей программы воспитания.;
 оценочные материалы.
2.2.2. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается
использование материалов, включённых в Федеральный перечень электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653.
2.2.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП
НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме
перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего Положения, должны содержать
указание на форму проведения занятий.
2.2.4. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с
учетом рабочей программы воспитания. Отобразить учёт рабочей программы
воспитания необходимо одним или несколькими способами из предложенных
ниже (по выбору педагога):
 указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной
записке к рабочей программе;
 оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей
программы
воспитания»;
 указать информацию об учёте рабочей программы воспитания в
разделе
«Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным
блоком;
 отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в

отдельнойколонке таблицы тематического планирования.
2.4. Раздел, посвящённый результатам освоения учебного предмета,
курса, конкретизирует соответствующий раздел пояснительной записки ООП
соответствующего уровня общего образования. Все планируемые результаты
освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения
учащимися.
В разделе кратко фиксируются:
 требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
 личностные результаты в соответствии с Программой воспитания и
рабочейпрограммой воспитания образовательной организации;
 метапредметные результаты (межпредметные понятия и универсальные
учебныедействия) в соответствии с программой развития УУД;
 предметные
результаты освоения учебного предмета, курса,
согласующиеся споставленными ранее целями освоения рабочей программы;
 виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата;
 организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся(возможно приложение тематики проектов);
 система оценки достижения планируемых результатов (возможно
приложениеоценочных материалов).
2.5. Раздел, посвящённый содержанию учебного предмета, курса, модуля
включает:
 краткую характеристику содержания предмета, модуля или курса по
каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС;
 ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения
(если актуально).
2.6. Раздел, посвящённый тематическому планированию, оформляется в
виде таблицы, состоящей из следующих граф:
 перечень тем, планируемых для освоения учащимися;
 количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
 информацию об электронных учебно-методических материалах, которые
можно использовать при изучении каждой темы;
 основные направления воспитательной деятельности, в том числе с
учетом программы воспитания (Приложение 1)
2.7. В качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов
можно использовать мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые
программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням
общего
образования)
педагогическим
работником
или
группой
педагогических работников в соответствии с преподаваемым учебным
предметом.
3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного
учебного предмета, работающих в школе или индивидуальной.
3.3.Рабочая программа составляется на соответствующий уровень
образования (НОО, ООО, СОО) с последующей корректировкой.
3.4. Рабочая программа разрабатывается на основе: федерального
государственного образовательного стандарта соответствующего уровня
образования;
 федеральной основной образовательной программы соответствующего
уровня образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в
том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля;

 федеральной рабочей программы учебного предмета (курса, модуля).

3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в
соответствии с федеральной рабочей программой учебного предмета
федеральной образовательной программы уровня образования. Содержание и
планируемые результаты разработанной педагогическим работником рабочей
программы должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной рабочей программы учебного
предмета (курса, модуля).
3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих
программ, подлежащих непосредственному применению и перечисленных в
подпунктах 1.6 и 1.7 Положения:
 изменять
определённые
федеральной
рабочей
программой
последовательность изучения учебного материала и количество часов на
изучение учебного предмета;
 корректировать объем учебного времени отводимого на изучение
отдельных разделов и тем федеральной рабочей программы.
3.7. Педагогический работник вправе:
•расширять содержание учебного предмета для углублённого изучения;
 конкретизировать требования к планируемым результатам освоения
рабочейпрограммы;
 выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения
от 21.09.2022 № 858;
 при отсутствии в перечне учебников, использовать учебные пособия,
которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом
Минобрнауки от 09.06.2016 № 699;
 выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и
технологии обучения и воспитания.
Педагогический работник вправе представить рабочую программу на
заседании методического объединения, соответствующим протоколом
которого фиксируется факт одобрения или неодобрения рабочей программы.
3.8. Обязательному представлению на заседании методического
объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на
основе учебно-методической литературы (рабочие программы элективов,
факультативов, курсов внеурочной деятельности) и имеющие более 50
процентов авторских подходов к организации содержания учебного
материала.
3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего
образования) приказом руководителя школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и/или печатном
варианте.
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе
Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал
одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи
средств Word. Листы формата А 4. Таблицы встраиваются непосредственно в
текст, если иное не предусматривается автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного
предмета, курса или модуля, по которому её разработали, и сроком освоения
программы.
Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный

лист не нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке
Методическаяработа»- «Рабочие программы» на локальном диске Z.
4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в школе в
течение всего периода её реализации в месте, установленном директором
школы.
4.6. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде
аннотацию для сайта школы, в которой указывает: название рабочей программы;
краткую характеристику программы; срок, на который разработана рабочая
программа; список приложений к рабочей программе.

4.7. Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте
в разделе
«Сведения об образовательной организации» подразделе «Образование».
К аннотации прикрепляется рабочая программа в виде электронных
документов, подписанных электронной подписью.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор
школы издаёт приказ о внесении изменений в ООП соответствующего уровня
общего образованияв части корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке,
установленными в приказе директора школы о внесении изменений в ООП
соответствующего уровня общего образования.
6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля
внутренней системы оценки качества.
6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность
на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме
реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с
утверждённой рабочей программой.
6.3. Школа,
наряду
с
педагогическими
работниками,
несёт
ответственность за реализацию рабочих программ в полном объёме в
соответствии с ООП уровня образования.
6.4. Для обеспечения реализации рабочих программ допускается
применение:
 дистанционных образовательных технологий;
 модульных форм организации образовательной деятельности;
 сетевых форм организации образовательной деятельности;
 электронного обучения;
 различных форм внеурочной деятельности.
6.5. При реализации рабочих программ не допускается:
 сокращение запланированной практической части (контрольные,
практические, лабораторные работы и др.);
 сокращение объёма времени на изучение учебного предмета (курса,
модуля).
6.6. Запрещается при реализации рабочих программ использование
методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий,
наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании
каждого учебного периода.
7.2. Этапы контроля:

 по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора

по УМР анализирует отчёт по выполнению рабочих программ, формируемый
посредствомэлектронного журнала; итоги анализа оформляет справкой;
 результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании
при директоре по итогам каждого учебного периода;
 результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на
педагогическом совете текущего учебного года не позднее 1 июня текущего
учебного года.
Приложение 1

класс
раздел

Кол-во
часов

Тема

Кол-во часов

Основные
направления
воспитательной
работы

ЭОР, ЦОР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».