Памятка для самоанализа урока

Памятка для самоанализа урока.
А.Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системеуроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на чтов них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены приподготовке к уроку программные требования, образовательные
стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти
особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся?
Почему были избраны именнотакое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6.

Какие

условия

(социально-психологические,

гигиенические,учебно-материальные,

эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом
в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:


решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и
получить соответствующие им результаты обучения;



избежать перегрузки и переутомления учащихся;



сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова
общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные
резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Признаки
конкретной
Данный
психологопризнак
Психолого-дидактические
дидактической на уроке
характеристики урока
характеристики былвыра
(технологические жен ярко
показатели)
1. Организационно–деятельностные аспекты ориентированного урока
Раскрытие и
обсуждение
способов учебной
работы, которыми
пользовались
ученики
Знакомство
учеников с
рациональными
способами
усвоения
материала
1. Ориентация
наформированиедеятельности(а не на Постановка на
уроке учебных
передачу информации)
задач
Освоение на уроке
учебных действий
Обучение
учеников
рефлексии, оценке
действий, усилий,
результатов,
контролю за
процессом
деятельности
Использование
сюжетно-ролевых
игр, элементов
тренинга, анализа
ситуаций и/или их
моделей
Преобладание на
уроке учебных
заданий
2.
продуктивного
Организацияразвивающегопространства
(творческого)
(обеспечение
характера (а не
развивающегопотенциалаурока)
репродуктивного)
Постановка и
организация
разрешения
проблемных
ситуаций
Использование
диагностических
заданий, приемов,

Данный
признак
на уроке
былвыра
жен слабо

Данный
признак
на уроке
отсутство
вал

процедур,
ориентированных
на изучение
личностного
развития учеников
Использование
нетрадиционных
форм урока
(семинар,
экскурсия,
состязание,
диспут, деловая
игра и др.)
Использование
приемов внешней
и внутренней
дифференциации
Обеспечение
дозированной
помощи взрослого
ученикам (в
соответствии с
зоной
ближайшего
развития)
Создание
ситуаций,
позволяющих
ученикам
проявлять свои
3. Реализация
способности,
индивидуального
возможности,
подхода
интересы (то есть
индивидуальность
)
Обеспечение
вариативности
(свободный выбор
средств и форм
самовыражения на
основе
предложенных
альтернатив)
Создание
ситуаций успеха
(акцентирование
внимания на
достижениях и
успехах учеников)
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников
Обращение к
ранее
накопленным
1. Актуализацияи обогащение
знаниям и
субъектного опыта учеников
умениям учеников
Стимулирование

2. Развитие активности учащихся в
учебной деятельности

3. Создание условий для развития

учеников к
самостоятельному
выбору и
использованию
различных
способов
выполнения
задания
Создание
ситуаций
нравственного
выбора
Обращение к
версиям учеников
при поиске
вариантов
решения
познавательной
задачи (проблемы)
Организация
познания через
переживание,
актуализацию
чувственного
опыта
Организация
исследовательско
й деятельности на
уроке
(порученных
исследовательски
х заданий на дом)
Создание
ситуации
самостоятельного
поиска ответа на
поставленный
учителем вопрос
Выявление
мнения учащихся
об уроке, о
характере
взаимодействия
на уроке
Поощрение
вопросов
учеников,
обеспечение
возможности
задавать вопросы
Поощрение
инициативы,
самостоятельност
и в учебном
процессе
Побуждение

готовности ученика к самоопределению учеников к
самооценке,
(в т.ч. личной ответственности за
самоконтролю,
результаты учебной деятельности)
самоанализу
деятельности
Создание
ситуаций
самостоятельного
планирования
своей
деятельности,
выбора действий
Помощь в
осознании
мотивов
собственных
действий,
поведения,деятель
ности
Обучение
целеполаганию
(приемам,
последовательнос
ти,
классификации)
Создание
ситуаций,
обеспечивающих
самопознание
учащихся
3. Проявление личностно ориентированной (личностно-гуманной) позиции педагога
Заинтересованная
реакция учителя
на предложения,
пожелания,
замечания(мнение
) каждого ученика
«Считывание»
учителем
эмоционального
состояния
отдельных
учеников и
1.Проявление ценностного отношения к
реагирование на
личности учащихся
него
Отделение оценки
действий ученика
от личного
отношения к нему
педагога
Акцентирование
учителем
важности мнения
и участия каждого
в урочной
деятельности

Акцентирование
внимания на
позитивных
личностных
качествах
учащихся, их
поощрение
Учитель как
собеседник
(функция
эмоциональной
поддержки)
Учитель как
человек,
создающий
условия для
учения
(фасилитаторская
функция)
Учитель как
2. Реализация учителем новых
исследователь
педагогических функций (ролей)
(исследовательска
я функция)
Учитель как
психотерапевт
(функция
педагогической
поддержки)
Учитель как
эксперт
(консультативная,
рекомендательная
)
IV. Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношении между участниками учебного
процесса
Приоритет
диалогических
форм общения
Организация
сотрудничества
учеников между
собой
Обращение
учителя к
1. Организация равноправного
ученикам по
партнерского общения в ходе
имени
учебного
Свободное и
взаимодействия
открытое
выражение
учениками своего
мнения без
опасения критики
Учитель
стремится
постоянно
получать от

