Адаптация в школе

АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям
обучения в средней школе
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный
период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.
Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но
связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа —
сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые
учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами
пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
•
очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к
требованиям каждого);
•
непривычное расписание (новый режим);
•
много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
(или даже новое здание средней школы);
•
новые дети в классе (или я сам в новом классе);
•
новый классный руководитель;
•
в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной
были уже большими;
•
проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в
туалетной комнате).
Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября,
зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже
обучение — предметное.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от
интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет
налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами,
соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах
наиболее часто указываются:
•
возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не
успевают конспектировать;
•
возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
•
новые, непривычные требования к оформлению работ;
•
необходимость самостоятельно находить дополнительную
литературу и работать с ней.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих
пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и
личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх
не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как
правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего
подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о
его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный
страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и
способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети

очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами,
английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая
сопротивляемость стрессу у них низкая.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до
половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители,
принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные
страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по
поводу негативных оценок или их ожидания. .
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного
руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо
нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие
классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения
соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя.
У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни,
нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований
учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае
для них также очень важна поддержка классного руководителя.
Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности
класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям,
умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий
успешной адаптации детей.
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в
той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в
средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает
своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим
своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего
школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан
с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного
новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность
порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно
оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей.
Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении
противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых.
Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм —
первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска
подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же
способствует и ориентированность подростков на установление
доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит
моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки
рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы
взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание. Другого,
похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои

собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности
отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей
учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на
ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются
приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но
способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей
положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на
мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает
возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и
самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В
противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже
конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного
возраста (рассогласование темпов роста и развития различных
функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную
нестабильность подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками
в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться
как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая
пика к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может
оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно
может быть самым разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как
позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и
чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед
выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации
ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов
работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на
успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить
профилактическую работу с детьми.
Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования,
объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования
учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения
детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания
материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку»,
которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к
ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных
форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть
направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных
критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях
неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели
поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность,
следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные
трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно
облегчить
участь
«пятиклашек»
некоторыми
чисто
организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство
детей друг с другом и учителей с детьми:
1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя
на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами
написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному
руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной
обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до
первого сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались
заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать
визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в
классе:
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует
провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на
возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с
ними);
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое
родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и
требованиями по предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность
ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет
выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно
распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это
относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по
школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других
помещений.
2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и
ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности
выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
•
здороваемся стоя;
•
не перебивать ни учителя, ни ученика;
•
поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
•
опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса:

•
•

наличие необходимых учебных пособий;
соблюдение
правил
оформления
тетрадей
(наличие
полей, запись даты и т.д.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
•
проявлять уважение друг к другу;
•
звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5.
Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник —
для
записи домашнего
задания
и
(или)
выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях
к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный
руководитель или учитель-предметник.
6.
Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и
днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
7.
Можно подготовить и провести в первые дни учебного года
специальные
мероприятия
(тренинг
групповой
сплоченности,
тематические классные часы и т.п.), снимающие основные
проблемы общения детей внутри класса.
8.
Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений
между старшеклассниками и «малышами».

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

644336974853228904002341178330791503358059491649

Владелец

Дрововозов Геннадий Николаевич

Действителен

С 24.01.2023 по 24.01.2024


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».