учащихся
«обратную связь»
Доброжелательно
сть, спокойствие,
уравновешенность
учителя
Внимательность к
ученику и его
проблемам
Отсутствие
демонстрации
2. Создание благоприятного
своего
психологического климата на уроке,
превосходства над
атмосферы доброжелательности и
учащимися
комфорта
Свободное и
легкое вступление
учеников в диалог
с учителем и друг
с другом
Стимулирование
положительных
эмоций во время
урока
Организация
ситуаций
взаимопомощи
между учениками
Использование
таких учебных
заданий, где
сильна
взаимозависимост
ь результатов
индивидуальной и
3. Создание атмосферы взаимной групповой работы
заинтересованности в работе друг
Организация
друга, сотрудничества
работы учащихся
в парах
Организация
групповой работы
учащихся
Подчеркивание
значимости
достижений
(успеха) каждого
в решении общей
учебной задачи

Опорная таблица к анализу урока
Организационный этап
1.Дидактическаязадача
подготовить учащихся к работе на уроке.
этапа
взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих;
проверка внешнего состояния классного помещения; проверка
2. Содержание этапа:
подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза,
внешний вид); организация внимания.
3. Условия
кратковременность организационного момента; полная готовность класса
достижения
к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация
положительных
внимания всех учащихся.
результатов:
4. Показатели
требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность
выполнения
(из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в
дидактической задачи
предъявлении требований.
этапа:
Этап проверки домашнего задания
установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания
1.Дидактическаязадача
всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в
этапа
знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.
выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение
2. Содержание этапа
типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация
обнаруженных недочетов.
3.Условия достижения оперативность учителя, целевая направленность его деятельности;
положительных
использование учителем системы приемов, позволяющих определить
результатов
выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.
возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин)
4. Показатели
установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные
выполнения
недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания
дидактической задачи актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать
этапа:
причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления
качества знаний изученного учащимися дома.
Этап всесторонней проверки знаний
- глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив
1.Дидактическаязадача причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать
этапа
опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами
учения и самообразования.
проверка различными методами объема и качества усвоения материала;
проверка характера мышления учеников; проверка степени
2. Содержание этапа
сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование
ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков.
использование самых различных методов проверки знаний, начиная от
фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой
проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на
3. Условия
10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных
достижения
вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний;
положительных
создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью
результатов:
специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске
более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание
атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.
проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их
4. Показатели
глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать
выполнения
их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на
дидактической задачи выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях,
этапа
умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для
усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная

деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
1.Дидактическаязадача организовать и направить к цели познавательную деятельность
этапа
учащихся.
сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его
2. Содержание этапа:
практической значимости; постановка перед учащимися учебной
проблемы.
предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для
учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация
3.Условиядостижения этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить
положительных
образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны
результатов
научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками
овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на
различных уроках.
4. Показатели
активность познавательной деятельности учащихся на последующих
выполнения
этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала;
дидактической задачи понимание учащимися практической значимости изучаемого материала
этапа
(выясняется на последующих этапах урока).
Этап усвоения новых знаний
- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах,
явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона,
добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и
1. Дидактическая
систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей,
задача этапа
средств, которые привели к данному обобщению; на основе
приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и
навыки.
организация внимания; сообщение учителем нового материала;
2. Содержание этапа
обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения
материала учащимися.
использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон
изучаемого материала, полное и точное определение отличительных
признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых
объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них
3. Условия
внимания учащихся;записьвтетрадяхформулировок, опорных пунктов
достижения
плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа,
положительных
синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации;
результатов
постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной
ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц
первичного обобщения материала, когда
этовозможно;актуализацияличногоопыта и шорных знаний учащихся;
словарная работа.
при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной
работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной
4. Показатели
техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний
выполнения
и умений является правильность их ответов и действий в процессе
дидактической задачи
беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной
этапа
работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах
обучения.
Этап проверки понимания учащимися нового материала
1.Дидактическаязадача установить, усвоили или нет учащиеся связимежду фактами, содержание
этапа
новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы.
2. Содержание этапа:
проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала,

внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
постановкавопросов,требующихактивной мыслительной деятельности
учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний;
3.Условия достижения
обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или
положительных
исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и
результатов
т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при
выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.
учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к
4. Показатели
оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения
выполнения
пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий
дидактической задачи
выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового
этапа:
материала большинством слабых и средних учеников.
Этап закрепления нового материала
1.Дидактическаязадача закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для
этапа
самостоятельной работы по новому материалу.
закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики
2. Содержание этапа
изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика
при очередной проверке знаний.
3. Условия
выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать
достижения
теоретические и практические задачи; использование разнообразных
положительных
форм закрепления знаний.
результатов:
4. Показатели
умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и
выполнения
идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение
дидактической задачи выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать
этапа:
их; активность учащихся.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1.Дидактическаязадача - сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его
этапа
выполнения и подвести итоги урока.
информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению;
проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее
2. Содержание этапа
выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из
учащихся особенно старался, что нового узнали школьники.
спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и
3. Условия
последовательности их выполнения; обязательное и систематическое
достижения
выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях
положительных
разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание;
результатов
включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов;
дифференцированный подход в отборе учебного материала.
4. Показатели
выполнения
правильноевыполнениедомашнегозадан всеми учениками.
дидактической задачи
этапа:

Целевой

1. Точность и
обоснованность
поставленных целей

2. Конструктивность
(достижимость) целей
3. Диагностичность
целей:
- выделение
формируемого качества;
- наличие диагностики
этого качества;
- наличие критериев для
определения этого
качества

Опорная схема анализа урока
Мотивационный
Содержательный
1. Наличие
ориентировки учащихся
1. Соответствие
на предстоящую
основным
деятельность;
дидактическим
постановка целей
принципам
предстоящей
деятельности
2. Характер мотивации:
2. Уровень усвоения
-учения;
материала
- труда;
(репродуктивный,
- достижения;
продуктивный)
- общения

3. Формирование
познавательных
критериев (характер,
степень успешности)

3. Наличие
вариантности в
предлагаемом
материале (по типу,
уровню и т. д.)

4. Оценивание действий 4. Участие учащихся в
и поступков, характер
отборе содержания

5. Создание ситуаций
успеха

6. Итог деятельности,
нацеленность на
последействие

5. Право на усвоение
(выбор) роли, статуса

Процессуальный
1. Усваивались ли
знания в контексте
определенной
социальной функции
личности
2. Присутствовал ли
совместный поиск
решения

3. Было ли совместное
переживание ценностей

4. Существовало ли
обучение, включенное в
структуру игры,
диалога, жизненной
ситуации
5. Было ли принятие
решения с выражением
личной
ответственностии
отношения

6. Представлены ли в
материале нравственные
законы,
6. Признавались ли
гуманистические
права на собственное
ценности или
мнение
присутствует только
научный компонент
7. Наличие и характер
7. Возможны ли
сотрудничества учителя
альтернативные
с учащимися при
трактовки изучаемых
решении жизненных
явлений
проблем
8. Наличие
межпредметных связей
9. Характер рефлексии:
- натуралистический;
- социальный;
- общечеловеческий

Вид наблюдения
А. Использование
субъектного
опытаученика

Б. Применение
учителемна уроке
разнообразного
дидактического
материала

В. Характер
педагогического
общения на уроке

Г.
Активизацияспос
обов
учебнойработы

Д. Проявление
гибкости учителя
в работе на уроке

Схема анализа урока развивающего обучения.
Проявленные критерии
на уроке
Основные критерии
Всегда Иногда Нет
1.Выявлениеэтогоопытапутем постановки
вопросов.
2.Организация обмена содержанием субъектного
опыта между учениками.
3.Поддержкаучителемнаиболее правильных версий
учеников по обсуждаемой проблеме.
4.Выстраивание на их основе
изученияновогоматериала(понятия, приема).
5.Обобщениеисистематизация субъектного опыта
учеников на уроке
1.Использованиеучителемразных источников
сообщения информации.
2.Инициирование выполнения учениками заданий
проблемных, внутренне неоднородных.
3.Предложение на выбор заданий различного типа,
вида и формы.
4.Стимулирование учащихся к выбору такого
материала в соответствии с их личными
предпочтениями.
5.Применение карточек с описанием основных
учебных действий, последовательности их
выполнения
1.Уважительное и внимательное выслушивание
отвечающего, независимо от уровня его
успеваемости.
2. Обращение к ученикам по имени.
3.Беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза».
4.Поддержка учеников улыбкой, прикосновениями
и т.д.(невербально).
5.Поощрение в школьнике чувства независимости,
уверенности в себе при ответе
1. Стимулирование учеников к применению
разнообразных способов учебной работы.
2.Анализ всех предлагаемых способов (учитель не
навязывает своего мнения).
3.Обсуждениенаиболеерациональных способов.
4.Выявление наиболее личностно-значимых
способов, сложившихся у учеников.
5.Оценивание не только результата, но и процесса
выполнения задания
1. Организация атмосферывключенности каждого
ученика в работу класса.
2.Предоставление детям возможности проявить
избирательность к видам работы, характеру
учебного материала, темпу выполнения заданий на
уроке.
3.Создание условий, позволяющих
каждомуученикубытьактивным, самостоятельным
(небоясь ошибиться, получить плохую отметку).
4.Проявление отзывчивости учителя к эмоциям
ученика (непрерывает радостные восклицания,
спокойный разговорпоповодуобсуждаемой темы,

снимает негативные реакции).
5.Оказание помощи детям, не успевающим за
темпом работы класса,
испытывающимнеудовлетворенность оценкой их
работы, и т. п.
Фамилия, имя, отчество инспектирующего
Подпись инспектирующего

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

644336974853228904002341178330791503358059491649

Владелец

Дрововозов Геннадий Николаевич

Действителен

С 24.01.2023 по 24.01.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».